- Венский конгресс 1815 г. и передел Европы в английской карикатуре
- Па-де-труа с русским медведем
- Толстый и тонкий
- Венский конгресс 1814 — 1815 гг
- Некоторые карикатуры на тему Венского конгресса изображали его участников собравшимися у «европейского пирога» в надежде отхватить самые лакомые куски. Доля истины в таком истолковании знаменитого политического форума, несомненно, была.
- Основные участники Венского конгресса:
- Цели Венского конгресса:
- 100 дней Наполеона во французской карикатуре
Венский конгресс 1815 г. и передел Европы в английской карикатуре
Текст взят из книги «В.М. Успенский, А.А. Россомахин, Д.Г. Хрусталёв. Медведи, казаки и русский мороз. Россия в английской карикатуре до и после 1812 г.» (СПб.: Арка, 2014. С. 172-179)
Па-де-труа с русским медведем
Страны, входившие в антинаполеоновскую коалицию, собрались на Венском конгрессе для выработки нового мироустройства. Почти без перерывов конгресс продлился с 1 октября 1814 до июня 1815 года. Россию представлял лично император Александр. Со стороны Великобритании присутствовали министр иностранных дел лорд Р. С. Каслри и герцог А. У Веллингтон. От Пруссии — канцлер К. А. Гарденберг, а от Франции бессменный внешнеполитический министр Ш. М. де Талейран-Перигор. Председательствовал глава австрийского дипломатического ведомства К. Меттерних. Самая острая полемика между сторонами разгорелась по польскому вопросу. Российская сторона предполагала возрождение Царства Польского под своим протекторатом или в личной унии. Для этого требовалось присоединить к тем польским территориям, которые уже были включены в Россию,
часть земель, отошедших в прошлом веке Пруссии и Австрии. Пруссии взамен предполагалось передать Саксонию, а Австрии — области на севере Италии. Однако в дело вмешались английские и французские дипломаты, которые не допустили поглощения Саксонии и восстановления Польши в полном объеме.
Чарльз Уильямс. Венские забавы, или Гармония союзников на Конгрессе,
то есть плата за музыку. 1 февраля 1815
Данная карикатура была издана как приложение к сатирическому ежемесячнику «Бич» (Scourge) в момент, когда до окончательных соглашений в Вене было еще далеко. На огромной карте континента танцуют анималистические символы Австрии (двуглавый орел), России (медведь) и Пруссии (одноглавый орел). Медведь приплясывает на Польше, Австрийский орел на Саксонии, а Прусский на Италии. Медведь восклицает: «Ну, кузены, я думаю, что мы вполне овладели этим контрдансом — надо будет повторить еще, пока наш друг платит дудочнику. Итак! Руки развели, пошли на Польшу, переместились в Саксонию, и налево, и направо, в Италию — разве не замечательно. » Каламбур образует выражение country dance — букв, «сельский танец» (contredance; контрданс), но может быть переведен и как «танец на странах». Венский конгресс прославился своими балами, принц де Линь даже отпустил по этому поводу остроту: «Конгресс танцует, но не движется вперед».
Справа у края карты лорд Каслри черпает из мешка с надписью: «Субсидии скрипачам» (или «хитрецам», ибо fiddler — это и «скрипач», и «мошенник») — золотые гинеи и набивает ими карманы первой скрипке оркестра со словами: «Просто приехал, чтобы оплатить ваши выдающиеся услуги! Вы погрузили всех нас в гармонию, и когда мы здесь закончим, мне потребуются ваши навыки для тех же самых целей в нашем Доме оперы в Лондоне» (Домом оперы или, точнее, Домом ора иронически названа парламентская палата общин). Каслри в придворном платье, из его кармана торчат перемешанные листки с надписями: «государственные бумаги» и «ирландские напевы», отсылающие к ирландскому происхождению министра. Первая скрипка оркестра восклицает с французским акцентом: «Ах! Гвинея! Я люблю Гвинеи, я всегда играю за гвинеи!» — смешивая английскую денежную единицу гинея с названием африканского региона Гвинея, где располагались французские колонии. С 1799 года золотые гинеи в Англии не чеканились. Лишь в 1813-м, специально для поддержки армии герцога Веллингтона, было отчеканено 80 000 гиней с изображением ордена Подвязки. Карикатура намекает на чрезмерные траты Англии на континентальную войну при неясном результате. По результатам конгресса английские дипломаты фактически не добились существенных территориальных приобретений; лишь союзный Ганновер приобрел королевский статус. Другие члены оркестра подбадривают своего коллегу. Флейтист на втором плане восклицает: «Я тоже люблю гвинеи! Отсыпьте немного сюда. Я дудел не меньше, чем он пиликал [букв.: мошенничал]». За ним трубач размахивает руками: «Сэр, заплатите за трубные звуки, сэр». Рядом француз с валторной: «И за французский рожок, месье». Рядом с Каслри Джон Булль держит в руках плетку и ганноверскую корону: «Так! Так! Вот как растрачивают состояние на миражи! Похоже, все, что я получу взамен, — блестящая погремушка! Пройтись бы плеточкой по хребтам этих скрипачей-трубачей с их трескотней, — кажется, я уже не могу сохранять самообладание».
Крайним слева за всем этим наблюдает Талейран, к которому обращается один из немецких князей: «Месье Талейран, эти англишане иметь куча деньгов, они платить за каждый динь-дон!» В ответ хромоногий французский министр цинично отвечает: «О да, вы поклянчите у Джона Булля, и он оплатит все, что вам нужно!» На переднем плане разбросаны бумаги и книги. Один нотный сборник открыт на странице «Композиция нового контрданса, составленного для исполнения на Конгрессе», мелодия названа «Лесть». Рядом ноты: «Новый русский танец» и «Новый па-де-труа. »
Карикатурист иронизирует над политикой английского кабинета и сетует, что Англия слишком мало получает от дележа наполеоновской империи. Так, ганноверская корона, возвращенная английскому королю, названа лишь жалкой «погремушкой».
Форсеваль. Конгресс. 1815. Французская карикатура на Венский конгресс. В центре — те же три танцора: Франц I, Александр I и Фридрих Вильгельм III — на этот раз в человеческом обличье.
Толстый и тонкий
С 30 сентября по 21 ноября 1818 года в Аахене (фр. Экс-ла-Шапель) проходил конгресс победителей Наполеона. Из монархов присутствовали российский и австрийский императоры, а также прусский король. Великобританию представляли герцог Веллингтон и министр иностранных дел лорд Каслри, а от Франции был делегирован премьер-министр герцог Ришелье, длительное время пребывавший на российской службе и впоследствии удостоенный памятника в Одессе, где он десять лет был генерал-губернатором. Уже на первой сессии был решен вопрос вывода оккупационных войск и реструктуризации французских репараций. Остальное время участники провели в обсуждении нового формата Священного союза и его функций.
На рассматриваемой карикатуре представлен завершающий этап конгресса, на котором внешнее дружелюбие участников сочеталось со скрытым политическим лицемерием. Карикатура имеет подзаголовок: «Поцелуй на Конгрессе, или Легитимные объятия в Экс-ла-Шапель между Александром Великим и Людовиком Большим и другими действующими лицами».
Уильям Хит. Политические денди. 18 ноября 1818
Английский художник заострил внимание на слухах о сепаратных переговорах между Россией и Францией, а также на стремлении Франции прикрыть изысканными жестами желание сократить свои выплаты по репарациям. Получив от союзников трон, Людовик XVIII, страдавший ожирением, едва передвигался и на конгрессе не присутствовал, но именно он выставлен контрастом фигуре императора Александра. Монархи сливаются в братском поцелуе. Александр: «Мой дорогой легитимный брат (хотя, полагаю, Бони я называл так же), я счастлив служить вам, хотя проклятые обитатели вашей страны почти уничтожили мою страну». Александр, над которым англичане часто подтрунивали за его щегольство, имеет заметную лысину и игривые бакенбарды, одет в военную форму с неестественно большими кавалерийскими ботфортами и составляет с шарообразным Людовиком классическую комическую пару «тонкий и толстый». Людовик отвечает: «Ма шер ами, я так рад вашей братской любезности по отсрочке нашей оплаты и отводу ваших войск, что готов буквально проглотить вас». Король противопоставлен другим участникам своим старомодным платьем, характерным для прошедшего века. На животе Людовика висит недавно им же восстановленный монархический орден Святого Духа. Кулинарная невоздержанность короля подчеркнута не только желанием проглотить царя Александра, но и обращением к нему та chere ami («мой дорогой друг»), где вместо слова cher («дорогой») использовано chere («еда»).
В правой части листа за сценой наблюдает прусский король Фридрих Вильгельм III, затянутый в военную форму, с большой саблей и треуголкой (по-видимому, принадлежащими Александру). Он с неприязнью произносит: «Я вынужден следовать за этими вождями. пока что». Рядом с ним всплескивает руками австрийский император в сопровождении своего внука Наполеона II — сына Наполеона Бонапарта: «Я должен соглашаться в данный момент, но у меня есть внук». В левой части листа беседуют два француза. Первый в военной форме — вероятно, военный министр Гувион Сен-Сир (в прошлом наполеоновский маршал и участник похода в Россию), говорит, коверкая французские и английские слова: «Законный правитель франсе — это слишком много для Джона Булля! Боже мой, он тянуть время, но ми покажем им, к чему ми стремиться». Его собеседник в придворном костюме и напудренном парике — герцог Ришелье — не скрывает радости: «Ух-ха, он делать ему любезности, а затем мы оставим их без денег». На заднем плане за политиками наблюдают стройные ряды безучастных гренадер.
Аахенский конгресс стал высшей точкой в попытках держав- победителей согласованно управлять Европой. Эйфория от победы над общим врагом с течением времени сменялась взаимной настороженностью, претензиями и конфронтацией.
Уильям Хит. Русский денди, или Сцена в Экс-ла-Шапель.
8 декабря 1818. Веллингтон и Александр I на Аахенском конгрессе
Венский конгресс 1814 — 1815 гг
На фото: Одно из заседаний Венского конгресса на гравюре, выполненной по рисунку Ж. Б. Изабе (1819).
В 1814 году завершилась эпоха наполеоновских войн, сотрясавших континент около двух десятилетий. В истории Вены происходили важные события для всего континента. Наполеон отправился в ссылку на остров Эльба а главы стран победительниц собрались для водворения вечного мира в Европе.
Некоторые карикатуры на тему Венского конгресса изображали его участников собравшимися у «европейского пирога» в надежде отхватить самые лакомые куски. Доля истины в таком истолковании знаменитого политического форума, несомненно, была.
С сентября 1814 года по июнь 1815 года в Вене работал Венский конгресс, на который собрались посланцы всех европейских государств. При этом все важнейшие решения принимались на заседаниях пятерки «главных» стран.
Основные участники Венского конгресса:
- России (ее представлял император Александр I)
- Австрии (министр иностранных дел Меттерних)
- Великобритании (министр иностранных дел Каслри)
- Пруссии (канцлер Гарденберг)
- Франции (министр иностранных дел Талейран)
Цели Венского конгресса:
Официально целью Венского конгресса провозглашалась цель водворения вечного мира в Европе, но в действительности обеспечением гарантий такого мира искренне был озабочен, кажется, лишь русский царь, — остальные же участники с самого начала вступили в яростную подковерную борьбу, стремясь перекроить европейскую карту к собственной выгоде и не позволить еще более усилиться России, и без того уже доминировавшей на континенте.
В марте 1815 года в эту игру вступил и вернувшийся в Париж с Эльбы Наполеон — он попытался перетянуть на свою сторону Александра I, передав ему попавший в его руки секретный договор по ограничению влияния России, подписанный представителями Австрии, Англии и Франции. Впрочем, вбить клин в союз стран-победительниц ему не удалось; наполеоновские «сто дней» окончились очередной катастрофой.
9 июня 1815 года был подписан заключительный акт Венского конгресса, кардинально перекроивший Европу и значительно ее «подморизивший». Главным гарантом новой системы стал Священный союз, в который объединились Россия, Австрия, Пруссия. Позже к нему присоединились большинство европейских монархов.
100 дней Наполеона во французской карикатуре
«Сто дней Наполеона» — короткий период от его возвращения из ссылки на острове Эльба в Париж до окончательного поражения. |
Поражение во франко-российской войне 1812 года привело к краху империи Наполеона и в 1814 году, после вступления войск антифранцузской коалиции в Париж, Наполеон отрекся от престола и был выслан на остров Эльба.
Во время своего изгнания на Эльбе Наполеон I внимательно следил за событиями во Франции и за ходом Венского конгресса, который подводил итоги победоносных войн антифранцузской коалиции. Зная недовольство французов правлением Людовика XVIII и о спорах держав-победительниц, Наполеон попытался снова захватить власть.
26 февраля Наполеон вместе с группой соратников отплыл во Францию и через пять дней высадился на юге страны. Король Людовик XVIII отправил против Наполеона войско, которое, однако, перешло на сторону экс-императора. 13 марта Наполеон издал декрет о восстановлении Империи и 20 марта победно вошел в Париж. Король с двором заранее перебрался из столицы в Гент. С 20 марта отсчитываются 100 дней повторного правления Наполеона.
Союзники, напуганные известием о возвращении Наполеона к власти, создали седьмую антинаполеоновскую коалицию.
Однако Наполеон был арестован и последние шесть лет своей жизни провел в плену на острове Святой Елены, где и умер в 1821 году. В 1840 году останки Наполеона были перевезены во Францию и перезахоронены в Доме инвалидов в Париже.
Советский историк Евгений Тарле с неподражаемой иронией писал: «Правительственная и близкая к правящим сферам парижская пресса от крайней самоуверенности перешла к полному упадку духа и нескрываемому страху. Типичной для её поведения в эти дни была строгая последовательность эпитетов, прилагавшихся к Наполеону по мере его наступательного движения от юга к северу.
Первое известие: «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан».
Второе известие: «Людоед идёт к Грассу».
Третье известие: «Узурпатор вошёл в Гренобль».
Четвертое известие: «Бонапарт занял Лион».
Пятое известие: «Наполеон приближается к Фонтенебло».
Шестое известие: «Его императорское величество ожидается сегодня в своём верном Париже».
Вся эта литературная гамма уместилась в одних и тех же газетах, при одной и той же редакции на протяжении нескольких дней».
«Дьявол платит или Боннино возвращение из ада с острова Эльба». Карикатура 1815 года
Карикатура на Людовика XVIII (король пытается натянуть сапоги Наполеона Бонапарта)
«Прыжок из Парижа в Лилль». Злосчастный французский король Людовик XVIII, страдающий подагрой, хромая, бежит от Наполеона. Карикатура 1815 года
«Неудобоваримый пирог» (под столом валяется Людовик XVIII, за столом слева направо прусский король Фридрих Фильгельм III, Александр I, Веллингтон, австрийский император Франц I. Из пирога вылезает Наполеон). Карикатура 1815 года
«Закат». Вылезая наружу, Наполеон наклоняет колпак для гашения свечей, на котором восседает французский король. Людовик XVIII теряет равновесие, роняя Конституционную хартию, а его корону похищает императорский орёл. Карикатура 1815 года
«Большие маневры или Мошенник марширует на остров Эльба». Карикатура 1815 года, изображающая ссылку Наполеона на остров Эльба
«Робинзон острова Эльба». Карикатура 1815 года
Карикатура на Наполеона на Эльбе
Карикатура на Наполеона на Эльбе
«Качели». Слева на качелях сидят прусский, австрийский и российский монархи, справа — Бонапарт. Он весит больше, чем все монархи антинаполеоновской коалиции. Упал с качелей французский король Людовик XVIII. Карикатура 1815 года
«Цирюльник с Эльбы». Французский солдат бреет Людовика XVIII и восклицает: «Закончено! Вот вы и выбриты!». Король блеет: «Какое мыло!» (на мыле написано «Императорская эссенция»). Под ногами Людовика лежит Конституционная хартия. Карикатура 1815 года
«Судьба Франции». Орден Почетного легиона весит больше, чем все монархи антинаполеоновской коалиции, вместе взятые. Карикатура 1815 года
«Наполеон вернулся с Эльбы». Автор Карл Карлович Штейбен (1788–1856). Е. Тарле: «7 марта утром Наполеон прибыл в деревню Ламюр. Впереди в отдалении виднелись войска в боевом строю. Наполеон долго смотрел в подзорную трубу на выдвинутые против него войска. Затем он приказал своим солдатам взять ружьё под левую руку и повернуть дулом в землю. «Вперед!» — скомандовал он и пошёл впереди прямо под ружья выстроенного против него передового батальона королевских войск. Начальник этого батальона поглядел на своих солдат, обратился к адъютанту командира гарнизона и сказал ему, указывая на своих солдат: «Что мне делать? Посмотрите на них, они бледны, как смерть, и дрожат при одной мысли о необходимости стрелять в этого человека». Он велел батальону отступить, но они не успели. Наполеон приказал 50 своим кавалеристам остановить приготовившийся отступать батальон. «Друзья, не стреляйте! — кричали кавалеристы. — Вот император!» Батальон остановился. Тогда Наполеон подошел вплотную к солдатам, которые замерли с ружьями наперевес, не спуская глаз с приближавшейся к ним твёрдым шагом одинокой фигуры в сером сюртуке и треугольной шляпе. «Солдаты пятого полка! — раздалось среди мертвой тишины. — Вы меня узнаете?» — «Да, да, да!» — кричали из рядов. Наполеон расстегнул сюртук и раскрыл грудь. «Кто из вас хочет стрелять в своего императора? Стреляйте!» Очевидцы до конца дней своих не могли забыть тех громовых радостных криков, с которыми солдаты, расстроив фронт, бросились к Наполеону. Солдаты окружили его тесной толпой, целовали его руки, его колени, плакали от восторга и вели себя как бы в припадке массового помешательства. С трудом их можно было успокоить, построить в ряды и повести на Гренобль.»
«Несомый Свободой, Наполеон был с энтузиазмом встречен и народом, и армией». Карикатура 1815 года
Возвращение с Эльбы. Иллюстрация из книги Уильяма Миллиган Слоана (Sloane, William Milligan, 1850-1928) «Жизнь Наполеона Бонапарта» (Life of Napoleon Bonaparte)
Жюль Верне. Возвращение Наполеона с Эльбы
Joseph Beaume. Наполеон покидает Эльбу и возвращается во Францию 26 февраля 1815 года
Пьер Верне. Возвращение Наполеона с Эльбы. 1815
Английская карикатура на маршала Нея, перешедшего на сторону Наполеона. Ней был осуждён судом Бурбонов и казнён в декабре 1815 года. Е. Тарле: «Выйдя перед фронтом, он [Ней] выхватил шпагу из ножен и прокричал громким голосом: «Солдаты! Дело Бурбонов навсегда проиграно. Законная династия, которую выбрала себе Франция, восходит на престол. Императору, нашему государю, надлежит впредь царствовать над этой прекрасной страной». Крики «Да здравствует император! Да здравствует маршал Ней!» заглушили его слова. Несколько роялистских офицеров сейчас же скрылись. Ней им не препятствовал. Один из них тут же сломал свою шпагу и горько упрекнул Нея. «А что же, по-вашему, было делать? Разве я могу остановить движение моря своими двумя руками?» — ответил Ней.»
Карикатура на побег Наполеона с острова Эльба
Карикатура на Наполеона, вставшего на ноги, и короля Людовика XVIII, перевернувшегося вверх ногами. 1815
Ещё о том, как всё это выглядело 200 лет назад (опять по Тарле):
«20 марта 1815 года, в 9 часов вечера Наполеон, окружённый свитой и кавалерией, вступил в Париж. Несметная толпа ждала его во дворце Тюильри и вокруг дворца. Когда ещё с очень далекого расстояния стали доноситься на дворцовую площадь с каждой минутой усиливавшиеся и наконец превратившиеся в сплошной, оглушительный, радостный вопль крики несметной толпы, бежавшей за каретой Наполеона и за скакавшей вокруг кареты свитой, другая огромная толпа, ждавшая у дворца, ринулась навстречу. Карета и свита, окружённые со всех сторон несметной массой, не могли дальше двинуться. Конные гвардейцы совершенно тщетно пытались освободить путь. «Люди кричали, плакали, бросались прямо к лошадям, к карете, ничего не желая слушать», — говорили потом кавалеристы, окружавшие императорскую карету. Толпа, как обезумевшая (по показанию свидетелей), бросилась к императору, оттеснив свиту, раскрыла карету и при несмолкаемых криках на руках понесла Наполеона во дворец и по главной лестнице дворца наверх, к апартаментам второго этажа. После самых грандиозных побед, самых блестящих походов, после самых огромных и богатых завоеваний никогда его не встречали в Париже так, как вечером 20 марта 1815 г. Один старый роялист говорил потом, что это было самое настоящее идолопоклонство. Едва только толпу с трудом уговорили выйти из дворца и Наполеон очутился в своем старом кабинете (откуда за 24 часа до этого вышел бежавший король Людовик XVIII), как тут же принялся за дела, обступившие его со всех сторон. Невероятное совершилось. Безоружный человек без выстрела, без малейшей борьбы в 19 дней п рошел от Средиземного побережья до Парижа, изгнал династию Бурбонов и воцарился снова.»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов