Ученые МПГУ
БЛИНОВ Владимир Игоревич (13.12.1964, Москва) – д-р педагогических наук (2001); проф. каф. педагогики.
В 1988 окончил с отличием индустриально-педагогический факультет МГПИ им. В.И. Ленина. Преподаватель, педагог-психолог, зам. дир. по учеб.-воспитательной работе в средних профессиональных учеб. заведениях. С 1988 работает на каф. педагогики МГПИ им. В.И. Ленина–МПГУ. Защитил канд. дисс. «Теория и практика педагогической профориентации старшеклассников после Великой Отечественной войны» (1993). Защитил докт. дисс. «Развитие теории и практики образования в России XVIII – нач. ХХ в. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания». В 2000−03 возглавлял каф. педагогики в Московском ин-те повышения квалификации работников образования (Московском ин-те открытого образования). Зам. дир. по науч. работе Ин-та общего образования Министерства образования и науки РФ (2003), руководитель Науч.-метод. центра кадрового обеспечения общего образования Министерства образования и науки РФ. Руководитель Центра профессионального образования Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный ин-т развития образования» (2006). Осуществлял руководство рядом науч.-исслед. и проектных разработок по поручению Министерства образования и науки РФ («Кадровая политика в сфере психолого-педагогической подготовки учителей» (2000), «Методика оценки кадрового потенциала психолого-педагогических кафедр» (2001), «Разработка организационно-экономических механизмов проведения педагогической практики студентов вузов» (2004), «Разработка системы кадрового обеспечения введения профильного обучения» (2005) и др.).
Под руководством Б. защищено 20 канд. дисс.
Награжден медалью К.Д. Ушинского (2010) за достижения в обл. педагогических наук. Почет. работник общего образования, Почет. работник высшего профессионального образования.
С о ч.: Некоторые аспекты проблемы целей воспитания в русской педагогике конца XIX – нач. XX вв. М., 1998; Проблема аксиологии воспитания в трудах П.Ф. Каптерева // П.Ф. Каптерев и современная педагогическая наука: сборник науч. статей. М., 1999; Развитие образования в России в XVIII − начале XX вв. под влиянием изменений во взглядах на цели воспитания. М., 2001; Педагогическая наука и практика. Проблемы и перспективы: сборник науч. статей / в соавт. с И.В. Суколеновым. М., 2004; Кадровые ресурсы профильного обучения / в соавт. с С.С. Кравцовым, И.С. Сергеевым. М., 2005; Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / в соавт. с И.С. Сергеевым. М., 2007; Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения. М., 2008; Современный подход к формированию содержания основной образовательной программы ФГОС СПО: требования к уровню подготовки и минимуму содержания по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. М., 2009.
Конспект по лекции профессора Блинова «Цифровая революция и цифровая дидактика»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цифровая революция и цифровая дидактика. Лекция Блинов Владимир Игоревич руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук, профессор
Проблемы, которые поднимаются по данной теме.
ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА – наука об организации процесса обучения в условиях цифрового общества.
1. новые технологии и цифровая среда
2. новые требования экономики к кадрам
3.«цифровое поколение» – новые обучающиеся
Возможные цели (ожидаемые результаты) цифровизации образовательного процесса:
1.уменьшение сроков освоения образовательных
2.обеспечение полного усвоения знаний, умений
3.освобождение педагога от рутинных операций
АКЦЕНТ НА ФОРМАХ И МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ
дидактическая мода системообразующие элементы процесса обучения:
1.ПРИОРИТЕТ ЦЕЛИ ,ПРИОРИТЕТ РЕЗУЛЬТАТА, ПРИОРИТЕТ СРЕДСТВА
системообразующие элементы процесса обучения
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И МЕТОД
ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: КОНТРОЛЬ ,ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ОБЪЯСНЕНИЕ
Цель профессионального образования – ОСВОЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОТ ДИКТАТА СРЕДСТВ, ИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПРОДАВЦОВ – К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБОСНОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗАПРОСА
Образовательная сфера (пользователи) цифровые средства оцифровка прежних педагогических технологий ,тестирование цифровых средств ,проектирование новых пед.технологий, определение дефицитов, формирование заказа новые цифровые средства под заказ развитие цифровой среды и образовательного процесса, новые возможности и новые задачи.
ЧТО МОЖНО ОЦИФРОВАТЬ? Различные подпроцессы образовательного процесса: одни могут быть оцифрованы уже сейчас, другие могут быть оцифрованы при условии разработки соответствующего ИКТ-обеспечения, третьи необходимо усовершенствовать (трансформировать) для того, чтобы их оцифровать .Например, контролирующее (констатирующее) оценивание должно быть трансформировано в непрерывное диагностико –формирующее, четвёртые оцифровывать педагогически нецелесообразно. Например, практические работы учащихся по химии, физики с реальными веществами, телами, приборами.
Влияние на образование
ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА: ПРИМЕР. «ПЕРЕВЁРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ»
1. Стандартный перевернутый класс. Учащиеся получают домашнюю работу — просмотр видео-лекций и чтение учебных материалов, относящихся к теме следующего урока. На уроке же они практикуют то, чему научились, а у их учителей появляется больше времени для отработки/закрепления темы.
2. Дискуссионно-ориентированный перевернутый класс
3. Демонстрационно-ориентированный перевернутый класс
4. Фальшивый перевернутый класс: идеально подходит для тех учеников, которым фактическая любая домашняя работа может оказаться неприемлемой. Эта модель позволяет учащимся смотреть лекционное видео в классе — в своем собственном темпе, а учитель может переходить от ученика к ученику, чтобы предлагать любую индивидуальную помощь.
5. Групповой перевернутый класс
6. Виртуальный перевернутый класс
7. Перевернутый учитель. В этой модели все видео, созданные для перевернутого класса, взяты не из интернет- ресурсов и созданы не учителем, а учащимися. Таким образом они демонстрируют свои знания и навыки. Это такая игра, в которой ученик берет на себя роль учителя, и цель её — научить учителя.
3. Возможно ли применение цифровой дидактики в Вашей организации, какие для этого есть ресурсы, а каких не хватает.
Формирование и развитие soft skills:
1.Проектно-исследовательская деятельность 2.Управление полным жизненным циклом проекта: от замысла до защиты 3. Работа в распределённой команде: планирование и координация, коммуникация и взаимодействие 4.Межкультурные коммуникации.
ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА: ПРИМЕР
Цифровые компетенции современного учителя.
1.Разработка и создание интерактивных заданий и тренажеров с использованием цифровых технологий .
2.Организация проектной деятельности учащихся с использованием цифровых технологий Организация и проведение групповой (в том числе между образовательными организациями) деятельности в телекоммуникационной среде.
3.Формирование мотивации учащихся к интеллектуально- творческой деятельности с использованием цифровых технологий.
4.Реализация воспитательных аспектов педагогической деятельности с использованием электронных ресурсов.
Управление региональными системами подготовки кадров
Полный текст:
Аннотация
Введение. На протяжении последних лет в экспертном сообществе активно дискутировались вопросы построения региональных систем подготовки кадров. Эти вопросы не сходят с повестки дня, несмотря на то, что в некоторых субъектах Российской Федерации к настоящему времени уже завершились или близки к окончанию проекты различных организаций федерального уровня, призванных стимулировать промышленный рост за счет пополнения кадрового состава производственного сектора высококвалифицированными специалистами. В ряде территорий (например, в Пермском крае, Республике Татарстан, Белгородской, Тамбовской областях и др.) отмечаются успешные практики обучения кадров, в которых остро нуждается региональная экономика. Однако целостных подходов к решению проблемы на уровне всей страны пока так и не сложилось. С точки зрения авторов публикации, неудовлетворительная социально-экономическая эффективность профессионального образования в значительной степени обусловлена недостаточным качеством его управления.
Цели статьи – представить итоги сравнительно-аналитического исследования содержания региональных программ развития профессионального образования и стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также рекомендации по совершенствованию таких программ как управленческого инструмента, обеспечивающего быстрое реагирование на изменения кадровых потребностей регионов и помогающего устранить дефицит квалифицированных работников.
Методология и методы. При выполнении исследования применялись методы критериального и сопоставительного анализа, целеполагания, формализации и интерпретации результатов. Методы контент-анализа и анализа необходимости и достаточности применялись только по отношению к документам и материалам, находящимся в открытом доступе в сети Интернет. В качестве методологической базы управления региональными системами подготовки кадров рассмотрены программно-целевые и проектно-целевые подходы и механизмы.
Результаты и научная новизна. Предложены и обоснованы критерии и показатели оценки продуктивности региональных программ развития профессионального образования. Выявлены и описаны общие недостатки и противоречия реализации данных программ, характерные не только для «типичных регионов», но и для некоторых «регионов-лидеров». Констатируется, что действующие программы не могут системно качественно и количественно удовлетворить потребности производственной сферы в квалифицированных специалистах, способных осваивать и внедрять передовые технологии. Комплексное решение данной проблемы требует коррекции и продвижения управленческой деятельности в двух относительно автономных направлениях – принятии мер по совершенствованию принципов проектирования обсуждаемых программ и ориентации их на использование современных подходов к развитию профессионального образования.
Практическая значимость. Сделанные авторами выводы относительно структуры и содержания программ развития профессионального образования, организационных условий их оптимизации и результативности адресованы, в первую очередь, высшим органам исполнительной власти и органам управления образованием в субъектах Российской Федерации.
Блинов, Владимир Игоревич
Владимир Игоревич Блинов | |
---|---|
Дата рождения | 13 декабря1964 ( 1964-12-13 ) (56 лет) |
Место рождения | Москва, СССР |
Страна | |
Место работы |
|
Альма-матер |
|
Учёная степень | доктор педагогических наук |
Учёное звание | профессор |
Награды и премии |
Владимир Игоревич Блинов (род. 13 декабря 1964 года, Москва) — российский учёный, педагог, доктор педагогических наук, профессор. Один из основоположников методологии компетентностного подхода в российском профессиональном образовании и обучении.
Содержание
Биография [ | ]
Родился 13 декабря 1964 года в Москве. В 1988 году с отличием окончил Московский педагогический государственный университет.
С 1986 года работал в средних профессиональных учебных заведениях в должности преподавателя, педагога-психолога, заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Теория и практика педагогической профориентации старшеклассников после Великой Отечественной войны» (специальность 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования).
В период с 1988 по 2003 год совмещал научно-педагогическую деятельность с работой в общеобразовательной школе. Работал учителем, педагогом-психологом, исполнительным директором частной школы.
С 1988 по 2018 год был профессором кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета [1] .
В 2001 году защитил докторскую диссертацию по теме «Развитие теории и практики образования в России XVIII – начала ХХ века под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания» (специальность 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования) [2] .
В 2000-2003 годах возглавлял кафедру педагогики в Московском институте повышения квалификации работников образования – Московском институте открытого образования.
С 2006 года является руководителем Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования (ЦПОиСК ФИРО) [3] . В 2018 году ФИРО включен в состав Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
С 2006 года под непосредственным научным руководством В. И. Блинова в ЦПОиСК ФИРО были разработаны и внедрены в практику профессионального образования концепция, макет и методика разработки федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования; федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения; методика разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования и программ профессионального обучения (в том числе, с учетом требований профессиональных стандартов); концепция прикладного бакалавриата; методология классификации профессий и специальностей среднего профессионального образования; разработка, апробация и внедрение концепций развития территориальных систем профессионального образования [4] [5] [6] [7] .
В. И. Блинов работал в качестве эксперта в нескольких международных проектах: эксперт по вопросам формирования компетентностно ориентированных программ профессионального образования и обучения (Туркмения, 2008); эксперт проекта ЮНЕСКО по разработке программ высшего образования (Таджикистан, 2010); эксперт Международной организации труда (2018).
Под руководством Блинова выполнены и защищены более 20 кандидатских диссертаций.