Беда коль пироги начнет печи сапожник значение печи

Фразеологизм «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник»: значение и происхождение

Фразеологизм – это устойчивое образное выражение, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов. Фразеология включает в себя:

  • идиомы – фразеологизмы как переосмысленные образные значения;
  • пословицы и поговорки, образовавшиеся в фольклоре;
  • крылатые выражения – фразы афористического характера, относящиеся к какому-нибудь определенному автору, художественному, литературному или кинематографическому произведению.

Что значит «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник»? Значение «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник»

Что это такое означает?
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» – это так говорят о людях, которые занимаются не своим делом.

Происхождение

Откуда и какое происхождение фразы?
Источник крылатого выражения «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник»: басня И.А. Крылова «Щука и Кот».

Другие русские выражения

Другие значения и истории происхождения выражений, фразеологизмов, поговорок, пословиц и крылатых фраз на сайте из нашего словаря слов и выражений русского языка:
Беден как ир
Без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек
Без вины виноватые
Без гнева и пристрастия
Без драки попасть в большие забияки

Читайте также:  Пирог с рыбой без дрожжевого теста

Источник

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, / А сапоги тачать пирожник

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, / А сапоги тачать пирожник
Из басни «Щука и Кот» (1813) И. А. Крылова (1769—1844), в которой говорится о Щуке, которая вдруг захотела, подобно Коту, ловить мышей. Охота кончилась тем, что сама осталась еле жива и «и крысы хвост у ней отъели».
Мораль басни:
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит,
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать совета.

Иносказательно: о непрофессионализме — каждый должен делать только то, что он действительно умеет делать.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, / А сапоги тачать пирожник» в других словарях:

ПИРОЖНИК — ПИРОЖНИК, пирожника, муж. Человек, изготовляющий пироги или торгующий ими. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.» Крылов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТАЧАТЬ — ТАЧАТЬ, тачаю, тачаешь, несовер. (к стачать и к вытачать), что (сапож., порт.). Шить сквозной строчкой. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.» Крылов. «Вечером шилом, иголкой что нибудь бойко тачал.» Некрасов.… … Толковый словарь Ушакова

пирожник — а, м. Тот, кто печет или продает пироги. ► Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. // Крылов. Басни // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

тачать — аю, аешь, несов., перех. Шить, изготовлять шитьем; в портном и сапожном деле шить сквозной строчкой. ► Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. // Крылов. Басни // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Крылов И.А. — Крылов И.А. Крылов Иван Андреевич (1769 1844) Русский баснописец. Афоризмы, цитаты Крылов И.А. биография • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Волк и ягненок (Волк) • Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Вороненок • Почти у всех во… … Сводная энциклопедия афоризмов

ПЕЧЬ — 1. ПЕЧЬ1 (печи обл.), пеку, печёшь, пекут, прош. вр. пёк, пекла, несовер. 1. что. Приготовлять в пищу сухим способом (без жиров и жидкостей), обогревая со всех сторон, прогревая на огне, горячих угольях или с помощью раскаленного воздуха в печи,… … Толковый словарь Ушакова

ПЕЧЬ — 1. ПЕЧЬ1 (печи обл.), пеку, печёшь, пекут, прош. вр. пёк, пекла, несовер. 1. что. Приготовлять в пищу сухим способом (без жиров и жидкостей), обогревая со всех сторон, прогревая на огне, горячих угольях или с помощью раскаленного воздуха в печи,… … Толковый словарь Ушакова

пиро́жник — а, м. устар. Тот, кто печет или продает пироги. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. И. Крылов, Щука и Кот. Мальчишка пирожник кричит, продавая свой товар: А вот пироги, с пыла, с жара, полгроша пара! А. Н. Толстой,… … Малый академический словарь

Иван Андреевич Крылов — (1796 1844 гг.) писатель, баснописец Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. Быть сильным хорошо, Быть умным лучше вдвое. Если голова пуста, То голове ума не придадут места. И счастье многие находят Лишь тем, что хорошо… … Сводная энциклопедия афоризмов

Источник

Значение крылатых выражений — Ба знакомые все лица, беда коль пироги начнет печь сапожник а сапоги тачать пирожник, без божества без вдохновенья, без руля и без ветрил

«Ба! знакомые все лица«

Слова Фамусова из комедии A. Г. Грибоедова «Горе от ума», 1824 год, действие 4, явление 14.
«Ба» — выражает удивление, изумление.
Говорится шутливо при неожиданной встрече со знакомыми людьми, чаще в какой-либо компании. Употребляется только по отношению к близким знакомым, друзьям, людям одного возраста. Часть выражения — знакомые всё лица — может употребляться в ситуации, когда человек встречается с чем-либо, что ему хорошо знакомо и не является для него новым.
Пример из литературы:
В. Маркевич в своих произведениях изображает только своих близких знакомых — признак писателя, не видящего дальше своего носа. — «Ба! Знакомые все лица!» — восклицали московские сплетники, смакуя его драму (А. Чехов, «Осколки московской жизни»).

«Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник«

Выражение из басни И. А. Крылова «Щука и Кот», 1813 год.
«Коль» — если.
«Тачать сапоги» — шить сапоги.
«Пирожник» — человек, который делает кондитерские изделия.
Говорят, когда человек занимается не своим делом.
Пример из литературы:
«Беда, коль пироги начнёт печь сапожник!» — так заключил г. Евтушевский свой доклад в педагогическом обществе об Азбуке и статье «О народном образовании» Толстого. Сапожник, на беду взявшийся печи пироги, есть Л. Н. Толстой, человек, двадцать лет теоретически и практически занимавшийся педагогическим делом. Кто же после этого не сапожник? И где основания для того, чтобы признать самого г. Евтушевского пирожником? (Н. Михайловский, «Записки профана»).

«Без божества, без вдохновения«

Выражение из стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» 1825 год.
В глуши, во мраке заточения
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновения,
Без слёз, без жизни, без любви…
Широко известен романс на эти стихи Пушкина, написанный великим русским композитором М. И. Глинкой (1840 год).
Смысл : делать что-либо, заниматься чем-либо без интереса, без любви к делу. Употребляется обычно для отрицательной характеристики равнодушного, формального отношения к делу.
Пример из литературы:
— Это какая-то деревянная жизнь! — сказал в сильном волнении Александр, — прозябание, а не жизнь! прозябать без вдохновения, без слёз, без жизни, без любви… (И. Гончаров, «Обыкновенная история»).

«Без руля и без ветрил«

Выражение из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», 1841 год, часть 1, строфа 15.
«Ветрило» — парус.
Говорится обычно иронически о человеке или коллективе, который в своих делах, поступках не имеет точной, ясной цели (выражение книжное, употребляется только с глаголами движения).
Пример из литературы:
Да, самого искреннего возмущения узостью, самого горячего желания поднять преклоняющихся перед ней людей ещё не достаточно, если возмущающийся носится без руля и без ветрил… (В. И. Ленин, «Что делать?»).

Источник

Басня Щука и кот

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело всё погубит,
И рад скорей Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.

***
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял её с собой он на охоту,
Мышей в анбаре половить.

Стал Щуке Васька говорить.—
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера боится».—
«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей».—

«Так в добрый час, пойдём!» Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идёт;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот,-
И крысы хвост у ней отъели.
Тут видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил её обратно в пруд.

И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперёд умнее быть
И за мышами не ходить.

Басня впервые напечатана в 1813 году.
Поводом для ее создания послужила военная неудача адмирала Чичагова. После победы русских войск при Тарутине решено было пресечь путь отступавшему Наполеону при переправе через Березину. Однако адмирал Чичагов так неумело командовал этой операцией, что Наполеону удалось переправиться через Березину. Это вызвало сильнейшее общественное негодование, и Крылов, по словам современников, написал басню «о пирожнике, который берется шить сапоги, то есть моряке, начальствующем над сухопутными войсками».

Источник

Беда! Коль пироги начнет печи сапожник

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лУчше дело всё погубит.
И. А. Крылов (1769—1844)

Мысли не столь новые, сколь многогранные. Мозговой штурм разносторонних специалистов целеустремлён к ожидаемому успеху, хотя, может, совершенно неожиданным образом. Неквалифицированная деятельность уводит к краху, причём совершенно неминуемо и закономерно.
Специализация накладывает привычки и образ мышления: «специалист — подобен флюсу!». Вне своей сферы полный или превалирующий непрофессионал даже в смежных областях, как сказал поэт, ЛУЧШЕ ВСЕХ и всё дело загубит.
Такой великолепный ход с точки зрения чекиста — забрать крымские угодья «без сучка и задоринки» моментальным хапком вдруг почему-то не вызвал восторга и ликования политологов — противное слово! — государственной элиты даже внутреннего полива — лавровское блудословие не в счёт — не говоря о закордонии.
В 2008 году в «Быть ли путиновщине?», мне казалось, задаю почти гипотетический предупреждающий ? с обновлением угрозы, что диктаторские ужимки напрямую ведут к военным устремлениям. В 2012 в «Убить! Ещё убить!» уже не было никаких иносказаний. Не потому, что такой умный, а потому, что очень боялся. Предвидеть было совершенно не трудно. Теперь, как любится говорить в прессе, только ленивый не устаёт повторять о выстроенной системе грабительства и беспардонности власти столько же, сколько о никчемности и мерзости развязанной бойни.
«Кто ведет себя с негодяем кротко — понесет урон, кто же обходится с ним жёстко — будет иметь прибыль» — Эзоп.

30 веков ушло от его чеканной формулировки.
Далее чекизм решительно отступит, предложит всяческие послабления и сдаст позиции. Дело не в том, кто же ему теперь поверит? Но в том, и лишь в том, что «нет житья от проклятых шакалов!».
Чекизм — жил. Чекизм — жив. Чекизм — не должен жить!

Источник

Оцените статью