Кто придумал наркоз пирогов

Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Статьи

Николай Пирогов. Эфирный наркоз и военно-полевая медицина

Фото: Комсомольская правда

В Москве один из главных медицинских институтов носит имя великого русского хирурга Николая Пирогова. Ежегодно в день его рождения присуждаются премия и медаль его имени за достижения в области анатомии и хирургии. В доме, где жил Пирогов, открыт музей истории медицины.

Ко дню рождения выдающегося анатома и педагога, редакция портала «Российское образование» вспомнила, чем обязан такой славе Пирогов.

Николай Пирогов своим самоотверженным и часто бескорыстным трудом превратил хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного вмешательства. Но обо всем по порядку.

Начало пути

Николай Пирогов родился 25 ноября 1810 года в Москве и был младшим в семье из 6 детей. Способности мальчика заметил врач, профессор Московского университета Ефрем Мухин и стал заниматься с ним индивидуально.

Уже в 14-летнем возрасте он поступил на медицинский факультет Московского университета и был там одним из первых по успеваемости. Потом он отправился в Юрьевский Университет в городе Тарту, где в хирургической клинике проработал пять лет, блестяще защитил докторскую диссертацию и в 26 лет стал профессором хирургии.

Диссертацию он писал на тему перевязки брюшной аорты. До него она выполнялась лишь однажды английским хирургом Эстли Купером.

Пирогов учился в Берлине, а затем работал в Риге. Он начал с ринопластики. В Риге он впервые оперировал как учитель.

Хирургическая анатомия

Одно из самых значительных сочинений Николая Пирогова — это завершенная в Дерпте «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций». Уже в самом названии подняты гигантские пласты — хирургическая анатомия, наука, которую с первых, юношеских своих трудов творил, воздвигал Пирогов.

Все, что открыл великий хирург, нужно было ему не само по себе, а чтобы указать наилучшие способы производства операций, в первую очередь «найти правильный путь для перевязки той или иной артерии», как он говорил. Вот тут-то и начинается новая наука, созданная Пироговым — это хирургическая анатомия.

Хирург, как объяснял Пирогов, должен заниматься анатомией не так, как анатом. Размышляя о строении человеческого тела, хирург ни на миг не может упускать из виду того, о чем анатом и не задумывается, — ориентиров, которые укажут ему путь при производстве операции. Описание операций Николай Пирогов снабдил рисунками невероятной точности.

В 1841 году Пирогов был приглашен на кафедру хирургии в Медикохирургическую академию Петербурга. Здесь ученый проработал более десяти лет и создал первую в России хирургическую клинику. В ней он основал еще одно направление медицины — госпитальную хирургию.

Николая Пирогова назначили директором Инструментального завода, и он согласился. Теперь он придумывал инструменты, которыми любой хирург сделает операцию хорошо и быстро.

Эфирный наркоз

16 октября 1846 года произошло первое испытание эфирного наркоза. И он быстро стал завоевывать мир. В России первую операцию под наркозом сделал 7 февраля 1847 года товарищ Пирогова по профессорскому институту, Федор Иноземцев. Он возглавлял кафедру хирургии Московского университета.

Сам Пирогов же операцию с применением обезболивания сделал на неделю позже. За год в 13 городах России было совершено 690 операций под наркозом, 300 из них пироговские!

Вскоре он принял участие в военных действиях на Кавказе. Здесь он впервые в истории медицины начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием. Всего великий хирург провел около 10 000 операций под эфирным наркозом.

Хирург дал рождение новой медицинской дисциплине — топографической анатомии. Пирогов составил первый анатомический атлас, ставший незаменимым руководством для врачей-хирургов.

Военно-полевая медицина и гипс

В 1853 году началась Крымская война. Пирогов отправился в Севастополь, там он оперировал раненых и впервые в истории медицины применил гипсовую повязку. Это нововведение позволило ускорить процесс заживления переломов, и избавило солдат и офицеров от искривления конечностей.

Одной из важнейших заслуг Пирогова является сортировка раненых: одним операцию делали прямо в боевых условиях, других эвакуировали в глубь страны после оказания первой помощи. По его инициативе в русской армии появились сестры милосердия. Пирогов заложил основы военно-полевой медицины.

После Севастополя хирург впал в немилость Александра II. На некоторое время Николай Пирогов поселился в своем имении «Вишня» неподалеку от Винницы, где организовал бесплатную больницу. Он выезжал оттуда только за границу, а также по приглашению Петербургского университета для чтения лекций. К этому времени он уже был членом нескольких иностранных академий.

В мае 1881 года в Москве и Петербурге торжественно отмечали пятидесятилетие научной деятельности Пирогова. В это время ученый уже был неизлечимо болен, и летом 1881 года он умер в своем имении.

Источник

История медицины: Николай Пирогов

11 августа 2020

Молодой профессор

Молодой профессор

Николай Иванович Пирогов родился в 1810 году в Москве. Всего в семье Пироговых было 14 детей, Николай был тринадцатым ребенком. Уже в 14 лет Николай Пирогов поступил на медицинский факультет Московского университета, а после его окончания в 1828 году отправился в эстонский город Дерпт (ныне – Тарту). Там он начал готовиться к профессорской деятельности.

Звание профессора хирургии Пирогов получил, когда ему было всего 26 лет. В своей диссертации «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством?» он первым описал расположение брюшной аорты. Также он изучил реакции сосудистой системы и всего организма на перевязку аорты, объяснил, почему могут возникать осложнения после операции.


Сейчас труд Пирогова можно купить как раритет

Еще одна важная работа Пирогова рассказывает об анатомической структуре артерий и главных фасций. В ней он подробно описал пути доступа к главным артериям человека. Это послужило началом развития сосудистой хирургии.

Применение наркоза

Применение наркоза

После того, как в 1846 году американский стоматолог Уильям Мортон впервые успешно прооперировал пациента под эфирным наркозом, Пирогов начал свои исследования в этой области. В 1847 году он опубликовал монографию, в которой дал рекомендации, что сначала необходимо проводить тестовый наркоз, так как реакция организма на него у каждого человека индивидуальна. Позже он разработал маску, которая позволяла вдыхать точно заданное количество эфира.


Так выглядела маска для вдыхания эфира, которую разработал Пирогов

Впервые эфирный наркоз в России применил хирург Федор Иноземцев в 1847 году. Однако Пирогов первым применил такой вид наркоза в полевых условиях, чтобы оперировать раненых солдат. Это произошло в том же 1847 году, когда Николай Пирогов воевал на Кавказе. Перед этим хирург проводил опыты с наркозом на животных, а также на себе и на своих ассистентах.

Операции Пирогов специально проводил на виду у других солдат, чтобы они видели, что люди не испытывают боли во время хирургических вмешательств. В последствии раненые сами стали «выстраиваться в очередь» к хирургу, чтобы он им помог. Задокументированы случаи, когда солдаты приносили Пирогову обезглавленные тела, веря в то, что он найдет способ их спасти.

В 1849 году Николай Пирогов опубликовал подробный отчет об экспедиции на Кавказ, в котором проанализировал опыт применения эфирного наркоза. Таким образом он развеял мнение о том, что наркоз оказывает вредное влияние на организм, а также влияет на исход операции и летальность.

Сестры милосердия и гипс

Сестры милосердия и гипс

В 1854 году Николай Пирогов отправился на Крымскую войну, где стал главным хирургом осажденного Севастополя. Тогда, благодаря ему, впервые ввели понятие как «сестринская помощь». Пирогов подготовил для этого сестер милосердия Крестовоздвиженской общины. Их разделили на группы: одни делали перевязки раненым бойцам, вторые помогали на операциях, третьи заведовали лекарствами, другие сопровождали раненых до госпиталя.

Во время Крымской войны Николай Пирогов впервые в истории русской медицины применил гипсовую повязку. Это избавило многих раненых от ампутации и инвалидности, так как в то время не умели фиксировать сломанные кости, и часто они срастались неправильно. А из-за нагноения нередко приходилось ампутировать конечность.

Анатомический атлас

Анатомический атлас

Знаменитый атлас по топографической анатомии Николай Пирогов создавал с 1852 по 1859 годы. Идея создания атласа пришла к Пирогову, когда он увидел на рынке, как мясники распиливают коровьи туши. Он обратил внимание, что на срезе хорошо видно, как расположены внутренние органы. Пирогов опробовал этот метод, распиливая замороженные трупы.

Хирург поставил задачу выяснить формы и взаиморасположение органов, как они смещаются и деформируются под влиянием физиологических и патологических процессов. Последовательно удаляя ткани, ученый оставлял интересовавший его орган или их систему.

Также Пирогов делал серийные распилы в поперечном, продольном и переднезаднем направлениях. По результатам исследований он создал атлас «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». В нем содержался пояснительный текст и рисунки. Этот анатомический атлас прославил его на весь мир и стал незаменимым руководством для врачей-хирургов, которые теперь могли оперировать более щадящим путем.

Источник

Кто придумал наркоз пирогов

Часть 1. Первобытное общество

В наши дни, когда во всем мире на первый план выходит приоритет общечеловеческих ценностей, подготовка врачей во всех странах мира немыслима без широкого гуманитарного образования и развития исторического мышления, без плодотворного научного сотрудничества между народами различных государств.

Преподавание всемирной истории медицины закладывает основы этих понятий, вводит студентов в мир их будущей профессии, повышает уровень общей и профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.

Медицина как область человеческой деятельности и культуры по сути своей глубоко интернациональна: все народы мира в большей или меньшей степени внесли и продолжают вносить свой вклад в ее развитие, в становление современной медицины и международного сотрудничества в области здравоохранения. История медицины – яркое свидетельство все возрастающего единства развивающегося человеческого общества. Ее изучение неизбежно приводит к пониманию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области медицины и охраны здоровья населения, а в итоге – к осознанию собственной ответственности за судьбы нашей планеты, к поискам путей и средств их решения.

Как область науки история медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, естествознанием, культурой, составной частью которой она является.

Как учебная дисциплина история медицины – самостоятельный предмет, который изучается на кафедрах (курсах) истории медицины высших медицинских учебных заведений в нашей стране и многих зарубежных странах. Небольшая продолжительность этого курса не позволяет вместить в него огромный фактический материал по истории отдельных медицинских специальностей, да это и не входит в его задачи, – ведь еще древние греки знали, что «ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».

Преподавание на кафедре (курсе) истории медицины призвано раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития духовной культуры человечества, показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара, познакомить студентов с историей врачебной этики в различных странах мира.

Завершив изучение всемирной истории медицины на кафедре (курсе) истории медицины, студенты продолжают ее освоение в течение всей студенческой жизни на всех медико-биологических и клинических кафедрах медицинского факультета. Овладевая каждым предметом, они знакомятся также с историческим развитием и основными достижениями данной науки (развитие основных концепций и теорий, жизнь и деятельность выдающихся врачей и ученых-медиков, научные достижения их школ, история важнейших открытий и т. д.). Эти знания должны преподноситься на высоком профессиональном уровне специалистами соответствующих медико-биологических и клинических кафедр, так как именно они могут дать профессиональную интерпретацию и оценку научных достижений и открытий в их области как в прошлой, так и современной истории, определить их место в развитии данной специальности. Понятно, что на младших курсах (где изучается всемирная история медицины) студенты еще не имеют достаточных историко-медицинских и профессиональных знаний, а следовательно, и реальной почвы для понимания и оценки исторического развития отдельных медицинских специальностей. Вот почему изучение развития медицинской науки и практики на современном этапе в задачи (и программу) преподавания дисциплины «история медицины» не входит и в данном учебнике не освещается.

Предлагаемый вашему вниманию учебник составлен на основе «Программы по истории медицины для студентов медицинских институтов», утвержденной Министерством здравоохранения СССР (1988). Вместе с тем он отражает опыт преподавания истории медицины в Российском университете дружбы народов, где обучаются студенты более чем из 100 стран Азии, Африки, Америки, Европы и различных регионов нашей страны. Этот опыт закреплен в созданных в стенах Университета учебных и методических пособиях: «Программа по истории медицины для студентов медицинского факультета Университета дружбы народов» (1987), «История медицины: Краткий курс лекций» (1988), «Атласы истории медицины» (1981-1987), которые широко используются в преподавании истории медицины в различных вузах нашей страны и некоторых зарубежных университетах.

В наши дни, когда любая студенческая аудитория является многонациональной, а культура народов земного шара все чаще ощущается как единое целое – как достояние всего человечества, преподавание истории медицины не может ограничиваться рамками одной страны или одного народа в отрыве от всемирной истории культуры и медицины. В связи с этим данный учебник имеет три принципиальных отличия от предыдущих:

– в его основу положена новая периодизация всемирной истории медицины, разработанная автором в 1987 г. (схемы 1 и 2) и основанная на принятой в современной исторической науке периодизации и хронологии всемирной истории (табл. 1);

– история отечественной медицины излагается в контексте всемирной, что, во-первых, соответствует концепции исторического развития медицины как единого всемирно-исторического процесса, а во-вторых, позволяет продемонстрировать достижения отечественной медицины как составной части всемирной истории и культуры;

– история медицины излагается в связи с новейшими достижениями других наук (всемирной истории, археологии, палеопатологии, этнографии идо.).

В учебник введен обширный новый научный материал, ибо, как отмечал Н. И. Пирогов, «учебное без научного, как бы ни была привлекательна его внешность, только блестит». Некоторые темы («Врачевание в Шумере», «Медицина в средневековом Китае», «Медицина, народов Американского континента до и после конкисты», «Нобелевские премии в области медицины и физиологии и смежных с ними наук», «Становление международного сотрудничества в области здравоохранения» и др.) впервые включены как в учебник, так и в преподавание истории медицины в нашей стране. Другие разделы существенно переработаны. Изменены устаревшие представления, не соответствовавшие современному уровню науки. Материалы учебника обобщены в авторских, схемах и таблицах.

Учебник содержит 160 иллюстраций, которые позволяют студентам лучше усвоить учебный материал и в то же время знакомят их с культурным наследием человечества – экспозициями музеев и фондами библиотек, произведениями живописи, ваяния и зодчества, имеющими непосредственное отношение к истории медицины.

Автор выражает искреннюю признательность коллегам и товарищам по Alma Mater – Университету дружбы народов – за поддержку, оказанную в процессе работы над рукописью, а также студентам медицинского факультета Университета, увлеченность которых предметом истории медицины постоянно способствовала созданию серии «Атласов истории медицины» и данного учебника.

Автор сердечно благодарит:

– рецензентов учебника П. Е. Заблудовского и В. В. Куприянова, плодотворное влияние которых на этот труд ощущалось в течение многих лет;

– коллег-специалистов в области истории науки и смежных дисциплин, которые приняли участие в обсуждении материалов рукописи и способствовали ее совершенствованию: К. Я. Арона, А. В. Белолапоткову, Д. Д. Бенедиктова, А. А. Вигасина, F. Guerra (Мадрид), А. А. Грандо, Э. Д. Грибанова, B. И. Гуляева, О. В. Гринину, Е. И. Данилишину, В. Г. Джангиряна, И. М. Дьяконова, Н. С. Елманову, X. И. Идельчик, А. А. Искендерова, А. И. Кардаш, В. Г. Кацуру, J. Kollesch (Берлин), М. В. Коркину, М. С. Лебедькову, Ю. П. Лисицина, Г. Л. Микиртичан, Т. А. Михайловскую, R. Nabielek (Берлин), C. В. Нечаева, G. E. Pentogalos (Фессалоники), Л. В. Пономаренко, П. И. Пучкова, Т. Н. Савельеву, Т. В. Степугину, В. А. Фролова, G. Harig (Берлин), О. Е. Чернецкого, С. А. Чеснокову, P. Schneck (Берлин), Ю. Ф. Шульца, В. А. Якобсона; – а также Т. А. Бажан, Э. Г. Базарона, Л. Г. Зарубинскую, В. И. Исхакова, Б. П. Крыштопу, М. К. Кузьмина, И. В. Лебедеву, Г. И. Мендрину, М. Я. Поддужную, Е. П. Попушоя, Л. Г. Розенфельд, Г. Н. Троянского, Н. А. Фролову, М. С. Шенгелия, учебно-методические публикации которых были использованы в работе над рукописью.

Источник

Читайте также:  Рецепт сладкий пирог с бананами
Оцените статью