История открытия наркоза (X. Дэви, г. Уэллз, Дж. Уоррен, к. Лонг, у. Мортон, ч. Джексон, н.И. Пирогов).
Обезболивание при помощи природных одурманивающих средств растительного происхождения (мандрагоры, белладонны, опия, индийской конопли, некоторых разновидностей кактусов и др.) издавна применялось в странах Древнего мира: Египте, Индии, Китае, Греции, Риме, у аборигенов Америки и Океании.
С развитием ятрохимии в Западной Европе (XIV―XVI вв.) стали накапливаться сведения об обезболивающем эффекте некоторых химических веществ, получаемых в результате экспериментов. Однако долгое время случайные наблюдения ученых за их усыпляющим или обезболивающим действием не связывались с возможностью применения этих веществ в хирургии. Остались без должного внимания открытие опьяняющего действия N2O — гемиоксида (закиси) азота — «веселящего газа», которое сделал английский химик и физик Хамфри Дэви в 1800 г.
Первым врачом, который обратил внимание на обезболивающее действие N2O, был американский дантист Гораций Уэллз (1815―1848 гг.). В 1844 г. он попросил своего коллегу Джона Риггса удалить ему зуб под действием этого газа. Операция прошла успешно, но ее повторная официальная демонстрация в клинике известного бостонского хирурга Джона Уоррена (1778―1856 гг.) не удалась, и о «веселящем газе» на время забыли.
Эра наркоза началась с эфира. Первые опыты по его применению во время операций провел американский врач К. Лонг (1815―1878 гг.) в 1842―1846 гг., но они остались незамеченными, поскольку Лонг не сообщил в печати о своем открытии, и оно повторилось снова.
В 1846 г. американский дантист Уильям Мортон (1819―1868 гг.), испытавший на собаках и, волею случая, на себе усыпляющее и обезболивающее действие паров эфира, предложил Дж. Уоррену проверить на этот раз действие эфира во время операции. Дж. Уорррен согласился и 16 октября 1846 г. в Генеральном госпитале штата Массачусеттс впервые успешно удалил опухоль в области шеи под эфирным наркозом, который давал У. Мортон. Сведения о действии эфира на организм У. Мортон получил от своего учителя — химика и врача Чарлза Джексона (1805―1880), который по праву должен разделить приоритет этого открытия.
Россия была одной из первых стран, где эфирный наркоз нашел самое широкое применение. Первые в России операции под эфирным наркозом были произведены: в Риге (Б.Ф. Беренс, январь 1847 г.), Москве (Ф.И. Иноземцев, 7 февраля 1847 г.), Петербурге (Н.И.Пирогов, 14 февраля 1847 г.). Экспериментальной проверкой действия эфира на животных руководил физиолог А.М.Филомафитский.
Научное обоснование применения эфирного наркоза дал Н.И. Пирогов. В опытах на животных он провел широкое экспериментальное исследование свойств эфира при разных способах его введения (ингаляционном, внутрисосудистом, ректальном и др.) с последующей клинической проверкой различных экспериментальных методов (в том числе и на себе). После чего 14 февраля 1847 г. он провел свою первую операцию под эфирным наркозом, удалив опухоль молочной железы за 2,5 мин.
Летом 1847 г. Н.И. Пирогов впервые в мире применил эфирный наркоз в массовом порядке на театре военных действий в Дагестане, используя изобретенный им аппарат для подачи наркоза.
Так возникла анестезиология (лат. anaesthesiologia; греч. Anaisthesia — нечувствительность), бурное развитие которой было связано с внедрением новых обезболивающих средств и методов их введения.
С открытием наркоза и развитием его методов началась новая эпоха в хирургии: 1846 г. разделяет ее историю на две эры — «до» и «после» открытия наркоза.
Основные принципы оказания 1-й помощи при острых отравлениях лекарствами.
Чаще всего – отравл-я этиловым спиртом, снотворными, психотропными, наркотич и ненаркотич анальгетиками, инсектицидами. Осн задача — удаление из орг-ма в-ва. Принципы детоксикации:
- задержать всасыв-е (промыв-е желудка и киш-ка, адсорбенты, слабительные, при парентеральном введении – обколоть адреналином (сужение сосудов), пузырь со льдом, жгут).
- ускорить его вывед-е из орг-ма – форсированный диурез, перитонеальный диализ, гемодиализ, гемосорбция, замещение крови, плазмаферез, лимфодиализ, гипервентиляция легких, искусственное дыхание.
- обезвредить антидотами. Антидоты: вызывают деионизацию яда, конкурируют с биохим структурами за захват яда, конкурируют с ядом за захват биохим структур.
- устранить неблагоприятные эффекты – симптоматич терапия.
21. История открытия наркоза (Мортон, Пирогов). Понятие о биологическом и медицинском наркозе. Класс-я средств для наркоза. Механизм действия ингаляционных наркозных препаратов. Побочные эффекты. Противопоказания. Сравнительная оценка препаратов.
1846 г – открытие наркоза. Мортон (1819-69) – америк зубной врач, впервые ввел в хирургич практику эфирный наркоз. Пирогов (1810-81) – рус хирург и анатом, основопол-к военно-полевой хирургии. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку.
Наркоз с биологической точки зрения – угнетение всякой жизнидеятельности клетки.
С медицинских позиций, наркоз – обратимое состояние организма, при котором теряется сознание, выключается чувствительность, расслабляется скелетная мускулатура, утрачиваются рефлексы, снижаются обменные процессы, но жизнидеятельность жизненно важных центров сохраняется на уровне для поддержания жизни.
Класс-я: ср-ва для ингаляц (жид летучие и газообразные) и неингаляц наркоза. Жид летучие – фторотан, изофлуран, энфлуран, эфир для наркоза. Газообразные – азота закись. Неингаляц – пропанидид, тиопентал-Na, гексенал, Na оксибутират, кетамин.
МД связан с их высокой липофильностью. Т.к. клеточные мембраны состоят в основном из липидов, средства для наркоза накаливаются в клет.мембранах. При этом нарушается проницаемость мембран. Эти ср-ва оказывают неспецифическое угнетающее влияние на клетки любых тканей, в первую очередь ЦНС.
ПЭ: Эфир для наркоза – раздражение дых.путей, неприятные ощущения, усиление секреции бронх.желез, бронхопневмонии, рвата после операции; Фторотан – послеоперационные боли из-за быстрого пробуждения, озноб, нарушения ф-ции печени; Изофлуран – аритмии, лейкоцитоз.
Противопоказания: Эфир для наркоза – туберкулез легких, острые заболевания дых.путей, повышенное внутричерепное давление, диабет, ацидоз, тяжелые заболевания почек; Фторотан – феохромоцитома, гипертиреоз, гипотония, аритмии; Изофлуран – повышенное внутричерепное давление; Закись азота – заболевания ЦНС, алкоголизм
22.История открытия неингаляционного наркоза (Пирогов, Кравков, Федоров). Классификация средств для наркоза. Требования, предъявляемые к неингаляционным наркозным препаратам. Достоиноства и недостатки неингаляционного наркоза в сравнении с ингаляционным. Сравнительная характеристика неингаляционных наркозных средств.
Идея неингаляционного наркоза и ее реализация принадлежит Пирогову, который разработал и применил эфиро-масляный прямокишечный наркоз. Кравков для неингаляционного наркоза предложил Гедонал. Его успешно применил в клинике Федоров.
Классификация средств для наркоза
1) Средства для ингаляционного наркоза
Жидкие летучие вещества
Фторотан, Энфлуран, Изофлуран, Эфир для наркоза
2) Ср-ва для неингаляционногонаркоза
Пропанидид, Гексенал, Пропофол, Нитрия оксибутират, Тиопентал-натрий
Требования, предъявляемые к неингаляц.наркозным препаратам:
1.Большая широта наркотического действия
2.Достаточная сила и глубина действия.
3.Отсутствие токсического действия на дыхание.
4.Быстрота действия без периода возбуждения.
5.Достаточная скорость элиминации.
6.Остутствие раздражающего действия.
Достоинства и недостатки. Неингаляционные нарк.ср-ва удобны тем, что не ограничивают операционное поле, не вызывают возбуждение, вызывают быстрое наркозное действие. Но, действуют кратковременно, недостаточно расслабляют мускулатуру, при их использовании невозможно управлять наркозом.
Тиопентал-натрий возбуждает цент блужд.нерва, поэтому перед его применением нужно вводить М-холинолитик.; Гексенал – угнетае дыхат. И сосудо-двигат.центры, поэтому вводят медленно.Пропанидид – наркоз кратковременный, быстро наступает.; Кетамин – неглубокий наркоз.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
1. История открытия и применения наркоза. Классификация средств для наркоза.
Наркоз-(narke-греч. оцепенеть) обратимое временное торможение функций ЦНС сопровождающееся потерей сознания, всех видов чувствительности, снижением рефлекторной возбудимости, расслаблением скелетной мускулатуры и потерей способности к произвольным движениям. Наркоз может быть простым, когда вводят одно лекарственное вещество, смешанным- в случае назначения нескольких веществ, комбинированным – когда последовательно вводят одно вещество за другим разными путями(сначала вводят средство вызывающее короткий по времени наркоз, затем средство более длительного действия) в результате наркоз длится долго. Для получения наркоза применяют только такие количества и концентрации наркотических средств которые угнетают межнейронную (синоптическую) передачу импульса возбуждения ЦНС т.е. нарушают проведение афферентных импульсов в основном в коре головного мозга, а также в промежуточном, среднем и спинном мозге. Это приводит к нарушению ответных реакций на раздражители, подавлению чувствительности и большинства рефлексов.
Одно из проявление взаимодействия средств для наркоза с постсинаптической мембраной – изменение ее проницаемости, например ионов калия, в связи с чем не будет деполяризации и временно прекращается передача импульсов в синапсе.
Существенной характеристикой наркотических средств является их «наркотическая широта» т.е. диапазон между концентрацией которая приводит к наркозу без осложнений, и их минимальной токсической концентрацией, при которой наступает угнетение жизненно важных центов в продолговатом мозге.
История создания и применения лекарственных средств для наркоза 1776г Химик Дэви испытал на себе действие закиси азота, полученной Пристли в 1776г 1819-1868г Мортон при участии Джексона использовал эфирный наркоз 1844 Хорас Уеллс использовал с целью обезболивания вдыхание закиси азота В России первая операция под эфирным наркозом была проведена профессором Иноземцевым спустя неделю Пироговым.
Большой вклад внес Пирогов изучая наркоз в двух направлениях: его интересовал механизм наркоза и разработка техники применения эфира как наркотического средства. Пирогов изучал местное действие эфира на нервную ткань. Испытывая резорбтивное влияние эфира, используя различные способы введения его в организм: в желудок с помощью зонда, в прямую кишку, закапывание в трахею, введение в кровяное русло, в субарахноидальное пространство. Заслуга Н.И. Пирогова в изучении механизма наркоза состоит в том, что он впервые показал многогранное влияние эфира на различные структуры ЦНС, диссоциативное действие общих анестетиков на те или иные элементы нервной системы. Хлороформ — первый галоидсодержащий анестетик — был открыт в 1831 г., но вначале использовался в качестве растворителя каучука. Родоначальником хлорофорного наркоза считается шотландский анестезиолог Симпсон, применивший его в клинике в ноябре 1847 г. В России впервые хлороформ применил Н.И. Пирогов 30 ноября 1847 г. Новым открытием ознаменовался 1904 г., Н.Ф. Кравков и С.П. Федоров впервые применили внутривенную инъекцию гедонала — производного барбитуровой кислоты, который был синтезирован в 1903 г. Фишером. Внутривенное введение барбитуратов стало широко использоваться как для самостоятельного наркоза, так и в сочетании с эфирным наркозом и местной анестезией. Значительно позже были синтезированы пермоктон (1927), пентотал-натрий (1936). Последний нашел весьма широкое применение для индукции в наркоз. Открытие В.А. Анрепом в 1879 г. местноанестетического действия кокаина. На основании его применения были разработаны методы терминальной и инфильтративной местной анестезии. В 1884 г. Коллер предложил закапывание в конъюктивальный мешок кокаина в офтальмологической хирургии, а также смазывание им и других слизистых оболочек в области операции, что вызвало переворот в офтальмологии и расширило возможности как диагностических, так и оперативных вмешательств в хирургии носа и гортани. После того, как был синтезирован новокаин (1905 г.), который в несколько раз менее токсичен, чем кокаин, возможность успешного использования инфильтрационной и проводниковой анестезии существенно возросла.
Лекарственные средства для наркоза: Ингаляционные: Фторан (галотан,флюотан, наркотан), к фторососдержащим также относится энфлуран, изофлуран и севофлуран. Применяют Эфир для наркоза, небольшая терапевтическая широта, применяют с большой осторожностью Хлорэтил может вызывать ингаляционный наркоз, но имеет очень маленькую терапевтическую широту и велик риск передозировки. Используют крайне редко. Хлороформ в связи с токсическим действием в 1985 году исключен из номенклатуры лекарственных средств
Неингаляционные: Кратковременного действия – этомидат, пропанидид, кетамин, метогекситал Средней продолжительности действия – гексенал, тиопентал-натрий, предион, хлоралгидрат Длительного действия – натрия оксибутират.
История открытия наркоза мортон пирогов
Часть 1. Первобытное общество
В наши дни, когда во всем мире на первый план выходит приоритет общечеловеческих ценностей, подготовка врачей во всех странах мира немыслима без широкого гуманитарного образования и развития исторического мышления, без плодотворного научного сотрудничества между народами различных государств.
Преподавание всемирной истории медицины закладывает основы этих понятий, вводит студентов в мир их будущей профессии, повышает уровень общей и профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.
Медицина как область человеческой деятельности и культуры по сути своей глубоко интернациональна: все народы мира в большей или меньшей степени внесли и продолжают вносить свой вклад в ее развитие, в становление современной медицины и международного сотрудничества в области здравоохранения. История медицины – яркое свидетельство все возрастающего единства развивающегося человеческого общества. Ее изучение неизбежно приводит к пониманию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области медицины и охраны здоровья населения, а в итоге – к осознанию собственной ответственности за судьбы нашей планеты, к поискам путей и средств их решения.
Как область науки история медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, естествознанием, культурой, составной частью которой она является.
Как учебная дисциплина история медицины – самостоятельный предмет, который изучается на кафедрах (курсах) истории медицины высших медицинских учебных заведений в нашей стране и многих зарубежных странах. Небольшая продолжительность этого курса не позволяет вместить в него огромный фактический материал по истории отдельных медицинских специальностей, да это и не входит в его задачи, – ведь еще древние греки знали, что «ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».
Преподавание на кафедре (курсе) истории медицины призвано раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития духовной культуры человечества, показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара, познакомить студентов с историей врачебной этики в различных странах мира.
Завершив изучение всемирной истории медицины на кафедре (курсе) истории медицины, студенты продолжают ее освоение в течение всей студенческой жизни на всех медико-биологических и клинических кафедрах медицинского факультета. Овладевая каждым предметом, они знакомятся также с историческим развитием и основными достижениями данной науки (развитие основных концепций и теорий, жизнь и деятельность выдающихся врачей и ученых-медиков, научные достижения их школ, история важнейших открытий и т. д.). Эти знания должны преподноситься на высоком профессиональном уровне специалистами соответствующих медико-биологических и клинических кафедр, так как именно они могут дать профессиональную интерпретацию и оценку научных достижений и открытий в их области как в прошлой, так и современной истории, определить их место в развитии данной специальности. Понятно, что на младших курсах (где изучается всемирная история медицины) студенты еще не имеют достаточных историко-медицинских и профессиональных знаний, а следовательно, и реальной почвы для понимания и оценки исторического развития отдельных медицинских специальностей. Вот почему изучение развития медицинской науки и практики на современном этапе в задачи (и программу) преподавания дисциплины «история медицины» не входит и в данном учебнике не освещается.
Предлагаемый вашему вниманию учебник составлен на основе «Программы по истории медицины для студентов медицинских институтов», утвержденной Министерством здравоохранения СССР (1988). Вместе с тем он отражает опыт преподавания истории медицины в Российском университете дружбы народов, где обучаются студенты более чем из 100 стран Азии, Африки, Америки, Европы и различных регионов нашей страны. Этот опыт закреплен в созданных в стенах Университета учебных и методических пособиях: «Программа по истории медицины для студентов медицинского факультета Университета дружбы народов» (1987), «История медицины: Краткий курс лекций» (1988), «Атласы истории медицины» (1981-1987), которые широко используются в преподавании истории медицины в различных вузах нашей страны и некоторых зарубежных университетах.
В наши дни, когда любая студенческая аудитория является многонациональной, а культура народов земного шара все чаще ощущается как единое целое – как достояние всего человечества, преподавание истории медицины не может ограничиваться рамками одной страны или одного народа в отрыве от всемирной истории культуры и медицины. В связи с этим данный учебник имеет три принципиальных отличия от предыдущих:
– в его основу положена новая периодизация всемирной истории медицины, разработанная автором в 1987 г. (схемы 1 и 2) и основанная на принятой в современной исторической науке периодизации и хронологии всемирной истории (табл. 1);
– история отечественной медицины излагается в контексте всемирной, что, во-первых, соответствует концепции исторического развития медицины как единого всемирно-исторического процесса, а во-вторых, позволяет продемонстрировать достижения отечественной медицины как составной части всемирной истории и культуры;
– история медицины излагается в связи с новейшими достижениями других наук (всемирной истории, археологии, палеопатологии, этнографии идо.).
В учебник введен обширный новый научный материал, ибо, как отмечал Н. И. Пирогов, «учебное без научного, как бы ни была привлекательна его внешность, только блестит». Некоторые темы («Врачевание в Шумере», «Медицина в средневековом Китае», «Медицина, народов Американского континента до и после конкисты», «Нобелевские премии в области медицины и физиологии и смежных с ними наук», «Становление международного сотрудничества в области здравоохранения» и др.) впервые включены как в учебник, так и в преподавание истории медицины в нашей стране. Другие разделы существенно переработаны. Изменены устаревшие представления, не соответствовавшие современному уровню науки. Материалы учебника обобщены в авторских, схемах и таблицах.
Учебник содержит 160 иллюстраций, которые позволяют студентам лучше усвоить учебный материал и в то же время знакомят их с культурным наследием человечества – экспозициями музеев и фондами библиотек, произведениями живописи, ваяния и зодчества, имеющими непосредственное отношение к истории медицины.
Автор выражает искреннюю признательность коллегам и товарищам по Alma Mater – Университету дружбы народов – за поддержку, оказанную в процессе работы над рукописью, а также студентам медицинского факультета Университета, увлеченность которых предметом истории медицины постоянно способствовала созданию серии «Атласов истории медицины» и данного учебника.
Автор сердечно благодарит:
– рецензентов учебника П. Е. Заблудовского и В. В. Куприянова, плодотворное влияние которых на этот труд ощущалось в течение многих лет;
– коллег-специалистов в области истории науки и смежных дисциплин, которые приняли участие в обсуждении материалов рукописи и способствовали ее совершенствованию: К. Я. Арона, А. В. Белолапоткову, Д. Д. Бенедиктова, А. А. Вигасина, F. Guerra (Мадрид), А. А. Грандо, Э. Д. Грибанова, B. И. Гуляева, О. В. Гринину, Е. И. Данилишину, В. Г. Джангиряна, И. М. Дьяконова, Н. С. Елманову, X. И. Идельчик, А. А. Искендерова, А. И. Кардаш, В. Г. Кацуру, J. Kollesch (Берлин), М. В. Коркину, М. С. Лебедькову, Ю. П. Лисицина, Г. Л. Микиртичан, Т. А. Михайловскую, R. Nabielek (Берлин), C. В. Нечаева, G. E. Pentogalos (Фессалоники), Л. В. Пономаренко, П. И. Пучкова, Т. Н. Савельеву, Т. В. Степугину, В. А. Фролова, G. Harig (Берлин), О. Е. Чернецкого, С. А. Чеснокову, P. Schneck (Берлин), Ю. Ф. Шульца, В. А. Якобсона; – а также Т. А. Бажан, Э. Г. Базарона, Л. Г. Зарубинскую, В. И. Исхакова, Б. П. Крыштопу, М. К. Кузьмина, И. В. Лебедеву, Г. И. Мендрину, М. Я. Поддужную, Е. П. Попушоя, Л. Г. Розенфельд, Г. Н. Троянского, Н. А. Фролову, М. С. Шенгелия, учебно-методические публикации которых были использованы в работе над рукописью.