Блин не хочу учится

Что делать, если не хочешь учиться? Советы психолога

Знакомо чувство, когда понимаешь, что делать уроки надо, но не можешь себя заставить? Как быть? И значит ли это, что школьник глупый? На эти и другие вопросы ответила психолог-профориентолог образовательного центра Адукар Анна Исаенко.

Анна Исаенко — психолог-профориентолог с 25-тилетним стажем работы с подростками в Беларуси и России. Ответственный секретарь Белорусского психоаналитического общества с 1991 года. Соавтор книги «Одарённость: способности, мотивации и творчество»

Что вообще значит учиться?

Человечество знает только три вида деятельности: игру, учение и труд. Когда вы играете, когда вы учитесь и когда вы трудитесь? Давайте разберемся.

Первый вид деятельности, с которым сталкивается человек, — игра . Это единственный вид деятельности, который присущ детям. Мы играем тогда, когда испытываем удовольствие от процесса, и бросаем, когда надоедает. Это спасительный вид деятельности дан детям, чтобы они осваивали новый человеческий опыт. И это единственный преобладающий вид деятельности до лет этак 10−11, когда уже есть шанс сформировать учебную деятельность.

Что такое учебная деятельность и когда она просыпается? Тогда, когда человек столкнулся с каким-то ограничением или невозможностью, но преодолеть её очень хочется. Например, ребёнок в три года делает глобальнейшее открытие: у него появляется осознание на индивидуальном уровне. Появляется местоимение «Я» применительно к себе. Так вот малыш впервые открывает, что он человек и член человеческой стаи, и хочет быть равноправным членом. Но мама и папа дают понять, что он любимый член семьи, но не может быть равноправным . Потому что пока взрослые обеспечивают его жизнедеятельность: зарабатывают деньги, организуют досуг, готовят еду, добывают одежду и решают другие важные вопросы. А ребёнок пока это сделать не может, и в нём копится некоторый разрыв между уровнем притязаний и его возможностями. И это становится предпосылкой для возникновения учебной деятельности. Ребёнок хочет научиться, чтобы быть как мама и папа. И он начинает играть, подражать, копировать. В нём копится желание самосовершенствования, саморазвития. Вот именно это количество и качество времени, проведённого за играми, обусловливает полноценное формирование учебной деятельности.

Учёба — деятельность по развитию себя, самосовершенствованию. И вы занимаетесь учёбой тогда, когда преодолеваете своё несовершенство, неспособность, пытаетесь реализовать своё стремление к лучшему.

Читайте также:  Самый лучший творог для сырников

Как мы учимся?

Структура учебной деятельности состоит из ряда действий. У каждого взрослого человека есть осознаваемые трудности, проблемы, и это нормально. В отличие от ребёнка, взрослый решает свои материальные и эмоциональные проблемы не за счёт других, а самостоятельно.

Бывает такое, что взрослые люди ведут себя по-детски и ходят на работу, чтобы отбыть какую-то процедуру. Считается, что взрослому человеку присущ высший уровень деятельности — труд. Когда вы ходите на работу, чтобы создать крутой проект, и продвинуть его, тогда вы заняты трудом. А когда ходите в офис, чтобы выполнять рутинную, скучную, неинтересную процедуру и получать зарплату, то это та же самая игра. Просто по тем правилам, которые вам не нравятся.

А почему так случается? Потому что люди не научились учиться в школе. Уметь учиться — это:

Осознавать, что вы столкнулись с проблемой, и это нормально. Психически здорового человека от невротика отличает способность не зацикливаться на проблеме, а сразу же переформулировать термины в задачи — как сделать так, чтобы решить её.

Формулировать проблему в форме задачи. Поставить вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы решить её?»

Проводить самоанализ, рефлексию: «У меня есть способы решения этой задачи?» Найти правила, ключевые ресурсы, знания, которые пригодятся для того, чтобы справиться с задачей.

Моделировать решение задачи при помощи найденного средства. Если способа нет — это тоже нормально. Мы идём искать этот способ в окружающем социуме: у новых знакомых, в интернете и так далее.

«Играть» с моделью, чтобы увидеть всё многообразие вариантов решения. А если я буду действовать так или другим способом? Вы увидите, что вариантов решения много.

Выбирать самое адекватное и подходящее решение проблемы.

И проверять, соотнеся найденное решение с условиями задачи.

Эти действия нужно повторять столько раз, пока не найдёшь подходящее решение. Я очень люблю встречаться с будущими предпринимателями, которые уже в 9 классе создают свой бизнес, а родители говорят: «Он не хочет учиться, занимается какой-то несерьёзной деятельностью». Родители просто не осознают эту учебно-предпринимательскую деятельность как учебную. Кто-то учится игре на гитаре, кто-то осваивает искусство отношений или выступает перед публикой. Другой вопрос: вы не рассматриваете это как учебную деятельность. Игра от учёбы отличается тем, что у вас появился мотив самосовершенствования, саморазвития. И поверьте, это самый увлекательный мотив, который есть в этой жизни, надёжное лекарство от скуки.

И когда человек говорит «Я не знаю, кем быть. Я не хочу учиться», это означает, что он пока не понимает, кто он и ради чего живет, каковы те ценности, ради которых он готов экспериментировать. Хорошо, когда у человека есть вера в себя и какой-то смысл жизни.

Зачем стоит учиться?

В любой профессии, какую не освоите, новичок начинает с низшей ступеньки развития и маленькой зарплатой (будь-то программист или учитель). И то, как вытащить себя из этого уровня, зависит от вас. Вам придется самостоятельно вытаскивать себя, осваивать различные траектории с помощью учебной деятельности.

Человека мотивируют к развитию кризисные ситуации: в экономике, в политике и так далее. Помните значение китайского иероглифа, обозначающего кризис? Это одновременно и угроза, и возможность. Человеку стоит делать так, чтобы не терять себя в этой жизни и вытаскивать из различных проблем со здоровой психикой при помощи навыка учиться. Важно строить отношения с любимыми людьми, с детьми, со взрослыми, с руководством. Очень много поводов для учебной деятельности. Поэтому я вас призываю пружинить в силу собственной личности, харизмы и укреплять самооценку, бороться за себя.

Больше ответов на вопросы ты узнаешь из трансляции с Анной Исаенко

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Источник

Блог Студланса о студлансе!

Курсовые / рефераты / решение задач

Доступные цены! Сроки от 1 дня!

Не хочу учиться хочу клубиться! Как справиться с ленью?

Жизнь устроена несправедливо: пока мы молоды, полны энергии, ярких идей и грандиозных планов на будущее – мы постоянно кому-то что-то должны. Нельзя так просто взять, и отправиться в путешествие по Непалу: нужно сперва поступить в ВУЗ, успешно сдать все сессии, окончить Альма-Матер, найти приличную работу, закрепиться на ней, купить квартиру, и уж тогда… А тогда уже пора и о семье подумать, о детях! Да и не хочется ничего: одолевают рутинные дела и бытовые проблемы, разобраться бы с ними.

Нет, все-таки неудивительно, что множество студиозусов предпочитают гулять до утра, путешествовать автостопом, ходить в походы и всячески развлекаться вместо того, чтобы просиживать штаны за книжками: когда еще, если не сейчас? И тем не менее, учиться надо. Никогда не угадаешь, где и когда пригодятся полученные знания, а если вы выбирали университет не наугад, а по велению сердца – диплом станет пусть маленьким, но все-таки трамплинчиком в любимую профессию.

Причины охлаждения к познавательному процессу могут варьироваться от банальной лени до глубокой депрессии, связанной с объективными жизненными обстоятельствами. В одном случае потребуется сделать лишь крошечное усилие над собой, в другом же придется обратиться за помощью к специалисту или даже кардинально пересмотреть свои взгляды на жизнь. Рассмотрим самые стандартные ситуации.

«Не та» профессия

Петр — сын врачей в третьем поколении. Он с детства знает, чем хрящ отличается от свища, его не передергивает от экскурсий в анатомический театр, уже в 10 лет он мог провести несложную консультацию, как лечить ангину или растяжение связок. Понятно, что вопрос «куда поступать?» для него в принципе не стоял, тем более, что ректор местного Меда – старинный друг его отца и давний кавалер бабушки.

Учиться Петру не трудно. Просто… ужасно скучно. Молодому человеку гораздо интереснее фотографировать пейзажи. У парня талант, и его снимки нередко занимают призовые места в интернет-конкурсах, но ведь «это не работа», а «врач всегда себе на кусок хлеба с маслом заработает». И вроде все правильно, да, но с каждым днем Пете все сложнее заставить себя отсиживать положенное время в аудитории, а вид белых халатов навевает неудержимую зевоту.

Что делать?

Менять профессию. Другого способа нет. Если забрать документы из медицинского и поступить на фотофакультет Академии Культуры и Искусств категорически нельзя – бабушка этого не переживет, а папа потребует сменить фамилию – придется терпеть. Рекомендуем Пете и его товарищам по несчастью как можно больше времени уделять любимому хобби (которое со временем вполне может перерасти в основной вид деятельности) и получить этот треклятый диплом. А там уже можно жить, как хочется – взрослый человек вправе сам определять свою жизнь.

Переутомление

Маша всегда очень любила читать. Анекдот «Подарки бывают хорошие, плохие и книга» ей непонятен, зато фраза «ему не давали читать, и он умер от голода» — полностью про нее. Марья фанатично увлекается лингвистикой, и, поступив на филфак и получив доступ к сокровищницам местной библиотеки, буквально пропала для мира. Все бы хорошо, но в последнее время прилежная студентка стала замечать, что разбор флексий в языках романской группы уже не радует ее так, как раньше. Девушка переживает и плачет, не понимая, в чем дело.

Что делать?

Отдыхать. И мороженым можно объесться. Даже любимое дело рано или поздно надоест хуже горькой редьки, если заниматься им по 24 часа в сутки, света белого не видя. Погрузившись с головой в изучение интегралов, функций и умляутов, легко забыть об окружающем мире, выныривая в него только за нерегулярной порцией еды, но в жизни должно быть что-то еще.

Сходите на прогулку, выберитесь в кино, встретьтесь с друзьями, в конце концов. На день запретите себе прикасаться к учебникам. В разлуке проверяются чувства, и после короткого перерыва учиться будет только слаще.

Отстал и не успел догнать

Коля – отличный студент. Прилежный, умный, старательный. Сам поступил на матмех, никому взятку не платил, учиться ему нравиться, все работы сдает в срок. Вернее – сдавал. По семейным обстоятельствам (пришлось ухаживать за лежачей родственницей) Коля на два месяца выпал из образовательного процесса. А высшая математика – это вам не гуманитарные науки, здесь просто книжечку на досуге почитать недостаточно, нужно впахивать, как вол – и обязательно под присмотром профессора.

Когда Николай вернулся в родные стены ВУЗа, выяснилось, что его однокурсники уже ушли далеко вперед, и на лекциях он не понимает ни единого термина – слышит только звуки природы и ровный белый шум. Коля пытался нагнать программу самостоятельно, но тщетно, пробелы накапливались, наслаивались, как снежный ком, и через какое-то время парень просто махнул рукой. Некогда блестящий студент перебивается с тройки на тройку и довольствуется самыми поверхностными знаниями, потому что разобраться глубже не успевает – уже пора приступать к новой теме.

Что делать?

Просить помощи. Можно обратиться к товарищу из числа сокурсников – пусть друг поможет нагнать пропущенное. Нередко сами преподаватели не прочь провести пару бесплатных консультаций после занятий и подсказать, как можно быстро систематизировать огромный объем новой информации. В крайнем случае – отправляйтесь прямиком в деканат и честно описывайте сложившуюся ситуацию. Там же не звери сидят. Честно.

Вместо заключения

Мы намеренно не рассмотрели ситуацию, когда учиться не хочется просто потому, что студент – лодырь со стажем. Потому что розги в учебных заведениях отменили лет этак двести назад, а больше тут ничего и не сделаешь…

Источник

Что делать когда лень учиться, но кое-какие задатки здравомыслия, выраженные в осознавании важности учебы, все же имеются (с просторов)

Многие люди сталкиваются с отсутствием мотивации в учебе: лень, бурная студенческая жизнь и отсутствие нормального стимула многих заставило учиться вполовину своих возможностей, а кого-то и бросить учебу насовсем. Почему возникает эта ситуация и как с ней эффективно бороться, мы рассмотрим в этой статье.

Начнем с того, что эта ситуация характерна в основном для нашей страны, так образование в России частично бесплатное, а если и платное, то недорогое (в сравнении с развитыми и даже развивающимися странами), что приводит к большому количеству школьников и студентов, которые учатся «из-под палки», потому что так сказали родители. Представить себе студента, который не хочет учиться из-за лени или вечеринок в Великобритании или США, можно только не зная, сколько там стоит образование или насмотревшись американских фильмов про молодежь и вечеринки. То же касается и, например, Индии, где, выдержав конкурс 50 человек на место, студент продолжает пахать все пять лет обучения – ведь это его шанс на лучшую жизнь.

Для того чтобы заставить себя учиться, да и в других жизненных ситуациях вам понадобиться сила воли. Если она не дана вам от природы, ее можно натренировать.

Прежде чем развивать силу воли, полезно разобраться, что это такое. Многие считают, что сила воли это такая палка, которой человек подгоняет себя, чтобы сделать что-то неприятное. Ну как развить силу воли при такой-то позиции?

В моём понимании, сила воли – это авторитет Вашего “Я” перед Вашим животным началом — телом. Подумайте об этом. Возможно, некоторые вещи встанут на свои места.

Что значит авторитет воли?

Лучше всего это показать на примере:

Представьте, что Вы идёте на экзамен. Ваше тело трясётся, но это не влияет на решение идти сдавать экзамен. А почему? Потому что за этим действием стоит сильная воля. Это воля социума, которая заставляет Вас сдавать экзамены. А почему Вы её слушаетесь? Потому что она для Вас – авторитет. Эту волю проигнорировать нельзя. И Ваше тело, и Ваше “Я” признаёт этот авторитет, и потому Вы, не колеблясь, идёте сдавать экзамен. Неплохо было бы узнать, как развить силу воли до такой степени.

Что же происходит с Вашей волей?

Вот лежите Вы на диване, вспоминаете, что нужно сходить оплатить коммуналку. Ваше тело выражает свою позицию: “Мне и здесь удобно, давай не пойдём”. И Вы начинаете получать от своего тела сигналы, что ему идти — ну ни разу не хочется. Это может быть ощущение приятной расслабленности или полной апатии. Ваше “Я” при этом как бы растворяется, и его позиция вообще не учитывается. Ну, разве не обидно? А Ваше подсознание уже сделало зарубку на Вашей самооценке. Вот, примерно так и заканчиваются все светлые (и не очень) замыслы.

А как же выглядит развитая сила воли?

Сцена та же, действующие лица те же. Вы собираетесь идти в банк. Тело маячит: “Мне здесь так круто, брат, не ломай кайф”. Ваше “Я” выражает свою позицию: “И что? Я хочу это сделать!”. В этот момент Вы как бы отстраняетесь от ощущений своего тела и наблюдаете за его капризами со стороны. Тело продолжает усиливать сигналы, но Вы остаётесь хладнокровными. И как только Вы твёрдо решаете сделать задуманное и поднимаетесь с дивана — тело сдаётся. А Ваше подсознание уже заштукатуривает две-три предыдущие зарубки. Продолжительность всего процесса зависит от скорости принятия Вами жёсткой позиции. Если даже не начинать идти на переговоры с Вашим телом, а просто игнорировать его потребности, то процесс займёт около секунды. Вслед за этой секундой Вы получаете повышение самооценки, весьма не малый дополнительный заряд энергии и, конечно же, исполнение задуманного. Вам сразу станет понятно, как развить силу воли, чтобы вообще все Ваши задумки исполнялись. Как видите, никаких мотивирующих палок – одни удовольствия. Сила воли — не способность, не дар. Это – привычка!

Вот пришли Вы домой после тяжёлого дня и легли на диван перед телевизором. Всё, Вам всё лень. Но на самом деле лень не Вам, а телу. А Вы просто ещё не научились разделять низшие и высшие потребности. В то же время Вы понимаете, что нужно было бы сделать несколько плановых физических упражнений для достижения своей Цели. Если авторитет Вашего “Я” высок, то никакая усталость не станет препятствием. Вы её просто проигнорируете. Если чисто физически Ваши мышцы будут способны сокращаться, то упражнения будут сделаны.

Это всё к тому, что сила воли и “заставить себя сделать” абсолютно не одно и то же. Применяя развитую силу воли, сопротивления не возникает, и Вы делаете задуманное как что-то само собой разумеющееся.

Как же приступить к развитию силы воли?

Научитесь замечать дела, невыполнение которых медленно высасывает энергию, а выполнение наоборот – поднимает энергетику. Почувствуйте азарт перед ними – станьте хищником, охотящимся за энергией. Это такие дела, которые выполнять лень. Пример: сразу помыть за собой посуду, застелить постель, заняться отжиманиями. При этом не играйте по правилам лени, не прислушивайтесь к отмазкам и оправданиям. Игнорируйте их. Просто помните, что если Вы такое дело выполните, то получите удовольствие более высокого порядка. И, по сравнению с ним, мнимые приятности от лени просто ничто.

Чтобы прочувствовать, что такое сила воли, можно сделать следующий эксперимент. Определите Вашу слабость. Лучше брать не самую сильную. Это может быть некоторая зависимость от сладостей, телевизора, посиделками допоздна, бессмысленного сёрфинга в интернете, соц.сетей или компьютерных игрушек. А теперь возьмите и твёрдо откажитесь от этого на месяц. Клятвенно пообещайте себе, что ровно через месяц возобновите эту привычку в полном объёме. Если, конечно, она Вам не разонравиться. Дальше самое интересное. Выставляете напоказ символ этой привычки и тренируете силу воли. Разделяйте позицию тела и Вашего Я. И всё получится.

Около года назад я отказал себе в сладком в любом его проявлении. Я запретил себе употреблять конфеты, шоколадки, торты, мучное (даже батон!), сладкие напитки, сладкий чай и кофе и т.д. Потом купил в магазине свою любимую шоколадку и положил на самое видное место. Первый день было очень легко. Энтузиазм, возникший с утра, с лихвой покрыл тягу к сладкому. Даже сочная упаковка шоколадки как то не привлекала. На следующий день было намного сложней. Казалось, да ну его, этот эксперимент. Как развить силу воли в таких условиях? И ещё эта шоколадка перед носом.

Раз или два чуть не сдался. Но вовремя осознал, что дал себе слово продержаться до конца любой ценой. Любой ценой! Ещё через пару дней было что-то вроде ломки. Меня немного трясло. Вот не ожидал, что из-за неупотребления сахара будет так плохо. Наверное, мой организм привык извлекать глюкозу в первую очередь из легкодоступных источников – из сахарозы. Ещё через неделю я держался непонятно на чём. Наверное, на инерции своего мышления. Или на упрямстве. Было действительно трудно, но я очень многое стал понимать.

Ко мне вернулась моя осознанность, ощущение чистоты и правильности. Самооценка не только росла, но и укреплялась. На уровне тела мне было плохо, но то, непередаваемое ощущение себя, полностью компенсировало эти неприятные ощущения. К концу последней недели я не обращал вообще никакого внимания на прихоти своего тела, был крайне осознан и, что самое интересное, несмотря на жгучее желание вначале, больше не хотел пробовать ничего сладкого. И шоколадку на 32 день я съел как кусок батона. Да приятно, но не более.

Если берётесь за свою силу воли серьёзно, то советую также в дополнение использовать приёмы самопрограммирования. Как это делается: каждый раз, когда ложитесь спать, представляйте от 3-го лица образ себя с развитой силой воли. Смотрите расслабленно, с вдохновением и радостью, как он двигается, как говорит, как решает проблемы и как достигает поставленных задач. Важно понимать, что это не Вы. Это какой-то человек, безумно похожий на Вас, но обладающий запредельной силой воли. Такая позиция не вызовет сопротивления Вашего сознания и Вы получите нужный эффект.

В таком серьёзном деле, как развитие своей силы воли, нужно соблюдать три вещи:

Начинайте с простого. Это крайне важный пункт. Слона можно съесть, только разрезав его на маленькие кусочки.

Выполнять задания каждый день. Один раз пропустили – и всё. Все предыдущие усилия были напрасными.

Вера в долгосрочный результат

Не следует ждать, что если Вы сейчас сделаете упражнение, то сразу же получите тренированную силу воли. Это не так. Придётся немного попотеть, прежде чем появятся первые результаты. Но это того тысячу раз стоит. Так что, спокойно тренируйтесь, понимая, что когда-нибудь Ваши усилия окупятся. Не может же такое количество энергии просто бесследно исчезнуть!

1. Понаблюдайте за разницей между потребностями своего тела и Вашего “Я”.
2. Попробуйте навязать неприятное действие своему телу: целый день делайте только те дела, которые делать совсем не хочется.
3. Тренируйте силу воли через выполнение “тянущих” дел.
4. Откажите себе в чём-то на месяц.
5. Каждый раз перед сном прокручивайте образ себя с тренированной силой воли.

Источник

Оцените статью