Два сабвуфера или один — что выбрать!
Очень распространенный вопрос в сфере автозвука — «Что выбрать — два 12 или один 15 дюймовый сабвуфер?»
Но для корректности немного перефразируем этот вопрос и будет он звучать так – «Один большой сабвуфер или два поменьше?» Так как два 12-ых сабвуфера не являются эквивалентом одному 15 дюймовому и в этом случае вы выбираете две разных компоновки. Но к этому мы еще вернемся.
Перед началом нужно сразу проговорить некоторые моменты. И давайте сразу определимся с концепцией. Мы будем рассматривать сабвуферы в вакууме, то есть без учета остальных компонентов системы, не будем учитывать необходимость согласования НЧ звена с остальной акустической системы. Так же мы не будем размениваться на уровни компонентов и будем подразумевать сабы из одной линейки производителя.
Одним из основных факторов, влияющих на звучание, будет эффективная площадь диффузора. Так вот эквивалентом одного 15-го сабвуфера будет не два 12-ых, а два 10-ых. Это примерное равенство и в таблице ниже представлены наиболее близкие соотношения.
Именно по этому выбирая между двумя 12-ти дюймовыми сабвуферами и одним 15-ти, по сути, вы выбираете две разные компоновки. И если вопрос стоит: «Что выбрать для одного и того же усилителя?», то это тема для следующей статьи.
Но вернемся к грамотному сравнению.
Итак, мы выяснили примерное соотношение площадей.
Занимаемый объем
Один из важнейших факторов это занимаемый объем. Для эквивалентных по площади решениях объем для одного большого саба будет в 2-3 раза больше. Так что при выборе следует начать с оценки располагаемого пространства. К примеру для средних 12-ых общий объем составит в около 120-150 литров, что иногда с большим трудом удается разместить в седане, в то время как для 18-го динамика понадобится 220-280 литров, а с таким объемом проблемы могут возникнуть даже у хэтчбэка. Поэтому обязательно помните об этом, делая выбор.
Музыка
Следующий момент при выборе, это характер музыки для которой вы подбираете сабвуфер. Сразу нужно сказать, что мнение о том, что большой саб будет медленнее или бас будет жирнее – это распространенное заблуждение. На это в большей степени будет влиять оформление и связка с усилителем, нежели размер саба.
Но общее правило — чем ниже настройка, тем больше динамик тут работает. Берите один большой сабвуфер если будете слушать низкие треки и отдайте предпочтение паре поменьше если хотите универсальности или настройку повыше. Это связано с резонансной частотой (Fs), так как у больших она, как правило ниже.
Так же есть один нюанс, связанный с размером диффузора. При повышенной настройке из-за быстрого движения и большого диаметра край диффузора будет немного отставать из за естественной деформации. И чем быстрее будет его движение, тем больше искажений получится, а соответственно не вся площадь будет работать. Конечно это достаточно микроскопический нюанс на этих режимах и это очень сильно зависит от материалов. Вот такой моментик, но повторимся — это не про групповые задержки и глубину баса.
Затраты
Не маловажный момент – это затраты. Два динамика из одной линейки обойдутся вам дороже чем один побольше. По этому стоит заглянуть в свой кошелек и оценить свои финансовые возможности перед выбором. Так же не забудьте учесть затраты на усилитель, если у вас его еще нет.
Звучание
Ну и третий момент, самый интересный – это конечно звучание. Но тут не все так просто. Как бы мы не пренебрегали условиями и не пытались уравнять позиции — динамики даже в одной линейке производителя будут иметь разные характеристики, разные параметры Тиля-Смолла, которые и определяют звучание динамика.
Так вот всегда динамики разных размеров будут отличаться в звучании, так как физические свойства у них будут разными это и размер катушки, ее вес, диаметр шайбы и тп.
Поэтому давайте взглянем на общие тенденции. Что можно заметить не вооруженным взглядом, так это то, что чем больше сабвуфер тем ниже у него резонансная частота, и вообще отношение резонансной частоты к добротности понижается , что хорошо для закрытого ящика.
Но кто же берет большие сабвуферы для закрытых ящиков! А это, кстати, еще одно упущение и заблуждение, большие сабы отлично работают в ЗЯ, если речь идет о хорошем и сбалансированном звучании системы.
Итак возьмём пару примеров из одной и той же линейки и применим к ним рекомендуемые объемы с выбором одной и той же настройки в 35 Гц.
Как видите, большой сабвуфер плавнее заходит на низкие частоты и у него там лучше отдача, в то время как у пары динамиков выше эффективность в районе настройки. Еще интересный момент, взгляните у пары сабов временные задержки буду больше, в то время как у большого точность лучше.
Конечно, с помощью подбора характеристик корпуса можно практически сравнять представленные АЧХ, но мы говорим об объемах, которые рекомендуются как оптимальные, для получения наглядной разницы в характеристиках звучания.
Итак, выбирая между парой динамиков поменьше и одним большим, учитывайте каким объемом вы располагаете, настройку вашего будущего корпуса, ваши финансовые затраты и характер звучания из-за особенностей параметров.
Видео:
Зная эти моменты, вы сможете решить — что же вам больше подходит.
Удачного выбора!
Читать еще:
Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом:
Два блина или саб
Что лучше портативный саб или хорошие блины в седан.
Сообщения: 150 Зарегистрирован: 10 мар 2008, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 05.08.2006 Авто: УАЗ Патриот :
Награды: 1
Рейтинг: 160 |
Репутация: 0 |
Что лучше портативный саб или хорошие блины в седан.
Сообщение Hunter1945 » 09 фев 2011, 19:37
Сообщения: 54 Зарегистрирован: 06 фев 2010, 00:00 Стаж: 2004 Авто: Opel vectra С
Рейтинг: 104 |
Репутация: 0 |
Поблагодарили: 1 раз
Сообщение bocman172 » 09 фев 2011, 20:04
Сообщения: 150 Зарегистрирован: 10 мар 2008, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 05.08.2006 Авто: УАЗ Патриот :
Награды: 1
Рейтинг: 160 |
Репутация: 0 |
Сообщение Hunter1945 » 09 фев 2011, 20:10
Сообщения: 3275 Зарегистрирован: 25 май 2006, 00:00 Откуда: Тюмень Авто: Nissan X-Trail 2.5CVT
Рейтинг: 3 425 |
Репутация: +1 |
Поблагодарили: 1 раз
Сообщение dixi72 » 09 фев 2011, 21:27
Сообщения: 143 Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 00:00 Стаж: 1996 :
Награды: 1
Рейтинг: 293 |
Репутация: 0 |
Благодарил (а): 6 раз Поблагодарили: 1 раз
Сообщение dimon963 » 09 фев 2011, 21:55
Сообщения: 756 Зарегистрирован: 01 окт 2010, 00:00 Откуда: востал из ада Стаж: 2004 Авто: BENTLEY CONTINENTAL :
Награды: 1
Рейтинг: 924 |
Репутация: +1 |
Благодарил (а): 3 раза Поблагодарили: 1 раз
Сообщение andreiavto333 » 09 фев 2011, 22:22
Рейтинг: 11 588 |
Репутация: +4 |
Благодарил (а): 138 раз Поблагодарили: 28 раз
Сообщение Vebion » 09 фев 2011, 22:28
Сообщения: 1761 Зарегистрирован: 30 янв 2010, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2008
Рейтинг: 2 511 |
Репутация: +5 |
Благодарил (а): 3 раза Поблагодарили: 5 раз
Сообщение Еvgеn_72_01 » 09 фев 2011, 23:41
Сообщения: 1989 Зарегистрирован: 12 янв 2008, 00:00 :
Награды: 1
Рейтинг: 3 042 |
Репутация: +3 |
Благодарил (а): 18 раз Поблагодарили: 15 раз
Сообщение mongol » 10 фев 2011, 10:29
Сообщения: 150 Зарегистрирован: 10 мар 2008, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 05.08.2006 Авто: УАЗ Патриот :
Награды: 1
Рейтинг: 160 |
Репутация: 0 |
Сообщение Hunter1945 » 10 фев 2011, 11:00
Сообщения: 1989 Зарегистрирован: 12 янв 2008, 00:00 :
Награды: 1
Рейтинг: 3 042 |
Репутация: +3 |
Благодарил (а): 18 раз Поблагодарили: 15 раз
Сообщение mongol » 10 фев 2011, 11:38
Сообщения: 150 Зарегистрирован: 10 мар 2008, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 05.08.2006 Авто: УАЗ Патриот :
Награды: 1
Рейтинг: 160 |
Репутация: 0 |
Сообщение Hunter1945 » 18 фев 2011, 20:54
Сообщения: 1989 Зарегистрирован: 12 янв 2008, 00:00 :
Награды: 1
Рейтинг: 3 042 |
Репутация: +3 |
Благодарил (а): 18 раз Поблагодарили: 15 раз
Сообщение mongol » 18 фев 2011, 21:13
Сообщения: 150 Зарегистрирован: 10 мар 2008, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 05.08.2006 Авто: УАЗ Патриот :
Награды: 1
Рейтинг: 160 |
Репутация: 0 |
Сообщение Hunter1945 » 18 фев 2011, 21:19
Сообщения: 1989 Зарегистрирован: 12 янв 2008, 00:00 :
Награды: 1
Рейтинг: 3 042 |
Репутация: +3 |
Благодарил (а): 18 раз Поблагодарили: 15 раз
Сообщение mongol » 18 фев 2011, 21:49
Сообщения: 150 Зарегистрирован: 10 мар 2008, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 05.08.2006 Авто: УАЗ Патриот :
Награды: 1
Рейтинг: 160 |
Репутация: 0 |
Сообщение Hunter1945 » 18 фев 2011, 21:57
Сообщения: 1989 Зарегистрирован: 12 янв 2008, 00:00 :
Награды: 1
Рейтинг: 3 042 |
Репутация: +3 |
Благодарил (а): 18 раз Поблагодарили: 15 раз
Сообщение mongol » 18 фев 2011, 22:16
Сообщения: 1761 Зарегистрирован: 30 янв 2010, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2008
Рейтинг: 2 511 |
Репутация: +5 |
Благодарил (а): 3 раза Поблагодарили: 5 раз
Сообщение Еvgеn_72_01 » 18 фев 2011, 22:58
Сообщения: 199 Зарегистрирован: 23 ноя 2008, 00:00 Откуда: Каскара Стаж: 1998 Авто: ваз-21074 :
Награды: 1
Рейтинг: 232 |
Репутация: 0 |
Благодарил (а): 5 раз
Сообщение yan-albert » 18 фев 2011, 23:10
Сообщения: 1989 Зарегистрирован: 12 янв 2008, 00:00 :
Награды: 1
Рейтинг: 3 042 |
Репутация: +3 |
Благодарил (а): 18 раз Поблагодарили: 15 раз
Сообщение mongol » 18 фев 2011, 23:30
Сообщения: 199 Зарегистрирован: 23 ноя 2008, 00:00 Откуда: Каскара Стаж: 1998 Авто: ваз-21074 :
Награды: 1
Рейтинг: 232 |
Репутация: 0 |
Благодарил (а): 5 раз
Сообщение yan-albert » 19 фев 2011, 01:30
Сообщения: 1989 Зарегистрирован: 12 янв 2008, 00:00 :
Награды: 1
Рейтинг: 3 042 |
Репутация: +3 |
Благодарил (а): 18 раз Поблагодарили: 15 раз
Сообщение mongol » 19 фев 2011, 01:40
Сообщения: 199 Зарегистрирован: 23 ноя 2008, 00:00 Откуда: Каскара Стаж: 1998 Авто: ваз-21074 :
Награды: 1
Рейтинг: 232 |
Репутация: 0 |
Благодарил (а): 5 раз
Сообщение yan-albert » 19 фев 2011, 11:39
Сообщения: 1989 Зарегистрирован: 12 янв 2008, 00:00 :
Награды: 1
Рейтинг: 3 042 |
Репутация: +3 |
Благодарил (а): 18 раз Поблагодарили: 15 раз
Сообщение mongol » 19 фев 2011, 11:47
Сообщения: 199 Зарегистрирован: 23 ноя 2008, 00:00 Откуда: Каскара Стаж: 1998 Авто: ваз-21074 :
Награды: 1
Рейтинг: 232 |
Репутация: 0 |
Благодарил (а): 5 раз
Сообщение yan-albert » 19 фев 2011, 11:55
Сообщения: 1989 Зарегистрирован: 12 янв 2008, 00:00 :
Награды: 1
Рейтинг: 3 042 |
Репутация: +3 |
Благодарил (а): 18 раз Поблагодарили: 15 раз
Сообщение mongol » 19 фев 2011, 14:26
Сообщения: 199 Зарегистрирован: 23 ноя 2008, 00:00 Откуда: Каскара Стаж: 1998 Авто: ваз-21074 :
Награды: 1
Рейтинг: 232 |
Репутация: 0 |
Благодарил (а): 5 раз
Сообщение yan-albert » 19 фев 2011, 16:05
Сообщения: 1989 Зарегистрирован: 12 янв 2008, 00:00 :
Награды: 1
Рейтинг: 3 042 |
Репутация: +3 |
Благодарил (а): 18 раз Поблагодарили: 15 раз
Сообщение mongol » 19 фев 2011, 16:24
Сообщения: 727 Зарегистрирован: 28 июл 2006, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: с 2004 Авто: Nissan Juke :
Награды: 1
Рейтинг: 930 |
Репутация: +1 |
Благодарил (а): 1 раз Поблагодарили: 2 раза
Сообщение challenger84 » 19 фев 2011, 16:57