Блин литература 2 класс

Учебник Литературное чтение 2 класс Климанова Горецкий Голованова часть 1

облучке В тулупе, в красном [кушаке.| Вот бегает дворовый мальчик, В салазки Жучку посадив. Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно. (Из романа «Евгений Онегин») Можно ли догадаться о настроении людей, встретивших зиму? Как воспринимает зиму поэт? В каких строках это | передано особенно ярко? А. С. Пушкин в нескольких словах рассказал о том, как маленький шалун радуется зиме. Устно нарисуй эту картину. 89 СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом I рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, — Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, -Пришёл невод с травой морскою, ^. .’к в третий раз закинул он невод, — Пришёл невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь». Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море. Гуляй там себе на просторе». * * * Воротился старик ко старухе. Рассказал ей великое чудо: «Я сегодня поймал было рыбку. Золотую рыбку, не простую; По-нашему говорила рыбка. Домой в море синее просилась. Дорогою ценою откупалась: Откупалась чем только пожелаю. 91 Не посмел я взять с неё выкуп; Так пустил её в синее море». Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё!корыто, Наше-то совсем раскололось». * * * Вот пошёл он к синему морю; Видит,— море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка. Разбранила меня моя старуха. Не даёт старику мне поко!^ Надобно ей новое корыто; Наше-то совсем раскололось». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с Богом, Будет вам новое корыто». * * * Воротился старик ко старухе: У старухи новое корыто. 92 Ещё пуще «Дурачина Выпросил, В корыте Воротись, Поклонись старуха бранится: ты, простофиля! дурачина, корыто! много ль корысти? дурачина, ты к рыбке; ей, выпроси уж избу», * Вот пошёл он к синему морю, (Помутилось синее море.) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Ещё пуще старуха бранится. Не даёт старику мне покою: Избу просит сварливая баба». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с Богом, Так и быть: изба вам уж будет». Пошёл он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой, С кирпичною, белёною трубою, С дубовыми, тесовыми вороты. Старуха сидит под окошком. 93 7Т На чём свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть чёрной крестьянкой. Хочу быть столбовою дворянкой». * * * Пошёл старик к синему морю, (Не спокойно синее море.) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Пуще прежнего старуха вздурилась. Не даёт старику мне покою: / Уж не хочет быть она крестьянкой. Хочет быть столбовою дворянкой». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с Богом». * Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. 94 На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей[душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею. На руках золотые перстни. На ногах красные сапожки. Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает. Говорит старик своей старухе: «Здравствуй, барыня-сударыня, дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна», На него прикрикнула старуха. На конюшне служить его послала. 95 * * * Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика посылает. «Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей». Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство». Осердилася пуще старуха. По щеке ударила мужа. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною. Со мною, дворянкой столбовою? — Ступай к морю, говорят тебе честью. Не пойдёшь, поведут поневоле». Старичок отправился к морю, (Почернело синее море.) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает: 96 «Смилуйся, государыня рыбка! . Опять моя старуха бунтует: Уж не хочет быть она дворянкой, Хочеть быть вольною царицей». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с Богом! Добро! будет старуха царицей!» * * * Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты. В палатах видит свою старуху. За столом сидит она царицей. 97 Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным; Вкруг её стоит грозная стража, На плечах топорики держат. Как увидел старик, — испугался! В ноги он старухе поклонился. Молвил: «Здравствуй, грозная царица! Ну, теперь твоя душенька довольна». На него старуха не взглянула. Лишь с очей прогнать его велела. Подбежали бояре и дворяне. Старика взашей затолкали. А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила. А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: / Не садися не в свои сани!» ‘ * * * Вот неделя, другая проходит. Ещё пуще старуха вздурилась. Царедворцев за мужем посылает. Отыскали старика, привели к ней. Говорит старику старуха: «Воротись, поклонися рыбке. 98 Г шжт Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морокою, Чтобы жить мне в Окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая И былЁГ б у меня на посылках». * * * Старик не осмелился перечить. Не дерзнул поперёк слова молвить. Вот идёт он к синему морю. Видит, на море чёрная буря: Так и вздулись сердитые волны. Так и ходят, так воем и воют. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей. Хочет быть владычицей морскою; Чтобы жить ей в Окияне-море, Чтобы ты сама ей служила И была бы у ней на посылках». Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. 99 * * * Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто. Много захочешь — последнее потеряешь. I Много желать — добра не видать. ] Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ. 100 Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй? Сравни начало и конец сказки. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется? Проследи, как постепенно менялось море: море слегка разыгралось; помутилось синее море; не спокойно синее море; почернело синее море; на море чёрная буря. Почему так происходило? Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради». Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало». ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ «Басни дедушки Крылова. Кто же их не знает? Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и Муравья, про Слона и Моську. А знаешь ли ты, что, для того чтобы писать хорошие басни, надо быть очень трудолюбивым человеком? «Будет просто, как переделаешь раз со сто», — говорил современник Крылова художн!^ Федотов. Только к одной басне «Кукушка и Петух», в которой всего двадцать одна строка, черновых набросков около двухсот строк. Всю жизнь Иван Андреевич Крылов и работал, и учился. Работать он начал в одиннадцать лет, а греческий язык, например, начал изучать в пятьдесят лет и за два года овладел им в совершенстве. 102 п- Рассмотри рисунки. Вспомни названия басен. Расскажи, что перепутал художник. Найди басни И. А. Крылова в библиотеке. Перечитай понравившуюся тебе басню. 103 ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! Поклажа бы для них казалась й легка: Да Лебедь рвётся в облака. Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам. Да только воз и ныне там. Дружно негрузно, а врозь хоть брось. 104 Г— ЧЧ»—^ Обсудите с другом. Грустную или м смешную историю рассказал И. А. Кры- || лов? Как вы понимаете выражение «воз и ныне там»? Сравни басни и сказки. Есть ли у них что-то общее? Выполни задание в Ц «Рабочей тетради». % Басни — это короткие, чаще всего стихотворные произведения, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. Назови героев басни. Опиши, как они старались сдвинуть воз. Что главное они не сделали: не спели вместе; не договорились, как будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного? Прочитай первые три строки. Придумай свой рассказ на эту тему. Обсудите с другом. О чём предупреждает И. А. Крылов людей, которые взялись за общее дело? В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Продумайте условия совместной работы. Сравните их с теми, что даны в «Рабо- № чей тетради». р 7К1: Ж и. Токмакова ДЕСЯТЬ ПТИЧЕК — СТАЙКА Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек — стайка. Эта птичка — соловей. Эта птичка — воробей. Эта птичка — совушка, Сонная головушка. Эта птичка — свиристель. Эта птичка — коростель. Эта птичка — скворушка, Серенькое пёрышко. Эта — зяблик. Эта — стриж. Эта — развесёлый чиж. Ну, а эта — злой орлан. Птички, птички — по домам! Как зовут птичек? Перечитай. ПРОВЕРИМ СЕБЯ ________И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ »> 1. Назови произведения, которые тебе за-] I помнились. Кто их автор? »> 2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может: придумать писатель, поэт. Мы говорим, что] это литературная сказка. а> литературные 3. Встречалось ли тебе слово иллюстра^ тор? Это художник, который делает рисун^ ки — иллюстрации к литературным произ-д ведениям. Например, к «Сказке о рыбаке и рыбке»] А. С. Пушкина рисунки сделал известный] художник книги В. В. Перцов. С’Автор^ Писатель^ НАЗВАНИЕ )^ожник .Иллюстрато! а> 4. С какими произведениями А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого ты был! знаком раньше? Назови. Расскажи одно из, них. 122 5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл? 6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. * * * . Какая ночь! Мороз трескучий, На небе ни единой тучи; Как шитый полог, синий свод Пестреет чистыми звездами. В домах всё тёмно. У ворот Затворы с тяжкими замками. Везде покоится народ; Утих и шум, и крик торговый; Лишь только лает страж дворовый Да цепью звонкою гремит. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне? 7. Можешь ли ты сказать, в чём необыч- « ность сказки о золотой рыбке? 8. Случалось ли тебе остаться у разбито-го корыта? Придумай свой рассказ на эту тему. Запиши его в «Рабочую тетрадь». 9> 9. Определи основные мысли прочитанных! басен И. А. Крылова. Назови образные] слова и выражения из его басен, которые] мы часто употребляем в речи. Почему их] называют крылатыми? 10. Вспомните с другом примеры из жиз-^ ^ ни, когда можно употребить следующий пословицы: Один за всех, а все за одного. Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Грамоте учиться всегда пригодится. Друзья познаются в беде. Добра желаешь — добро и делай. Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Счастье тот добывает, кто уменьем ума.] набирает. 11. Назови прочитанные произведения, к! которым подходят эти пословицы. 124 ратьях наших меньших Мы познакомимся: р произведениями Н. Сладкова, Е. Чарушина, М. Пришвина, Б. Житкова, которые открывают волшебный мир природы. Мы научимся: сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных; определять последовательность событий, составлять план и подробно пересказывать по этому плану произведение. Мы будем учиться: видеть красоту природы; определять героев произведения, рассказывать о них, выражать своё отношение к ним. \ \ они и мы Н. Сладков Странные существа — в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам — и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее — жизнь. Самое удивительное явление на Земле. И самое уязвимое. У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях. Кто встречается с их обитателями. «Не. навреди!» / 126 А. Шибаев КТО КЕМ СТАНОВИТСЯ? Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако, И теперь он не щенок — Взрослая ________. _ с каждым днем и стал ^ Эгог зд® кот г, —-‘ ^>^ьки^ ‘^°т пуи^о^ А отважный петушок ^^-^]^Дро.о-хотным »н. Специально для ребят. Тех, кто любит щутки. Прочитай стихотворение, вставляя необходимые по смыслу слова. Ответь на вопрос стихотворения. 127 Б. Заходер Плачет киска в коридоре. У неё большое горе: Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски. Жалко ли вам киску? Какое горе у неё приключилось? Какое настроение создаёт стихотворение? Почему? И. Пивоварова Жила-была собака, Она была большая, И был у той собаки Огромный рыжий хвост. И вот когда собака Бежала по дороге. За нею пыль вставала Почти до сдмых звёзд. И были у собаки Огромнейшие зубы, И лаяла собака. Как миллион собак. 128 1 Когда она дышала, С домов слетали крыши И все деревья гнулись -И это было так. Жила-была собака, Но только ты не бойся: Она была послушной И доброю была. Меня она любила И в гости приходила, И ела хлеб с вареньем, И сладкий чай пила. И добрая собака Со мной гулять ходила, И ласково крутила Своим большим хвостом А вот что было дальше. Ещё я не придумал. Сначала я придумаю, А расскажу потом. Можно ли сказать, что это сказочное стихотворение? Какие приёмы сказки использует автор? Что мы узнаём о собаке? в. Берестов КОШКИН ЩЕНОК Был у кошки сын приёмный, Не котёнок, а щенок. Очень милый, очень скромный. Очень ласковый сынок. Без воды и без мочала Кошка сына умывала. Вместо губки, вместо мыла Быстро лижет язычок Шею, спину и бочок. Кошка-мать — Животное Очень чистоплотное. Но подрос Сынок приёмный И теперь он пёс огромный. Бедной маме не под силу Мыть лохматого верзилу. На громадные бока Не хватает языка. Чтобы вымыть шею Сыну, Надо влезть ему на спину. — Ох, — вздохнула кошка-мать, — Трудно сына умывать! 130 Сам плескайся и купайся, Сам без мамы умывайся! Сын купается в реке. Мама дремлет на песке. Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»? Как по-другому можно назвать стихотворение? Придумай своё название. Какой характер у щенка? Составь по рисунку рассказ про цыплёнка. Придумай окончание этой истории. Знаешь ли ты истории, когда животные воспитывали не своих детёнышей? Придумай рассказ и запиши его в «Рабочую тетрадь». 131 М. Пришвин РЕБЯТА И УТЯТА Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру. В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и. поймать её, как утят, но тут я подошёл. — Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят. 1 132 Г Они струсили и ответили: — Пустим. — Вот то-то «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать? — А вон сидит! — хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом. — Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят! Они как будто даже обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру. Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул: — Счастливый путь, утята! Ребята надо мной засмеялись. — Что вы смеётесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть 133 1Г I утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свидания!». И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята: — До свидания, утята! Всякий человек в деле познаётся. -Л Кто скоро помог, тот дважды помог! За правое дело стой смело! Любить природу — это наблюдать и помогать ей. 134 Прочитай начало рассказа и представь себе эту картину. Устно опиши путь уточки с утятами к озеру. Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные? А как поступил бы ты на месте рассказчика: стал бы ругать ребят или объяснил им, как труден путь утят к озеру? Как называет писатель утят? Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ? Перескажи рассказ с помощью плана: • Утка повела утят к озеру. • Ребята ловили утят. • Приказ взрослого. • Семья продолжает путешествие. Составь свой план пересказа. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Смогли ли ребята понять свой поступок? Попробуй помочь им. Обсудите с другом. Что пытался объяснить писатель ребятам и читателям? 135 Е. Чарушин СТРАШНЫЙ РАССКАЗ Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче — у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама ушли в гости. Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то ползает — шуршит. Шура и говорит со своей кровати: — Мне совсем и не страшно. — Мне тоже совсем не страшно, — отвечает Петя с другой кровати. — Мы воров не боимся, — говорит Шура. — Людоедов тоже не боимся, — отвечает Петя. — И тигров не боимся, — говорит Шура. — Они сюда не придут, — отвечает Петя. И только Шура хотел сказать, что он крокодилов не боится, как вдруг они слышат. за дверью.- в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ. топ. шлёп. шлёп. топ. топ. Как бросится Петя к Шуре на кровать! 1 136 г 4 Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал. — Не дыши, — говорит Шура Пете. — Я не дышу. Топ. топ. шлёп. шлёп. топ. топ. шлёп. шлёп. А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и топает. Но тут пришли папа с мамой. Они открыли двери, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. И вдруг вдоль стены кто-то как пробежит в угол. Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят — да это ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом. 3 137 -ут Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. | Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся. Прочитай рассказ так, чтобы слушателям было интересно. Какие мысли ты хочешь передать? Каким тоном будешь читать? Изменится ли интонация в конце рассказа? Как ты думаешь, прочитанное тобой произведение — сказка или рассказ? Что напугало детей? Найди эти строки. Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитай их диалог. Как вёл себя ёжик, когда искали его? Вспомните с другом случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы. С помо1цью подчёркнутых слов составь план рассказа. Запиши его в «Рабочую тетрадь». 138 Б. Житков ХРАБРЫЙ УТЁНОК Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними. Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. 139 А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать. Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться. — Ну и храбрецы! — сказал он. — Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра. — Ты хвастаешь, — сказали утята. — Завтра ты первый испугаешься и побежишь. На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла. — Ну, смотрите, — сказал смелый Алёша, — сейчас я буду драться с вашей стрекозой. Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. 140 1 Прямо сверху она полетела на тарелку. Утята хотели бежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела. С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы. Почему хозяйка решила, что утята заболели? Что бы ты мог ей посоветовать? Кем оказался утёнок Алёша — хвастуном или храбрецом? Расскажи, как утята избавились от злой стрекозы. Как ты думаешь, случай, о котором рассказал автор, мог произойти с людьми? Составь рассказ, но вместо утёнка сделай главным героем мальчика Алёшу. Запиши план в «Рабочую тетрадь». Обсудите с другом. Это сказка или рассказ? Докажите ваше мнение. 141 Т’ Чт у ( у уметь читать в. Бианки МУЗЫКАНТ Старый медвежатник сидел на завалинЦ ке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику: — Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу. (и1^шттштйшш^тштвттаатттттттитшттяшатттштштвшшшттшшшяши^штттш1ш^ш1тя^^ Пойдёт старик на охоту или нет? Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его. Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. 142 Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн. » Красивый такой звук, как струна пропела. Немного погодя опять: «Дзенн. » Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» А из лесу опять: «Дзенн. » — да так звонко, ласково. Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки. Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн. » — как струна пропела. Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! Замолк звук — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил. П 143 1 Как поступит старик с медведем? Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёрнул одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн. » Колхозник спросил старика: — Ну что, убил медведя? — Нет, — ответил старик. — Что же так? — Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я? рт-ут. 3 144 и старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве. Что удивило тебя в этом рассказе? Выдели строки, которые убедили тебя, что старик действительно любил музыку. Нарисуй словесную картину, как медведь играет на щепке. Сравни, как старик и медведь слушали пение щепки. Объясни, почему автор дал своему рассказу такое название. Перескажи текст, используя следующие вопросы: • На чём играл старый медвежатник? • Что сказал ему колхозник? • Зачем медвежатник пошёл в лес? • Что он услышал, когда отдыхал в лесу? • Какую картину увидел старик в лесу? • Почему старик не застрелил медведя? Объясни, кто такой музыкант. Посмотри в энциклопедии. Каких музыкантов ты знаешь? 4 в. Бианки СОВА Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова. — Здорово, — говорит, — друг! А Старик ей: — Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг? Рассердилась Сова. — Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови. А Старик: — Вишь, чем пугать вздумала! Утекай!^ пока цела. Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит. * * * Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются: — Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком? — Мышь мыши в ответ: 146 — Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье. Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали. А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли. — А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки. —1 147 Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят. А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись. — А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только. Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят. А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок переносить. — И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт. По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику. А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу, что каша без масла. Молчит Старик, ничего не говорит. Была Корова с клевера здорова, стала 148 Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже. А Сова из дупла: — Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе; придёшь ко мне кланяться. Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало. Нечем стало Старику чай белить — пошёл Старик Сове кланяться: — Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай. А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп. — То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей? * * * Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить. 149 Г Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много. Стал Старик молоком чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уважи-вать. Считал ли Старик Сову своим другом? О чём мудрая Сова предупреждала Старика? Послушался ли он её советов? Найди и прочитай диалоги героев. Человек связан с природой и зависит от неё. Составьте с другом текст высказывания на эту тему. Объясни, сказку или рассказ ты прочитал. Напиши статью в школьную стенгазету «Как помочь животным в зимнее время». Воспользуйся планом и опорными словами из «Рабочей тетради». 150 ‘ Составь рассказ по рисункам ч’ГМ1и;д’]^« 151 Прочитай быстро. С. Брезкун I /Р-Р-Рянул ‘Р-Р-РОМОМ ^Р-Р’РИК ^ор-р-роны. V бер ,р-рёз -Гр-р-рясутся Кр’Р роиь\ Гвор-Р’РО’^ все ор- р-рет. 9’Р О 69’^ \Л у\\Л 152 М. Бородицкая Грачиха говорит грачу; «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Д ,я укрепления пера^^ Солние ^ воДУ напьётся — водииь’ ‘^’^^тся’поё^ся’. чистой дня звенит славно сего^ Подготовься к выразительному чтению. Прочитай стихи сначала медленно про себя, а потом быстро вслух. 153 ПРОВЕРИМ СЕБЯ и ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ 1. Объясни название раздела. Почему мы| I называем животных «меньшими братьями»?’ в> 2. О чём писатели заставляют нас заду-I маться? в> 3. Какой из прочитанных рассказов показался тебе наиболее интересным? Что в нём запомнилось? ®> 4. Есть ли в этом разделе сказки о живот-I ных? ®> 5. Что об1дего и чем различаются сказки и I рассказы о животных? в> 6. Чем отличается художественный рассказ от научно-познавательного текста? Писатель изображает (изображать — создавать образ, картину) всё, что волнует и интересует че ловека, с помощью слова. Учёный на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты. Об одном и том же предмете, явлении, событии можно написать по-разному. 154 >!! 7. Сравни рассказ Е. Чарушина с текстом > 12. Прочитай слова из книги Н. Сладкова. Всё живое испытывает тебя на миролюбие. Об этом перешёптываются цветы, перекликаются птицы. Зверьки нарочно попадают на глаза — как ты себя поведёшь? Окликают птицы — как ты поступишь? Остановишься, посмотришь, послушаешь — или схватишься за камень и палку? И тогда они решат, как к тебе относиться. Как ты — так и к тебе! Природу может спасти только наша любовь! Обсудите с другом. Какими мыслями хочет ^ поделиться с вами писатель? Согласны ли вы с его высказыванием о том, что природу может спасти только любовь? 3 детских журналов Мы познакомимся: • с детскими журналами, в которых много весёлых картинок, забавных стихов, рассказов и занимательных игр. Мы научимся: • отличать журнал от книги; • ориентироваться в журнале, находить в нём интересные статьи. Мы будем учиться: • находить нужную нам информацию в разных журналах; • создавать свой журнал. \ Знаком ли ты с детскими журналами «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Колобок и Два жирафа»? Эти журналы специально выпускаются для детей. В них много весёлых картинок, забавных стихов, рассказов и занимательных игр. А знаешь ли ты, что твои прабабушки и прадедушки, когда были в твоём возрасте, тоже любили читать весёлые журналы? Назывались тогда журналы «Чиж» и «Ёж». В них печатали свои произведения известные детские писатели Даниил Хармс, Юрий Владимиров, Александр Введенский и другие замечательные писатели и поэты. Они были талантливыми выдумщиками, весёлыми и добрыми людьми. Познакомься с некоторыми страничками из детских журналов. 158 л ВОПРОСЫ из ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ Что можно увидеть с закрытыми глазами? от А А ^ А л ^ А А _ ®-^ег А У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (ноо :едиб^ Л :эоновиве :э1ЛЛ1эе ои [хихэиЛ в1пи1и вхои ‘л1вУжо’п’ои о№н) Какие вопросы тебя заинтересовали? Придумай свои необычные вопросы. 159 Д. Хармс] ИГРА Бегал Петька по дороге, по дороге, по панели, бегал Петька по панели, и кричал он: — Га-ра-рар! Я теперь уже не Петька, разойдитесь! Разойдитесь! Я теперь уже не Петька, я теперь автомобиль. А за Петькой бегал по дороге, по панели, бегал Васька по панели, и кричал он: — Ду-ду-ду! Я теперь уже не Васька, сторонитесь! Сторонитесь! 160 я теперь уже не Васька, я почтовый пароход. А за Васькой бегал Мишка по дороге, по панели, бегал Мишка по панели, и кричал он: — Жу-жу-жу! Я теперь уже не Мишка, берегитесь! Берегитесь! Я теперь уже не Мишка, я советский самолёт. Шла корова по дороге, по дороге, по панели, шла корова по панели и мычала: — Му-му-му! Настоящая корова, с настоящими рогами. Шла навстречу по дороге всю дорогу заняла. — Эй, корова, ты, корова, не ходи сюда, корова, не ходи ты по дороге, не ходи ты по пути. — Берегитесь! — крикнул Мишка. — Сторонитесь! — крикнул Васька. — Разойдитесь! — крикнул Петька, и корова отошла. Добежали, добежали до скамейки у ворот пароход с автомобилем и советский самолёт, самолёт с автомобилем и почтовый пароход. Петька прыгнул на скамейку, Васька прыгнул на скамейку, Мишка прыгнул на скамейку, на скамейку у ворот. 162 — я приехал! — крикнул Петька. — Стал на якорь! — крикнул Васька. — Сел на землю!— крикнул Мишка. И уселись отдохнуть. Посидели, посидели на скамейке у ворот самолёт с автомобилем и почтовый пароход, пароход с автомобилем и советский самолёт. — Кроем дальше! — крикнул Петька — Поплывём! — ответил Васька. — Полетим! — воскликнул Мишка. И поехали опять. И поехали, помчались по дороге, по панели, только прыгали, скакали и кричали: — Жу-жу-жу! Только прыгали, скакали по дороге, по панели, только пятками сверкали и кричали: — Ду-ду-ду! Только пятками сверкали по дороге, по панели, только шапками кидали и кричали: — Га-ра-рар! Прочитай стихотворение в быстром темпе, подчёркивая его ритм. Подумай, почему отдельные слова повторяются несколько раз. Найди в тексте и прочитай выразительно диалог детей. Почему стихотворение называется «Игра»? Кто был участником игры? Кого изображают дети? Какие слова им в этом помогают? Во что играете вы? Обсудите с другом и расскажите всему классу. 1111^ ■|М.|ИМ^Я 164 Д. Хармс * * * — Вы знаете? Вы знаете? Вы знаете? Вы знаете? Ну, конечно, знаете! Ясно, что вы знаете! Несомненно, Несомненно, Несомненно знаете! — Нет! Нет! Нет! Нет! Мы не знаем ничего. Не слыхали ничего. Не слыхали, не видали И не знаем ничего! — А вы знаете, что У? А вы знаете, что ПА? А вы знаете, что ПЫ? Что у папы моего Было сорок сыновей? Было сорок здоровенных И не двадцать. . |1 ИИ 1 165 и не тридцать, Ровно сорок сыновей! — Ну! Ну! Ну! Ну! Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь! Ещё двадцать, Ещё тридцать. Ну, ещё туда-сюда, А уж сорок. Ровно сорок — Это просто ерунда! — А вы знаете, что СО? А вы знаете, что БА? А вы знаете, что КИ? Что собаки-пустолайки Научилися летать? Научились, точно птицы, — Не как звери. Не как рыбы, — Точно ястребы летать! — Ну! Ну! Ну! Ну! Врёщь! Врёшь! Врёшь! Врёшь! 166 Ну, как звери, Ну, как рыбы. Ну, ещё туда-сюда, А как ястребы. Как птицы, — Это просто ерунда! — А вы знаете, что НА? А вы знаете, что НЕ? А вы знаете, что БЕ? Что на небе Вместо солнца Скоро будет колесо? Скоро будет золотое — Не тарелка. Не лепёшка, — А большое колесо! — Ну! Ну! Ну! Ну! Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь! Ну, тарелка. Ну, лепёшка. Ну, ещё туда-сюда. 167 Г А уж если колесо — Это просто ерунда! — А вы знаете, что ПОД? А вы знаете, что МО? А вы знаете, что РЕМ? Что под морем-океаном Часовой стоит с ружьём? — Ну! Ну! Ну! Ну! Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь! Ну, с дубиной. Ну, с метёлкой. Ну, ещ,ё туда-сюда, А с заряженным ружьём — Это просто ерунда! — А вы знаете, что ДО? А вы знаете, что НО? А вы знаете, что СА? Что до носа Ни руками. Ни ногами Не достать. Что до носа Ни руками. Ни ногами 168 Не доехать, Не допрыгать, Что до носа Не достать! — Ну! Ну! Ну! Ну! Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь! Ну, доехать. Ну, допрыгать. Ну, ещё туда-сюда, А достать его руками — Это Просто Ерунда! Как бы ты назвал это стихотворение? Какое название лучше подойдёт к этому стихотворению: «Фантазёр», «Выдумщик», «Врун», «Затейник», «Сочинитель»? Можно ли назвать это стихотворение небылицей? Почему? Д. Хармс, С. Маршак ВЕСЁЛЫЕ ЧИЖИ (Посвящается 6-му ленинградскому детдому.) Жили в квартире Сорок четыре, Сорок четыре весёлых чижа: Чиж Чиж Чиж Чиж Чиж Чиж Чиж Чиж судомойка,, поломойка, огородник, водовоз, за кухарку, за хозяйку, на посылках, трубочист. Печку топили. Кашу варили Сорок четыре весёлых чижа: 170 1 Чиж — с поварёшкой, Чиж — с кочерёжкой, Чиж — с коромыслом. Чиж — с решетом. Чиж накрывает. Чиж созывает. Чиж разливает. Чиж раздаёт. Кончив работу. Шли на охоту Сорок четыре весёлых чижа: Чиж — на медведя. Чиж — на лисицу. Чиж — на тетёрку. Чиж — на ежа. Чиж — на индюшку, Чиж — на кукушку. Чиж — на лягушку. Чиж — на ужа. После охоты Брались за ноты Сорок четыре весёлых чижа. 1 171 Дружно играли: Чиж — на рояле, Чиж — на цимбйле, Чиж — на трубе, Чиж — на тромбоне. Чиж — на гармони. Чиж — на гребёнке. Чиж — на губе! Ездили всем домом К зябликам знакомым Сорок четыре весёлых чижа: Чиж — на трамвае. Чиж — на моторе, Чиж — на телеге. Чиж — на возу. Чиж — в таратайке. Чиж — на запятках. Чиж — на оглобле. Чиж — на дуге! Спать захотели. Стелют постели Сорок четыре весёлых чижа: Чиж — на кровати. ^ 172 ‘ Чиж — на диване, Чиж — на корзине, Чиж — на скамье. Чиж — на коробке. Чиж — на катушке. Чиж — на бумажке. Чиж — на полу. Лёжа в постели. Дружно свистели Сорок четыре весёлых чижа: Чиж — трити-тити. Чиж — тирли-тирли. Чиж — ДИЛИ-ДИЛИ, Чиж — ти-ти-ти. Чиж — тики-тики. Чиж — тики-рики. Чиж — тюти-люти. Чиж — тю-тю-тю. II Кому посвятили это стихотворение поэ ты? Почему они сравнили детей и чижей? Найди и прочитай слова, которые по могают услышать чижей. Д. Хармс ЧТО это БЫЛО? Я шёл зимою вдоль болота в галошах, в шляпе и в очках. Вдруг по реке пронёсся кто-то на металлических крючках. Я побежал скорее к речке, а он бегом пустился в лес, к ногам приделал две дощечки, присел, подпрыгнул и исчез. И долго я стоял у речки, и долго думал, сняв очки: «Какие странные дощечки и непонятные крючки!» Как ты ответишь на вопрос в названии? Какое чувство ты передашь при чтении: удивление, радость, грусть? Н. Гернет, Д. Хармс ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ПИРОГ Я захотел устроить бал, И я гостей к себе . . Купил муку, купил творог. Испёк рассыпчатый . . Пирог, ножи и вилки тут — Но что-то гости не . . Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек . . Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту . . Когда же гости подошли. То даже крошек не . . Подставь недостающие слова. Соотнеси название и содержание стихотворения. Как они согласуются? Что вызывает у тебя улыбку? С какой интонацией произнесёшь название стихотворения? 175 71 Ю. Владимиров ЧУДАКИ Я послал на базар чудаков, Дал чудакам пятаков, Один пятак на кушак. Другой пятак на колпак, А третий пятак так. По пути на базар чудаки Перепутали все пятаки. Который пятак на кушак. Который пятак на колпак, А который пятак так. Только ночью пришли чудаки. Принесли мне назад пятаки. — Извините, но с нами беда: Мы забыли — который куда. Который пятак на кушак. Который пятак на колпак, А который пятак так. Какая беда произошла на базаре с чудаками? Прочитай. Как ты думаешь, ситуация, о которой рассказывает автор: весёлая, грустная, забавная, поучительная? 176 Кого мы называем чудаками? Соответствует ли название стихотворения его содержанию? А. Введенский УЧЁНЫЙ ПЕТЯ Вот сидит пред вами Петя, Он умнее всех на свете, Всё он знает. Понимает, Всё другим он объясняет. Подходили дети к Пете, Говорили с Петей дети: — Петя, Петя, ты учёный, — Говорят они ему: — Облетает лист зелёный. Объясни нам, почему? И ответил Петя: — Дети! Хорошо, Я объясню. Лист зелёный облетает. По траве сухой шуршит. Потому что он плохими К ветке нитками пришит. Услыхали это дети И сказали: — Что ты, Петя, Неужели в самом деле, В САМОМ ДЕЛЕ ЭТО ТАК? И опять сказали дети: — Если ты всё знаешь, Петя, Если ты умнее всех, — Расскажи-ка нам про снег. Не поймём — зачем зимою Снег на улице валит, И над белою землёю Больше зяблик не летит? И ответил Петя: — Дети! Ладно, ладно. Расскажу. Знаю очень хорошо: Снег — зубной порошок. Но особый, интересный. Не земной, а небесный. Зяблик больше не летает. Как известно, оттого: Крылья к туче примерзают. Примерзают у него. 178 Услыхали это дети, Удивились: — Что ты, Петя, Неужели В самом деле, В САМОМ ДЕЛЕ ОТТОГО? И тогда сказали дети: — Хороши ответы эти. Но ответить на вопросы Мы ещё тебя попросим: Видишь, стали дни короче, И длиннее стали ночи? Почему, ответь потом. Вся река покрыта льдом? И ответил Петя: — Дети! Так и быть уж. Объясню. Рыбы в речке строят дом Для своих детишек И покрыли речку льдом — Он им вместо крыши. Оттого длиннее ночи. Оттого короче дни. ^>’А* рттг 1 179 Что мы рано стали очень Зажигать в домах огни. Услыхали это дети, Засмеялись: — Что ты, Петя, Неужели в самом деле, В САМОМ ДЕЛЕ ОТТОГО? Как вы думаете, дети: А не врёт ли это Петя? Как бы ты ответил на вопрос автора? В чём заключалась учёность Пети? Ответь словами из стихотворения. Как надо прочитать название стихотворения: с восхищением, с усмешкой, с грустью? Что подсказывает тебе правильный ответ? Соотнеси название и содержание стихотворения. Что вызывает у тебя улыбку? Придумай самостоятельно похожую историю. 180 «1′ -1— Наши г—— — — ^ Ч’ ______ Темы проектов (на выбор) • Любимый детский журнал («Миша», «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Автобус», «Филя», «Для сердца и ума», «Юный натуралист», «Ледниковый период», «Коллекция идей», «Ералаш», «Колобок и Два жирафа»). • Самые интересные рубрики из разных детских журналов (проект рассматривается в «Рабочей тетради»). План действий • Выберите журнал, который больше всего вам нравится. Подумайте и объясните, почему он так называется. • Узнайте, есть ли он в вашей школьной библиотеке. • Познакомьтесь с номерами журналов. Рассмотрите обложки: какую информацию они содержат? Определите, какие рубрики в нём есть. • Подготовьте рассказ о самых интересных статьях. • Представьте журнал в классе. 181 I к ак хорошо уметь читать А. Введенский ЛОШАДКА Жила-была лошадка, Жила-была лошадка, Жила-была лошадка, А у лошадки хвост. Коричневые ушки. Коричневые ножки. Вот вышли две старушки. Похлопали в ладошки. Похлопали в ладошки. Закладывали дрожки. Закладывали дрожки И мчались по дорожке. Бежит, бежит лошадка По улице по гладкой. Вдруг перед нею столбик. На столбике плакат; СТРОЖАЙШЕ ВОСПРЕЩАЕТСЯ ПО УЛИЦЕ ПРОХОД. НА ДНЯХ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ЧИНИТЬ ВОДОПРОВОД. 182 Лошадка увидала, Подумала и встала И дальше не бежит, Стоит и не бежит. Старушки рассердились. Старушки говорят: «Мы что ж остановились?» — Старушки говорят. Лошадка повернулась, Тележка подскочила. Старушка посмотрела. Подружке говорит: «Вот это так лошадка, Прекрасная лошадка. Она читать умеет Плакаты на столбах». Лошадку похвалили. Купили ей сухарь, А после подарили Тетрадку и букварь. Придумай сам вопросы к стихотворе нию. 183 ПРОВЕРИМ СЕБЯ » ________и ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ ?> 1. Знаешь ли ты, что «Чиж» расшифровывается как «чрезвычайно интересный журнал», «Ёж» — «ежемесячный журнал»? »> 2. Какие журналы ты сейчас читаешь? За что ты их любишь? » 3. Можно ли отнести к небылицам стихотворение «Вы знаете. » Д. Хармса? »> 4. Кто из поэтов помог тебе увидеть не-I обычное в обычном? »> 5. Объединил бы ты стихи Д. Хармса со стихами С. Есенина в одну книгу? Объясни свой ответ. »> 6. Какие пословицы больше всего подходят! к прочитанным произведениям из детских журналов? Не хвались сам, а жди, | когда люди похвалят. | Умел ошибиться, умей и поправиться. Ума палата, а ключ от неё потерян. В пустой бочке звону много. 186 ю природу русскую зима Мы познакомимся: • с произведениями о зиме русских поэтов, послушаем музыкальность стихотворного текста. Мы научимся: • сравнивать произведения разных поэтов на одну тему; • рисовать словесные картины зимней природы с помощью слова. Мы будем учиться: • наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; • чувствовать ритм и мелодику стихотворения. — Мне нравится зима. Я всегда жду её прихода с нетерпением. Даже летом я часто вспоминаю зиму. Закрою глаза и представляю: снежинки падают такие ажурные и сверкающие. Тихо. Папа принёс колючую ёлочку. Скоро Новый год. — Да ты как поэт. Так хорошо рассказал, что захотелось праздника, подарков. — Я просто вообразил зиму, а поэты пишут стихи, где строчки рифмуются. — Правильно. Но стихи — это не только созвучие строк. В них обязательно должны быть ритм, мелодия. Когда их читаешь, то они звучат как музыка. Всё увиденное поэт передаёт в своих произведениях так, что можно легко представить живые картины. Чтобы быть поэтом, надо иметь богатое воображение, фантазию, уметь выражать в словах свои чувства. И этому ты уже немного научился. 188 ЗИМНИЕ ЗАГАДКИ Снег на полях, Лёд на реках, Ветер гуляет. Когда это бывает? И не снег, и не лёд, А серебром деревья убирает. Я прихожу с подарками. Блещу огнями яркими. Нарядная, забавная. На Новый год я — главная Покружилась звёздочка в воздухе немножко. Села и растаяла на моей ладошке. Отгадай загадки, найди отгадки. 189 т первый снег Сравни стихи разных поэтов о первом снеге. И. Бунин * Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса. Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На поля, на сад пустынный Первым снегом понесло. И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей. Какое настроение создаёт стихотворение? Найди слова, которые подтверждают твоё мнение. Объясни значение слов «снегом понесло», «вереницею гусей». Нарисуй словесную картину к стихотворению. 190 Г» I к. Бальмонт (В сокращении) Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится. Не в высь лазурную. На землю просится. В лучах блистающих Скользит, умелая. Средь хлопьев тающих Сохранно-белая. Но вот кончается Дорога дальняя. Земли касается Звезда кристальная. Лежит, пушистая. Снежинка смелая. Какая чистая. Какая белая! / Найди слова, которые помогают представить снежинки. Придумай небольшой рассказ на тему «Люблю природу русскую». я. Аким * * * Утром кот Принёс на лапках Первый снег! Первый снег! Он имеет Вкус и запах, Первый снег! Первый снег! Он кружится, Лёгкий, Новый, У ребят над головой. Л/’ -Ч ШМ 192 м Он успел Платок пуховый Расстелить На мостовой, Он белеет Вдоль забора, Прикорнул на фонаре — Значит, скоро. Очень скоро Полетят салазки С горок. Значит, можно будет Снова Строить крепость Во дворе! Каким настроением проникнуты стихотворения о первом снеге (грустным, спокойным, радостным)? Одинаково ли изображён первый снег? Что интересного ты нашёл в каждом стихотворении? Выучи наизусть понравившиеся строки. Придумай рассказ о первом снеге. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Ф. Тютчев * Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою. Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, — Не мертвец и не живой — Сном волшебным очарован. Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой. Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой — В нём ничто не затрепещет. Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Почему зима названа чародейкою? Можно ли утверждать, что это стихотворение передаёт любовь поэта к своей Родине, к её природе? Обсудите с другом. 5 с. Есенин (В сокращении) * Поёт зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые. Как детки сиротливые. Прижались у окна. 195 Какие картины зимней природы представляются тебе при чтении стихотворения? Как поэт говорит о метелице? Метелица — метель, вьюга. Как ещё можно назвать это явление природы? Опиши метель, используя свои личные наблюдения. Употребляй при этом слова снег, вьюга, мороз. Обрати внимание, как поэт оживляет зимнюю природу: зима поёт, аукает, баюкает. С. Есенин БЕРЁЗА Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом. Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти ‘ Белой бахромой. ш 196 г’ и стоит берёза В сонной тишине. И ГОРЯТ снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Чем это стихотворение напоминает сказку? Знаешь ли ты значение следующих слов: кисти, кайма, бахрома? Попробуй представить берёзу, изображённую поэтом. Нарисуй её. Как ты понимаешь подчёркнутые выражения? Объясни свой ответ. 197 шш хорошо уметь чмтат^ггг —^ ДВА МОРОЗА Гуляли по чистому ПОЛЮ, по густому лесу два Мороза, два родных брата. Говорит один Мороз другому: — Братец Мороз — Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить? Отвечает другой: — Отчего не позабавиться? Давай-ка, братец Мороз — Красный нос, на проезжую дорогу побежим, авось, и встретим кого. Побежали оба Мороза. Бегут, с ноги на ногу подпрыгивают, по ёлкам, по сосенкам пощёлкивают. Слышат они: с одной стороны — колокольчики, а с другой — бубенчик. С колокольчиками богатый купец в город едет, а с бубенчиком бедный крестьянин — в лес по дрова. Младший брат. Мороз — Красный нос, за дровосеком побежал. — Я, — говорит, — его живо заморожу. Полушубок на нём старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые. А ты за куп- с: цом беги. На нём шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Мне с ним не сладить. — Будь по-твоему, — говорит старший брат. Мороз — Синий нос. Свистнули, щёлкнули, побежали. А к вечеру встретились опять в чистом поле. Старший брат. Мороз — Синий нос, посмеивается да рукавицей об рукавицу похлопывает, а младший брат. Мороз — Красный нос, кряхтит да ёжится. 199 — Ну что, — спрашивает он старшего брата, — заморозил купца? — Заморозил,— отвечает старший брат, — еле живого отпустил. Удивился Мороз — Красный нос. — Как же это тебе удалось: ведь у купца шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. — А я, — говорит, — к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги забрался. Ему бы вылезти из саней, ногами потопать, руками похлопать, а он лежит себе да кутается. Вот я его и пробрал насквозь. Ну а ты как? Справился с дровосеком? — Какое там, — отвечал Мороз — Красный нос. — Не я с ним, а он со мной справился. Хотел я его ещё по дороге заморозить, а он лошадь жалеет, бегом за санями бежит. Как его на бегу заморозить? Ну, думаю, доберёмся до места — тут я тебя и прихвачу! А как добрались до места, ещё хуже мне стало. Он дерево рубит, топором машет — только щепки в меня летят. А ему всё жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет. Скинул он полушубок, снял шапку да рукавицы и на снег бросил. Ну, думаю, погоди 200 у меня теперь! Забрался я к нему в полушубок, в шапку, в рукавицы и давай их морозить. Пусть как оденется да узнает, каков Мороз — Красный нос. А он кончил дрова рубить и давай меня поленом из полушубка выколачивать. Бил-бил, колотил-колотил, еле я ноги унёс. До сих пор бока болят. Покачал головой Мороз — Синий нос и говорит: — Молод ты, брат, и глуп. Поживи с моё, так узнаешь, что топор лучше шубы греет. 3 Какую забаву придумали Морозы? Найди и прочитай эти строки. Кто и почему выиграл спор? Сравни, как два Мороза пытались заморозить купца и дровосека. Как купец и дровосек спасались от холода? Вспомни содержание сказки и докажи, что слова топор лучше шубы греет выражают основную мысль сказки. Соотнеси пословицы со смыслом сказки. Мороз не велик, да велит. стоять не г] [де тепло, тут и добро. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи! 4 У работающего в руках дело огнём горит. Береги нос в большой мороз. 202 ^ОВЫМ с. Михалков НОВОГОДНЯЯ БЫЛЬ в лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья — сосны и ели — издали смотрели на неё и не могли налюбоваться — такая она была стройная и красивая. Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом. Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё шла обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегаг ли полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой. Но вот как-то летом откуда ни возьмись прилетела незнакомая Сорока, недолго думая, села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться. — Пожалуйста, не раскачивайся на мне! — вежливо попросила Ёлочка. — Ты мне сломаешь макушку! — А на что тебе твоя макушка? — прострекотала Сорока. — Тебя всё равно срубят! — Кто меня срубит? Зачем?! — тихо прошептала Ёлочка. — А кому надо, тот и срубит! — ответила Сорока.— Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растёшь у всех на виду. — Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! — неуверенно возразила Ёлочка. — Ну так тронут! — сказала Сорока и улетела в лес. В страхе и беспокойстве прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал снег, она совсем потеряла покой. Она ведь никуда не могла убежать, чтобы спрятаться, затеряться в лесу среди таких же ёлочек. В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью обламывались сучья. А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку. 204 — Это даже хорошо! — решила Ёлочка. — Теперь меня никто не заметит! Наступил последний день уходящего года — тридцать первое декабря. — Только бы пережить этот день! — не успела подумать Ёлочка, как увидела приближающегося к ней человека, он щёл прямо на неё. Подойдя к ней, человек схватился за её верхущку и встряхнул её. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветви. — Я правильно тебя выбрал! — сказал человек и улыбнулся. Он даже не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание. Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте. Только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда. А утром, в первый день нового года, из дома лесничего вышли его дети — брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Из дома вышел лесник и 206 1 пошёл за ними следом. Когда все трое оказались рядом, мальчик сказал: — Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год. Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети. А в лесу посреди полянки, напротив дома нового лесничего поднимается высокая, стройная ель, и под каждый Новый год она вспоминает своё детство. Почему автор назвал свой рассказ былью? Прочитай диалог Сороки и Ёлочки. Попробуй передать его своими словами. ш 207 А. Барто * * * Дело было в январе, Стояла ёлка на горе, А возле этой ёлки Бродили злые волки. Вот как-то раз. Ночной порой. Когда в лесу так тихо. Встречают волка под горой Зайчата и зайчиха. Кому охота в Новый год Попасться в лапы волку! Зайчата бросились вперёд И прыгнули на ёлку. Они прижали ушки. Повисли как игрушки. Десять маленьких зайчат Висят на ёлке и молчат — Обманули волка. Дело было в январе, — Подумал он, что на горе Украшенная ёлка. Как зайчата перехитрили волка? Похоже ли это стихотворение на сказку? Докажи. 208 с. Дрожжин * * * Улицей гуляет Дедушка Мороз, Иней рассыпает По ветвям берёз; Ходит, бородою Белою трясёт. Топает ногами. Только треск идёт. 209 [а1зШ’1ц1в1бПн1ь1[е] СТРАНИЦЫ В гору, В гору поднимались, Выше, выше заби\[:)атсь, Заб\лрапть, поднимались Оказались наверху. На виду честного люда Трусит с горки ехать Люда, А у Сани, а у Сани С горки сами мчатся сани. А. Прокофьев / Как на горке, на горе, На широком на дворе Кто на санках. Кто на лыжах, ^ Кто повыше, рКто пониже. Кто потише. Кто с разбега. Кто на льду, А кто по снегу. С горки — ух. На горку — ух! Бух! Захватывает дух! В этом стихотворении почти нет слов, обозначающих действие предмета, но всё понятно. Почему? 211 ПРОВЕРИМ СЕБЯ А. ________И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ |> 1, Какие чудеса могут происходить в новогоднюю ночь? Выучи наизусть стихотворение «Дело было в январе. » А. Барто. > 2. Придумай свою новогоднюю историю. > 3. В каком стихотворении ты встречал эти слова: аукает, стелется, глубокою, баюкает, далёкую? Подбери к ним рифму, используя следующие выражения: мохнатый лес, поёт зима, ковром шелковым, плывут в страну. > 4. Сравни два небольших текста. Какой из.^ них ты назвал бы стихотворением? * * * Гуляли по чистому ПОЛЮ, по густому лесу два Мороза, два родных брата. * * * Улицей гуляет дедушка Мороз, иней рассыпает по ветвям берёз. > 5. Запиши стихотворение короткими строками, подчеркни рифмующиеся слова. 212 СЛОВАРИК с. 14 Передавать из уст в уста — сообщать что-нибудь другому человеку. с. 22 Конь ретивый — быстрый конь. с. 34 Кузнец — мастер, занимающийся ручной обработкой металла. с. 35 Напёрсточек — колпачок, который надевают на палец при шитье, чтобы не уколоться. с. 36 Схоронилась — спряталась. с. 40 Кабы — если бы. с. 42 Потчует — потчевать: угощать. с. 43 Не обессудь — не осудить, не отнестись слишком строго. Несолоно хлебавши — ни с чем. с. 44 На побывку — побывка: приезд домой на короткое время. с. 46 Чулан — помещение в доме, служащее кладовой. Сдобрили — сдобрить: приправить чем-нибудь для улучшения вкуса. 213 ^ с. 48 Причитывала — причитать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-нибудь. с. 50 Кудёль — пучок льна, приготовленный для пряжи. Веретено — приспособление для получения нити из шерсти. с. 53 Устьице — отверстие в печи. с. 68 Борозда — канавка. с. 69 Благовонья — благовонье: приятный, ароматный запах. с. 86 У лукоморья — лукоморье: морской залив. Дол — то же, что и долина. с. 89 На облучке — на сиденье для кучера. с. 90 Невод — большая рыболовная сеть. с. 92 Простофиля — неумный человек, разиня. с. 93 Тесовые вороты — ворота, сделанные из тонких досок. с. 94 Столбовая дворянка — дворянка старинного рода. 214 с. 95 Чупрун — чуб, хохол. с. 96 Белены объелась — сошла с ума, обезумела. с. 98 Пряник печатный — пряник с отпечатанными рисунками, буквами. с. 99 Быть на посылках — находиться в полном подчинении у кого-нибудь. с. 106 Удручена — огорчена. с. 112 Слобода — большое село, деревня. с. 113 Пострелёнок — непоседа, шалун. с. 114 Бедовый — шустрый, смелый. с. 132 Версты за три — верста: старая русская мера длины, чуть больше километра. с. 133 Парового поля — паровое поле: поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков. с. 142 Завалинка — земляная невысокая насыпь вдоль стен дома для утепления. с. 146 Утекай — убегай. — с. 149 Пойло — питательное питьё для скота. с. 160 Панель—здесь: дорожка для пешеходов по бокам улицы, тротуар. с. 172 На цимбдле — цимбс1лы: музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянным молоточком. На моторе — здесь: на автомобиле. На оглобле — оглобля: длинная деревянная жердь, часть упряжки лошади. с. 182 Закладывали дрожки — запрягали лошадей в лёгкий открытый экипаж. с. 190 Ярким пурпуром — красным цветом. с. 194 Мещет — от слова «метать» — бросать, кидать. с. 199 Ёжится — жмётся от холода. 216 Г ПРОЧИТАТЬ 217 Золото добывают из земли, а знания — из книги. Ленивому Микишке всё не до книжки. 218 Согласен ли ты с этими высказываниями? .;Й;- СОДЕРЖАНИЕ Самое великое чудо на свете. 3 Наши проекты. 7 Читателю. Р. Сеф . 12 Устное народное творчество. 13 !! Русские народные песни. 16 Потешки и прибаутки. 20 Считалки и небылицы. 22 Загадки. 24 Пословицы и поговорки. 26 Сказки. 28 «Сказка по лесу идёт. » Ю. Мориц. 30 Петушок и бобовое зёрнышко. 32 У страха глаза велики. 35 Лиса и тетерев. 39 Лиса и журавль. 42 Каша из топора. 44 Как хорошо уметь читать Гуси-лебеди . 48 Разноцветные страницы . 54 Проверим себя . 56 Люблю природу русскую. Осень . 65 «Есть в осени первоначальной. » Ф. Тютчев . 68 220 «Поспевает брусника. » К. Бальмонт. 69 «Осень наступила. » А. Плещеев . 70 «Ласточки пропали. » А. Фет. 71 «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. » А. Толстой . 72 «Закружилась листва золотая. » С. Есенин . 73 «Сухие листья. » В. Брюсов . 74 «Опустел скворечник. » И. Токмакова 75 Хитрые грибы. В. Берестов . 76 Грибы (Из энциклопедии) . 77 Как хорошо уметь читать Осеннее утро. М. Пришвин . 78 Разноцветные страницы . 80 Проверим себя . 82 Русские писатели. 83 Александр Сергеевич Пушкин. 84 «У лукоморья дуб зелёный. ». 86 «Вот север, тучи нагоняя. ». 88 «Зима. Крестьянин, торжествуя. » . 89 Сказка о рыбаке и рыбке. 90 Иван Андреевич Крылов. 102 Лебедь, Рак и Щука. 104 Стрекоза и Муравей. 106 Лев Николаевич Толстой. 108 Старый дед и внучек. 110 221 Как хорошо уметь читать Филипок. 112 Правда всего дороже. 116 Котёнок. 117 Разноцветные страницы. 120 Проверим себя. 122 О братьях наших меньших. 125 Они и мы. Н. Сладков. 126 Кто кем становится? А. Шибаев. 127 «Плачет киска в коридоре. » Б. Заходер. 128 «Жила-была собака. » И. Пивоварова 128 Кошкин щенок. В. Берестов. 130 Ребята и утята. М. Пришвин. 132 Страшный рассказ. Е. Чарушин. 136 Храбрый утёнок. Б. Житков. 139 Как хорошо уметь читать Музыкант. В. Бианки. 142 Сова. В. Бианки. 146 Разноцветные страницы. 152 Проверим себя. 154 Из детских хсурналов. 157 Игра. Д. Хармс. 160 «Вы знаете. » Д. Хармс. 165 Весёлые чижи. Д. Хармс, С. Маршак 170 Что это было? Д. Хармс. 174 222 Очень-очень вкусный пирог. Н. Гернет, Д. Хармс. 175 Чудаки. Ю. Владимиров. 176 Учёный Петя. А. Введенский. 177 Наши проекты. 181 Как хорошо уметь читать Лошадка. А. Введенский. 182 Разноцветные страницы. 184 Проверим себя. 186 Люблю природу русскую. Зима. 187 «Зимним холодом пахнуло. » И. Бунин. 190 «Светло-пушистая. » К. Бальмонт . 191 «Утром кот. » Я. Аким. . 192 «Чародейкою Зимою. » Ф. Тютчев. 194 «Поёт зима — аукает. » С. Есенин . 195 Берёза. С. Есенин. 196 Как хорошо уметь читать Два Мороза. 198 Новогодняя быль. С. Михалков. 203 «Дело было в январе. » А. Барто. 208 «Улицей гуляет. » С. Дрожжин. 209 Разноцветные страницы. 210 Проверим себя. 212 Словарик. 213 Советуем прочитать. 217 Л64 Литературное чтение. 2 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений с аудиоприл. на электрон, носителе. В 2 ч Ч. 1 / [Я Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2013.— 224 с.: ил.— (Школа России). — 15ВМ 978-5-09-029742-4. «Литературное чтение. 2 класс» входит в учебно-методический комплекс «Школа России». Учебник переработан в соответствии с требованиями ФГОС. Методический аппарат дополнен заданиями, которые формируют универсальные учебные действия, развивают у детей способность к творческому мышлению и сотрудничеству. Особое внимание в учебнике уделено проектной деятельности. Введена новая знаковая система. УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 Учебное издание Серия «Школа России» Климанова Людмила Фёдоровна Горецкий Всеслав Гаврилович, Голованова Мария Владимировна Виноградская Людмила Андреевна, Бойкина Марина Викторовна ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 класс Учебник для общеобразовательных учреждений с аудиоприложением на электронном носителе В двух частях Часть 1 Центр развития начального образования Руководитель Центра М. К. Антошин Заместитель руководителя О, А. Железникова Руководитель издательского проекта «Школа России» 3. Д. Назарова Редактор Л. А. Виноградская Художественный редактор А. В. Крикунов Художники А. Н. Лукьянов, Т. А. Ляхович, Л. Ф. Малышева, В. В. Перцов, И. В. Пчелко, Н. А. Устинов Технический редактор С. Н. Терехова Корректор А. В. Рудакова Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93-953000. Изд. лиц. Серия ИД №05824 от 12.09.01. Подписано в печать 10.09.12. Формат 70 X 90 ‘Л5. Бумага офсетная. Гарнитура РгадтабсаС5апР|п. печать офсетная. Уч.-изд. л. 9,89. Доп. тираж 60 000 экз. Заказ № 5123. Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41. Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных издательством материалов в ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР». 170040, г. Тверь, проспект 50 лет Октября, 46. ПРОСВЕЩЕНИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

Читайте также:  Запеканка капуста фарш сыр помидоры духовка

Источник

Оцените статью