Ему блины от тещи

Когда в Масленицу принято ездить к теще на блины

Какие обычаи блинной недели и празднования Масленицы существовали на Руси

Масленица на Руси была праздником не только «сезонным», но и «семейным» — провожая зиму и встречая весну, народ еще и чествовал молодые семьи, сыгравшие свадьбу в прошедшем году. А обычаи масленичной недели во многом были направлены на поддержание прочности родственных связей. Один из них — это традиционные поездки «к теще на блины», для которых в Масленицу был отведен особый день.

Как называются дни масленичной недели

В старину недельное празднование Масленицы делилось на две части. Начиналось все с Узкой Масленицы, длящейся с понедельника по среду. Это время было подготовкой к праздничным утехам, однако застолья, праздничные обряды и визиты в гости еще совмещались с работами по хозяйству. С четверга по воскресенье про работу забывали: вступала в свои права Широкая Масленица — время безудержного веселья, шумных народных гуляний и всенародных забав. При этом блины на Масленицу — один из главных атрибутов праздника — пеклись всю праздничную неделю. Остатки масленичного угощения в воскресенье вечером сжигались на костре — по языческим верованиям считалось, что эта символическая жертва сделает землю плодородной.

Каждый день Масленицы имел название и особое назначение.

Понедельник — «встреча». В этот день молодые жены с самого утра отправлялись проведать своих родителей. Ближе к вечеру к теще и тестю наведывались и родители мужа — свёкор со свекровью. На «повестке дня» в этот день было обсуждение времени и места масленичных гуляний, а также состав гостей, приглашенных «на блины».

Читайте также:  Можно ли сделать блины без яиц с бананами рецепт

Вторник — «заигрыши». В этот день в центре внимания были девушки и юноши, еще не связавшие себя узами брака. Именно в «заигрыши» проходили смотрины невест, сватовство, а договаривающиеся стороны «били по рукам» и начинали подготовку к бракосочетанию (сами свадьбы было принято массово играть после окончания Великого поста). Молодежь в этот день каталась с горок, а «на блины» широко зазывали родных и знакомыхю

Среда — «лакомка». В этот день молодые вместе навещали родителей жены, и теща должна была продемонстрировать свое доброе отношение к зятю, накормив его блинами. При этом угощение теща должна была приготовить собственноручно, даже если речь шла о богатом доме, хозяйка которого нечасто стояла у плиты. Расположение и уважение к зятю было принято проявлять прилюдно — в этот день к тещиному столу приглашались и другие гости.

Четверг — «разгул». В этот день начиналась разгульная Широкая Масленица, и день проходил под знаком шумных уличных забав: устраивались потешные бои, традиционные катания на санях, штурмы снежных городков, прыжки через костер, колядования.

Пятница — «тещины вечерки». В этот день уже теща навещала молодую чету — причем в гости она приходила не одна, а вместе с подругами и родственниками. А юная хозяйка должна была блеснуть кулинарным мастерством, досыта накормив многочисленных гостей блинами. По традиции в канун «тещиных вечерок» тесть и теща присылали дочери все необходимое для приготовления пиршества — муку, масло, посуду и так далее.

Суббота — «золовкины посиделки». В этот день принято угощать родственников мужа, в первую очередь — его сестер (золовок). Часто молодые жены в этот день устраивали «девичник», приглашая в гости и своих подруг. При этом выбор гостей зависел от семейного статуса главной героини праздника, золовки — если она была еще девушкой, то и к столу приглашали незамужних подруг; если же сестра мужа уже вышла замуж — на посиделки собирались подружки и родственницы в таком же статусе.

Воскресенье — «прощеный день» или «проводы». В последний, самый шумный день праздника Масленица, проходили проводы зимы и обряд сжигания чучела, все ритуально прощали друг другу обиды и целовались в знак примирения, а также ходили на кладбище и поминали усопших.

Традиционные «тещины дни» на Масленицу

Таким образом, теща на Масленицу становилась «героиней дня» трижды:

  • в понедельник днем к ней приходила в гости замужняя дочь, вечером — сваты;
  • в среду «к теще на блины» наведывались дочь с зятем;
  • в пятницу сама теща отправлялась в дом к молодым.

В первую Масленицу после свадьбы традиция была особой: новобрачные на протяжении всей праздничной недели объезжали тех, кто внес свой вклад в подготовку и проведение свадебных торжеств, и родители молодой супруги были первыми в списке.

Визит к теще и тестю был обязательным для молодой семьи элементом свадебного обряда. В таком случае в понедельник, в первый день Масленицы, отец или брат невесты приходил в дом с официальным приглашением «пожаловать к теще на блины». Называли его «зватом». Молодая супруга отправлялась в родительский дом вместе со зватом. Утром следующего дня, во вторник, к ней присоединялся муж, свекровь со свекром, а также другие родственники. Стол в таких случаях накрывался богатый и обильный, а специально для зятя теща подавала блины с разнообразными начинками и сладкую сдобу.

Поездка к теще на блины в первый послесвадебный год была длительной и основательной — «гостевание» в доме у тещи обычно проходило с ночевкой, и домой молодые отправлялись лишь на следующий день. А в особых случаях молодая чета проводила у родителей жены всю масленичную неделю.

Специальных дней для визитов к родителям мужа не отводилось по одной простой причине: в патриархальном русском обществе молодая семья обычно жила вместе со свекрами, а невестка помогала свекрови в ведении хозяйства. Если же молодые обитали отдельно от родителей мужа — походы в гости к свекру и свекрови в масленичном расписании также были обязательными.

Когда принято ездить к родителям на Масленицу в современности

У современных городских жителей традиции «особого» празднования всех семи дней Масленицы уже утрачены — как правило, шумные гулянья устраиваются только в субботу и воскресенье. Однако, если есть желание проявить уважение к родителям и вспомнить традиции предков, в масленичную неделю семья наносит визиты и теще с тестем, и свекрам, а также приглашает родственников на блины к себе дом. В таком случае обычно:

  • к теще молодожены отправляются в традиционную среду,
  • визит родителям мужа наносят в любой из будних вечеров масленичной недели,
  • семейный обед с блинами, испеченными невесткой, устраивают в субботу.

Разумеется, от этого правила возможны отступления — тем более, что вечером буднего дня не всегда удается найти время для визитов родственников. Однако хотя бы одна общая встреча молодых и их родителей за столом со стопкой румяных блинов, совместные проводы холодной зимы и пожелания доброй весны — традиция, от которой не стоит отказываться.

Источник

Ему блины от тещи

Традиционная культура и народное искусство запись закреплена

БЛИНЫ В РУССКОМ СВАДЕБНОМ РИТУАЛЕ: КУЛЬТУРНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ И ОБРЯДОВАЯ СЕМАНТИКА
(автор статьи Гревцова Татьяна Евгеньевна — младший научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук. Ростов-на-Дону)

«Русский свадебный ритуал включает множество эпизодов, сопровождающихся застольями, неотъемлемой составляющей которых является присутствие на столе разнообразных хлебных изделий. Лишь немногие виды выпечки изготавливаются исключительно для свадьбы и получают специальные названия. Большинство изделий из теста, с которыми совершаются символические действия в ритуале, не являются собственно свадебными блюдами и используются и в других обрядах.
В русской традиции блины употребляются также в похоронно-поминальных и календарных обрядах, материалы которых помогают реконструировать культурную семантику этих изделий из теста. В качестве материала для внешней реконструкции привлекались описания украинских и белорусских свадеб, с которыми русский ритуал имеет общие корни и сохраняет тесную связь.

Блины — одно из традиционных блюд у восточных славян, главным образом у русских. Считается, что основной культурной семантикой блинов является поминальная, связанная с представлениями о смерти и том свете, поскольку с этой выпечкой совершаются различные ритуальные действия во время похоронного обряда, а также календарных обрядов, которые соотносятся с тематикой смерти. В русском свадебном обряде такая символика блинов проявляется в эпизодах прощания невесты со своими подругами и прежней, девичьей долей, так как обрядовый переход девушки в народной традиции осмысляется как символическая смерть в прежнем статусе и рождение в новом. Например, в Ярославской области накануне венчания устраивали застолье, называемое «блинки», к которому готовили блины. Их клали стопкой, делали в ней ямку и вливали туда масло. После застолья «хоронили» невесту. Угощение блинами накануне свадьбы также было распространено в Костромской области.

Поминальная символика блинов присутствует и в некоторых послесвадебных обрядах. Например, в Пензенской губернии в доме невесты на другой день после венчания устраивали обряд, называемый «блины», во время которого происходило символическое прощание с покойником — наряженным мужчиной или женщиной. После «оживания» покойника участников ритуала угощали блинами. М. Г. Матлин предлагает не относить послесвадебные игры в покойника напрямую к похоронному ритуалу, а рассматривать их наряду с подобными святочными, масленичными, другими календарными обрядами. Он приходит к выводу, что игра в покойника в свадебном обряде «не только типологически совпадает с соответствующей святочной игрой, но и восходит к ней».

Блины воплощают прежнюю долю невесты, ее жизнь в родительском доме. У русских широко распространено посещение новобрачными дома ее родителей, где их угощали блинами. У оренбургских казаков во время блинного стола, устраиваемого на второй день свадьбы в доме родителей невесты, теща накрывала голову зятя блином, брала ложку масла и мазала его волосы. Зять, взяв блины, накрытые тарелкой, переворачивал их, а тарелку бросал, стараясь попасть в матицу. На Русском Севере теща могла и сама привозить блины новобрачному. На Дону на следующий день после венчания молодую жену кормили блинами, принесенными из дома ее родителей. В других эпизодах свадьбы блины получают и иную символику. Так, у русских отказ сватам мог выражаться формулами «дать блин» и «получить блин». Блины в свадебном ритуале символизируют утраченную девственность, что могло повлиять на появление таких выражений.

Широко распространены обрядовые действия с блинами на этапе послесвадебья. Они разнообразны как по ритуальному воплощению, так и по семантике. Рассмотрим каждое из таких действий.
Раздача блинов гостям на следующий день после свадебного застолья семантически сближается с раздачей частей свадебного каравая, символизирующей перераспределение общей доли между участниками обряда. Эту связь подтверждает и параллелизм словосочетаний, обозначающих раздачу блинов и частей каравая (давать на блины, класть на блины, давать на каравай, класть на каравай). В Ярославской и Новосибирской областях за блины молодым дарили деньги. На Урале на второй день новобрачная пекла блины, за что ей давали подарки или деньги. В Архангельской области во время угощения блинами мать дарила жениху рубаху, называемую «блинной рубахой». В Смоленской губернии на второй день свадьбы молодая жена пекла званые блины и получала за них деньги. У белорусов Могилев-ской губернии она подносила блин каждому гостю.

Как уже было сказано, семантика блинов в свадебном ритуале связана с символикой девственности невесты. В эпизодах послесвадебья обрядовые действия с этими изделиями из теста могут воплощать ее утрату во время брачной ночи. У русских широко распространено угощение молодого на второй день свадьбы, во время которого он с помощью определенных действий с блинами демонстрировал, сохранила ли невеста девственность до брака. Если девушка оказалась «честной», новобрачный разбивал тарелку из-под блинов, кусал или протыкал ножом блин, бережно брал, а не комкал блин, дарил матери невесты рубль.
В случае утраты невестой девственности до свадьбы жених откусывал середину блина, клал его на стопку блинов и не ел их, вырезал в блинах клин, давал теще мелочь вместо целого рубля, дарил ей «худой» блин. У белорусов Могилевской губернии, если новобрачная оказалась «нечестной», после брачной ночи мужчины пробивали блин пальцем. В Луганской области в случае своей «нечестности» невеста после брачной ночи пекла блины, надев кожух. В Минской губернии молодая жена пекла блины только в случае сохранения невинности до брака. В белорусском свадебном ритуале сходную функцию послесвадебного блюда выполняла яичница: если невеста была «честной», свекровь угощала ее и всех присутствующих яичницей, украшенной цветами из теста, в противном случае на стол подавали «поколупанную» яичницу и мед.

Связь семантики блинов с девственностью невесты подтверждает и шуточный обряд, называемый продолбить блин, который устраивали после первой брачной ночи в Томской и Кемеровской областях. Жениха и невесту сажали за стол и в присутствии гостей прорезали блин и проливали в образовавшуюся дырку вино. В Архангельской области на другой день после свадьбы молодоженов поздравляли с блинами. О такой символике блинов свидетельствует и их ритуальное использование в других эпизодах обряда. Например, в Нижегородской области во время смотрин мать невесты подавала жениху блины и тупой нож со словами: «Блинки изрежь, ножа не погни, блинов не помни, маслица не пожми». Жених втыкал тупой нож в потолок и резал блины своим, острым ножом].

Блины были традиционным угощением новобрачных на второй день свадьбы. В Костромской и Вологодской губерниях их подавали молодым после бани. В Кадниковском уезде Вологодской губернии новобрачные вместе съедали первую шаньгу — блин из крупича-той муки, испеченный свекровью, в Вологодском уезде на второй день их кормили оладушками . Во время такого угощения иногда происходила шуточная проверка молодых супругов. В рязанской свадьбе они должны были разрезать стопку блинов. Интересно, что у донских и кубанских казаков разрезание хлеба, принесенного сватами в дом невесты, — один из способов проверки хозяйственных способностей девушки во время начальных эпизодов ритуала. В Архангельской области молодого мужа, который нерасторопно макал блин в масло, называли «жених в масле». В Костромской губернии новобрачный должен был распутать перепутанные концы блинов, начиненных яйцами, не разрезая их. Хозяйственные способности молодой жены проверяли ее умением испечь блины. В Белгородской области на третий день свадьбы свекровь подавала гостям, пришедшим «искать невесту», подгорелые блины, якобы испеченные молодой.

От слова «блин» в русских диалектах образованы некоторые терминологические словосочетания, которые отражают совершение ритуальных действий с ними в свадебном обряде (блин подносит невеста на свадьбе гостям; те, кто подавится блином, должны поцеловаться’, блины званые ‘блины, которые пекутся на второй день свадьбы и за которые гости дают деньги). Обрядовое действие этапа послесвадебья, когда мать молодой жены угощает новобрачного блинами, было широко распространено и послужило причиной появления некоторых названий с корнями тёщ- и зят-. Так, в Псковской области большой блин, которым угощали зятя, называли «зятний блин». Наименования обрядов послесвадебья, образованные от этих корней, часто обозначают один и тот же эпизод свадьбы (тёщины блины) ‘обед у родителей молодой на второй день свадьбы, во время которого происходило угощение блинами’, а та же ‘название одного из дней Масленицы, когда молодые приезжают в гости к родителям невесты’, к тёще на блины)
Приведенные примеры показывают, что один и тот же термин может обозначать различные ритуальные действия, имеющие разную обрядовую семантику, совершаемые разными участниками свадьбы и происходящие в разных обрядовых локусах. Поэтому при исследовании таких названий важным является анализ не только их языковых свойств, но и обращение к ритуальной ситуации и символике совершаемых с блинами обрядовых действий.

Культурный термин «блин» является мотивационной базой для некоторых наименований персонажей ритуала, а также обрядовых атрибутов. Названия участников свадьбы, производные от этого слова, как и предыдущая группа слов, обозначающих эпизоды обряда, связаны с этапом послесвадебья. Например, девочку, приносящую новобрачным блины на второй день свадьбы, называли «блинницей / блиночницей», гостя, который приезжал на блины после свадьбы, — «блинщиком». В Ярославской области «блинником» называли кучера в свадебном поезде, в Свердловской — зятя, принятого после свадьбы в дом жены. Последнее значение слова «блинник», как уже было сказано, обусловлено тем, что блины связаны с невестой, ее долей и прежней жизнью в родительском доме.

Названия элементов предметного кода русской свадьбы, образованные от термина блин, связаны с угощением блинами на другой день свадьбы (блинная рубаха ‘рубаха, которую подает мать жениху вместе с блинами’, блинный стакан ‘стакан вина, который подносили вместе с блинами каждому родственнику’, подарок на блины — ‘деньги, которые гости дарят новобрачным на второй день свадьбы). Интересно, что в вологодских говорах такими же отношениями мотивации связаны слова шаньги — ‘блины из крупичатой муки, подаваемые свекровью на второй день свадьбы’ и шанежник ‘платок, который невестка дарит свекрови за угощение шаньгами на второй день свадьбы]. Как и от лексемы блин, от слова шаньга образовано название мужа, живущего в доме жены после свадьбы, — «шанежник»]. Таким образом, культурные термины блин и шаньга вступают в синонимические отношения в группе русской свадебной лексики не только на уровне обрядовой семантики, но и на уровне словообразовательных дериватов.
Синонимы культурного термина блин обнаруживаются в основном на Русском Севере. Были рассмотрены отношения синонимии между этим термином и словом шаньга, которое зафиксировано в вологодских говорах. Другие синонимы лексемы блин обозначают изделия из теста, используемые только в одном обрядовом эпизоде, и не становятся основой для номинации других элементов ритуала. Так, в Костромской области во время богомолья, совершаемого перед свадьбой, к столу подавали «выпеку-ши» — толстые блины на дрожжах . В Тверской и Костромской областях такие блины, называемые «опекуши», подносили невесте во время девичника накануне венчания. В Заонежье на Масленицу, если теще не нравился жених, она подавала ему «припечники» — двухслойные блины на молоке или воде, которые заливались болтушкой из пшеничной муки на молоке и вместе прожаривались. В Архангельской губернии во время девичника тарелки с едой закрывали блинами из густого пресного теста, испеченными на углях, которые называли «сочни». В день свадьбы в доме молодого сочнями угощали женщин, не приглашенных на свадьбу.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о большой значимости ритуального использования блинов в русском свадебном обряде, необходимости обращения при реконструкции культурной семантики этого атрибута свадьбы к похоронно-поминальным обрядам. Однако символика блинов в русском свадебном обряде связана не только с символической смертью невесты и ее последующим воскрешением, но и с другими, собственно свадебными мотивами (дефлорации, проверки хозяйственных способностей новобрачных, получения новой доли участниками ритуала).»
(автор текста Т. Е. Гревцова)

Источник

Оцените статью