Техника «пирога»
В некоторых случаях пациентам полезно представить свои идеи в наглядной форме, например с помощью техники «пирога», или круговой диаграммы. Этот метод обладает широким спектром применения. Так, он позволяет пациентам определить цели или свою долю ответственности за тот или иной исход событий. Оба примера проиллюстрированы ниже.
Когда пациенту не удается распознать собственные трудности и определить желаемые изменения, или если пациент не осознает, насколько сильно нарушена его жизнь, ему полезно составить графическое изображение воображаемой (идеальной для него) и реальной ситуации.
Т: Салли, похоже, вы понимаете, что вам необходимы перемены, но не можете определить, какие именно.
Т: Чтобы разобраться, давайте немного порисуем.
Т: Вначале мы представим в виде диаграммы вашу реальную жизненную ситуацию, а затем подумаем над тем, какой расклад был бы для вас идеальным. Подумайте, сколько времени вы уделяете следующим сферам своей жизни.
Т: Нарисуйте круг и разделите его на секторы, величина которых будет п мерно соответствовать тому, насколько представлен в вашей жизни каждый этих аспектов.
Т: Что бы вам хотелось изменить, чтобы получить идеальную диаграмму?
П: Ну. Меньше заниматься учебой, больше развлечений. . Больше общаться с друзьями, чаще заниматься спортом и волонтерской работой с детьми…
Рис. 12.8. Применение техники «пирога» для определения целей
Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 261
Т: Хорошо. Изобразите все то.
П: (Рисует и заполняет «идеальную» диаграмму.) Правда, если я буду меньше заниматься, я стану учиться еще хуже.
Т: Запишите это предположение. Если оно оправдается, вы всегда можете вернуться к нынешнему объему учебы. Но ведь все может сложиться иначе. Например, если вы немного отвлечетесь от учебы и станете уделять больше времени занятиям, которые доставляют вам удовольствие, улучшится ваше настроение. Значит, повысится концентрация внимания и учеба будет более успешной. Что вы на это скажете?
Т: В любом случае надо проверить это предположение. Посмотрим, как будут развиваться события.
П: Что мне известно наверняка, так это то, что сейчас я учусь плохо.
Т: Мы постараемся гармонизировать вашу жизнь, чтобы вы занимались тем, что вам нравится, и лучше учились, затрачивая на это меньше усилий. (Терапевт помогает пациентке наметить конкретные цели, которые позволят девушке приблизить свою реальную жизненную ситуацию к идеальной модели.)
Оценка сочетания различных факторов, повлиявших на негативный исход
Техника «пирога» также позволяет пациенту осознать все многообразие причин того или иного события ( рис. 12.9 )
Рис. 12.9. Техника «пирога» для определения причин
Т: Салли, насколько вы убеждены в том, что получили на экзамене «С» (соответствует оценке «удовлетворительно». — Примеч.ред.) из-за своей абсолютной неспособности?
Т: А может быть, есть и другие причины?
П: . Там было несколько вопросов, которые нам никогда не объясняли на лекциях.
Т: Что-нибудь еще?
П: Не знаю. Несколько тем я выучила, но в моем билете ни одной из них не оказалось.
Т: Похоже, вам не повезло.
П: Угу. Из всех вопросов моего билета я немного знала только один. С остальными я попыталась угадать, но у меня ничего не получилось.
Т: Есть ли еще причины того, что вы не сдали этот экзамен так хорошо, как хотели бы?
П: Гм. Наверное, нет.
Т: А как его сдали остальные студенты?
Т: Можете ли вы назвать этот экзамен сложным?
П: Да, он был очень сложным.
Т: Можете ли вы сказать, что преподаватель хорошо подготовил вас, доступно объяснил весь материал?
П: Нет. В основном я готовилась по учебнику. И я слышала, что другие студенты жаловались друг другу, что не понимают объяснений преподавателя.
Т: Можете ли вы сказать, что вам было сложно сосредоточиться на подготовке к экзамену из-за депрессии и повышенной тревожности?
Т: Теперь давайте все это изобразим графически. Вот круг, который мы разделим на секторы и отметим, что вы получили на экзамене «С», потому что:
• преподаватель плохо объяснял материал;
• экзамен был очень сложным;
• вам не повезло, поскольку тех вопросов, которые вы выучили, в вашем билете не оказалось;
Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 265
• конспект, который вы взяли у подруги, чтобы подготовиться, оказался неполным;
• вам пришлось отвечать на вопросы, которые ни разу не обсуждались на лекциях;
• депрессия и повышенная тревожность помешали вам как следует сосредоточиться на подготовке;
• в глубине души вы чувствуете себя неспособной.
(Пациентка заполняет круговую диаграмму, рис. 12.9.)
Т: Секторы получились почти одинаковыми по размеру. Насколько вы сейчас верите в то, что получили на экзамене «С» по причине своей неспособности?
П: Меньше. Может быть, на 50%.
Представляя альтернативные причины возникновения ситуации, терапевт побуждает пациента оценить дисфункциональное предположение (в данном случае «Я неспособна») и выработать более рациональное падение, учитывающее все возможные объяснения.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ И ПОХВАЛЬНЫЕ ДЕЛА
Пациенты, страдающие психиатрическими расстройствами, допускают негативные искажения в обработке поступающей информации, особенно когда дело касается самооценки. Такие пациенты склонны замечать доводы, которые можно истолковать как негативные, и пренебрегают позитивной информацией (либо обесценивают или даже забывают ее). Кроме того, эти пациенты зачастую используют одно из двух дисфункциональных сравнений: сравнивают себя в данный момент с тем, какими они были до начала заболевания, или с другими людьми, не имеющими психиатрического диагноза. Эти дисфункциональные сравнения усиливают дисфорию.
В следующем примере терапевт помогает пациентке понять, что ее избирательное негативное внимание и сравнения дисфункциональны. Затем он обучает девушку проводить обоснованные сравнения (принимая в расчет свое худшее состояние) и замечать похвальные дела.
Т: Салли, похоже, вы очень строги к себе. Скажите, вы сделали на прошлой неделе что-нибудь такое, за что можете себя похвалить?
П: Ну. я написала сочинение по литературе.
П: Гм. Больше ничего не приходит на ум.
Т: А может, вы просто не заметили некоторых своих поступков? П: Не знаю.
Т: Вот например, сколько занятий вы посетили?
П: Все, которые есть в моем расписании.
Т: Сколько раз вы вели конспект?
П: На каждом занятии.
Т: Для вас это было не сложно? Или пришлось заставлять себя приходить на занятия и стараться сосредоточиться?
П: Мне было сложно. Но это неправильно. Наверное, никому из студентов не приходится заставлять себя ходить на занятия и писать конспекты.
Т: Салли, сейчас вы сравниваете себя с другими людьми. Часто вы так поступаете?
П: Наверное, часто.
Т: Но разве это обоснованные сравнения? Относились бы вы к себе так же строго, если бы, скажем, старались посещать занятия и писать конспекты, заболев воспалением легких?
П: Нет, это законная причина плохо себя чувствовать.
Т: Точно. Но разве сейчас у вас нет законной причины плохо себя чувствовать? Разве вы не заслуживаете похвалы, когда пытаетесь заставить себя что-то делать? Помните, на первой сессии мы обсуждали симптомы депрессии: повышенная утомляемость, нехватка сил, трудности с концентрацией внимания, нарушения сна и аппетита и т.д.?
Т: Так, может быть, учитывая, что у вас депрессия, вы все-таки заслуживаете похвалы, чтобы начать действовать? П:
Я так об этом не думала.
Т: Давайте коснемся двух вопросов: что делать, если вы начинаете сравнивать себя с окружающими, и как научиться хвалить себя. Итак, что происходит с вашим настроением, когда вы сравниваете себя с другими людьми, например,
Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 267
думаете: «Никому из студентов не приходится заставлять себя ходить на занятия и писать конспекты»?
П: Оно ухудшается.
Т: А что произойдет, если вы скажете себе: «Подожди-ка минутку! Это бессмысленное сравнение. Лучше я сравню себя с самой собой, когда я была в худшем состоянии, когда я с утра до вечера не вставала с постели и пропускала почти все занятия»?
П: Я пойму, что сейчас делаю больше.
Т: И ваше настроение ухудшится?
П: Нет, наоборот, улучшится.
Т: Попробуете выполнить это сравнение в качестве домашнего задания?
Т: Тогда запишите: «Заметить, когда я сравниваю себя с другими людьми, не страдающими депрессией. Напомнить себе, что такое сравнение бессмысленно, и вместо этого сравнить себя со мною же, только в худшем состоянии».
У пациента также могут быть автоматические мысли, в которых он сравнивает себя с желаемой моделью («Я должна была бы легко разобраться в этой теме») или с собой, но только до начала депрессии («Раньше это давалось мне без труда»). В этом случае терапевт также обращает внимание пациента на прогресс, достигнутый по сравнению с самым худшим состоянием, а не с прежним (самым лучшим), или с тем путем, который еще предстоит пройти, чтобы вернуться к прежнему состоянию.
В последнем примере терапевт уверен, что Салли уже достигла некоторого успеха и что она сама осознает это. В противном случае он поинтересовался бы, когда у пациента было наихудшее состояние: «Когда была худшая точка для вас? Какой была тогда ваша жизнь?», «Чем вы тогда занимались?». Если пациент обоснованно отвечает, что худшее состояние он переживает прямо сейчас, терапевт пробует иной подход: «Похоже, вас очень огорчает сравнение себя с другими людьми или с моделью — каким вам хотелось бы быть. Лучше напомните себе, что у вас есть список целей и мы вместе принимаем меры, чтобы у вас произошли изменения. Вспомните, что мы с вами — команда и вместе работаем над тем, чтобы помочь вам стать таким, как вы хотите. Если вы сделает это, что произойдет с вашим настроением?»
Список похвальных дел
Похвальные дела — это ежедневные положительные поступки, совершен пациентом, или действия, за которые он заслуживает похвалы. (См. рис.12.10.) Как обычно, вначале терапевт дает логическое обоснование.
Т: Салли, я хочу предложить вам полезное домашнее задание. Мы не раз отмечали, насколько вы преуспели в самокритике и самообвинении. Что происходит с вашим настроением, когда у вас возникают мысли «Я должна была бы сделать это лучше» или «Напрасно я пыталась»?
П: Мне становится хуже.
Т: Правильно. А как вы думаете, что произойдет, если вы попытаетесь замечать свои положительные поступки?
П: Наверное, мне станет лучше.
Т: Допустим, я заболел воспалением легких, но все-таки сделал над собой усилие, выбрался из кровати, пришел на работу, принимал пациентов, работал с документами и т.д. Заслуживаю ли я похвалы?
Т: Даже если все это получалось у меня хуже, чем обычно?
Т: Потому что я вполне мог вместо этого остаться дома, натянуть на голову одеяло и весь день провести в постели.
Рекомендую к прочтению. Вина: Не много ли мы на себя берём. Техника пирога (помоги себе сам)
Вина — распространенное в нашей культуре чувство. Тяжелое, труднопереносимое, от него хочется спрятаться, оно часто является причиной депрессии. Одной возможных причин этого чувства является эгоцентрическое сверхобобщение. В данной статье будет предложен вариант коррекции этой стратегии с помощью техники «пирога».
Прежде давайте разберемся, в чем заключается эгоцентрическое сверхобобщение. Слово «эгоцентрическое» само по себе может вызывать чувство вины.
…в нашей культуре долгое время было принято воспитание чувством вины, отсутствие личностных границ… все, что касалось какого-либо выделения себя, и даже заботы о себе часто считалось эгоистичным, некрасивым, так как «надо думать о людях вокруг»… но про это, возможно, в следующих статьях…
В действительности, между эгоизмом и эгоцентризмом пропасть разницы. Ребенок, дарящий вам свою любимую игрушку эгоистичен? Конечно же нет. Но, как правило, этот же ребенок – эгоцентричен. Он смотрит на мир только со своей перспективы и не понимает, что в общем-то его игрушка не представляет для вас никакой ценности. Он дарит вам свое сокровище, думая, что оно так же дорого и для вас. Он совсем не эгоист, и вместе с тем он эгоцентричен.
Эгоцентрические сверхобобщения приносят людям только негативные переживания. Человек видит причину происходящих с его близкими событий только в себе. Квинтессенцией этой стратегии может быть фраза: «Это произошло из-за меня и только из-за меня». «Это» — обычно что-то негативное и труднопоправимое. Естественно, что ощущая такую ответственность, человек будет испытывать сильное чувство вины.
Примерами эгоцентрических сверхобобщений могут быть: «Это из-за меня сын так плохо учится», «Я виноват/виновата что она/он от меня ушел/ушла», «Я испортил/а его/ее жизнь», «Из-за меня родители развелись», «Это только моя вина что…(подставьте нужное)».
На самом деле, абсолютно закономерно, что в каждом событии принимают участие множество факторов, и на ком-то одном человеке не может быть всей вины в чем-либо полностью.
Как со множеством проблем в когнитивной психотерапии с эгоцентрическими сверхобобщениями работают по схеме: «развернуть» устоявшийся способ реагировать – исследовать и изменить его – свернуть в новый способ реагирования.
Предлагаю одну из возможных техник по «развертыванию» сверхобобщений. Долго думал над примером. Возможно он немного «оторваный» от мира, но зато понятен, и с его помощью можно легко объяснить технику, не впадая в подробности контекста ситуации. Для примера возьмем обобщение «Это из-за меня сын получил такую плохую оценку на экзамене»
1. Определите всех участников данного события: Вы, сын, супруг/супруга, преподаватели. Задумайтесь: Учителя в школе, которые учили Вашего сына, наверное как-то повлияли на его успешность по этому предмету? Кто еще так или иначе влиял на успешность вашего сына? Составьте список.
2. Нарисуйте «пирог» — круг. Определите долю ответственности в результате каждого из участников, исключая Вас. Ваш сын несет за это какую-то долю ответственности? Он готовился, к экзамену, он писал или отвечал. То, сколько он знал или запомнил – это его результат. В конце концов, голова на его плечах принадлежит ему. Допустим, его доля ответственности – 55 процентов. «Отрежьте» от «пирога ответственности» кусок Вашего сына. Давайте теперь возьмемся за преподавателя: Он учил Вашего сына на протяжении всего времени подготовки, он его оценивал, в конце концов, возможно, утром того дня он встал не с той ноги! Допустим, его доля участия – 25 процентов. «Отрежьте» его «кусок» ответственности. Сделайте аналогичное со всеми участниками данного события.
3. Посмотрите на то, что осталось от «пирога». Неужели только Вам целиком может принадлежать ответственность за что-либо? Тогда зачем Вам себя обвинять? Сформулируйте вывод, который учитывал бы все факторы, всех участников и был бы правдивым – Вам совсем не нужно себя обманывать или выгораживать, наоборот, сделайте по возможности объективный вывод. Постарайтесь чтобы он звучал как можно короче – тогда ваш мозг быстрее примет сформулированный лозунг за новый способ реагирования. Например: «На мне лежит крайне малая ответственность за то, что мой сын завалил экзамен».
После того как Вы «развернули» автоматизм, Вы можете каждый раз, когда обвиняете себя по этому поводу, вспоминать сформулированный Вами лозунг. Этим вы сформируете новый способ реагирования.
Вы можете использовать эту технику каждый, раз когда испытываете сильную вину по поводу какого-то результата.
Чувство вины может быть очень сложным, уходящим корнями в детство, и только одной этой техники может быть недостаточно для избавления от него.Но это то, что вы можете сделать для себя сами.Просто и эффективно.