Не объестся бы блинов

Не объестся бы блинов

Церковно-народный месяцеслов на Руси

Церковный месяцеслов обязан своим происхождением древнехристианскому Востоку: здесь он получил свое начало, здесь же он принял полную и определенную форму, в какой мы его видим в настоящую пору.

На Востоке с первых веков христианства начали вести записи важнейших церковных событий, христианских праздников, дней памяти святых угодников, они-то и послужили основою для церковного месяцеслова. Так, например, Игнатий, епископ Смирнский, в письме к лионцам просил их сообщить ему сведения о мучениках их и обещал им доставать подобные сведения о мучениках в своей области. Киприан, епископ Карфагенский, также советовал христианам замечать день кончины каждого мученика, чтобы потом каждогодне освящать дни эти общественным богослужением.

Первоначально, конечно, записи эти были очень неполны и неоднообразны, так как они составлялись по мере появления особенных событий и лиц, достойных чествования в церкви, и притом назначались в разных местах, разными лицами для частных целей отдельных местных церквей и христианских обществ. Но с течением времени представители церкви стали заботиться о том, чтобы все более или менее известные частные записи привесть к надлежащей полноте и единству. Как на первое замечательное произведение в этом отношении можно указать на церковный месяцеслов, который был составлен в VII в. св. Иоанном Дамаскиным. Затем в IX в. явился другой подобный труд, также заслуживающий внимания по своей систематичности, известный под названием Менология. Труд этот приписывается одними греческому императору Василию Македонянину (867–886 гг.), а другими (и на более достоверных основаниях) – Василию Болгаробойцу, который жил и управлял империей целым веком позже первого (979-1028 гг.). Император этот известен особенною деятельностию в делах церковных; он-то, по мнению лучших исследователей, и привел к единству и надлежащей полноте в своей Менологии известные до него греческие месяцесловы и синаксари.

Читайте также:  Сырники со сметаной рецепт пошаговый

Один из церковных латинских писателей XVII в., Лев Аллаций, говоря о состоянии церковного месяцеслова в эту эпоху, замечает, «что в X в. Греция имела у себя совершенно полные и однообразные месяцесловы». Словом, как видим, ко времени принятия нашими предками христианства церковь восточная имела общий полный месяцеслов, и есть основания заключить, что в это время он составлял уже одну из важных принадлежностей церковно-богослужебной жизни.

Получив такое значение в религиозном мире, церковный месяцеслов должен был сделаться известным везде, куда только проникало христианство, и входить в употребление.

Христианская вера, утверждаясь в той или другой стране на месте язычества, не могла обойтись без своего месяцеслова. Известно, что по нему определяется время празднования важнейших священных событий, в нем же указываются дни памяти святых, уважаемых в христианской церкви.

Притом нужно заметить, что для распространения его в практике церковной имело большое значение следующее обстоятельство: обыкновенно церковный месяцеслов служил приложением к важнейшим церковно-богослужебным книгам; так, например, в самом кратком виде, в форме простого списка событий и имен, он находился в евангелиях, апостолах, требниках, месячных минеях; в более обширном виде, с кратким описанием праздников и дней святых, – в уставе, Следованной Псалтири; наконец в полнейшей форме, с подробнейшим описанием церковных праздников и жизни святых, он помещался в прологах и особенно в Четьих минеях.

Понятно отсюда само собою, что по мере известности этих книг неизбежно должен был входить в употребление церковный месяцеслов как необходимая их принадлежность.

Откуда первоначально Древняя Русь заимствовала месяцеслов церковный, на это история не сохранила нам прямых и ясных свидетельств. Во всяком случае, можно думать, что русская церковь получила его от одной из южных стран славянских, которые упредили наше отечество на пути к христианству. За достоверное принимают, что святые просветители славянские Кирилл и Мефодий, отправляясь в Паннонию, еще в Константинополе перевели выборочно на славянский язык евангельские чтения, которые расположены были по неделям на целый год, а следовательно, и на дни, в которые совершались праздники господние, богородичные и святых.

Кроме того, если станем ближе рассматривать древнерусские месяцесловы, то увидим, что в них есть много таких святых, которые могли быть внесены из южнославянских церковных месяцесловов; таковы, например, память свв. Кирилла и Мефодия, обретение мощей св. Климента Римского – праздник, который исключительно принадлежал церкви славянской, – и многие другие. Из этих данных легко предположить, что наши предки получили церковный месяцеслов вместе с другими церковными книгами от Болгарии на языке славянском.

По самому содержанию древний церковно-русский месяцеслов не сразу явился в той полной и определенной форме, в какой его видим ныне. Напротив того, первые церковные наши месяцесловы, насколько можно судить о них по древнейшим памятникам, подобно первоначальным месяцесловам греческим, были очень неполны и однообразны. Так, например, в Евангелиях Остромировом Софийском (1056 г.), Полоцком (XIII или XIV в.), Синодальном (1144 г.), в месячных минеях (XII и XIII вв.), в церковном обиходе (XIII в.), при которых находятся древние церковные месяцесловы, видим, что в них под числами месяцев редко бывают по три, по два святых; напротив того, под большею частью чисел означается одно имя святого или событие; при этом есть немало чисел пустых, под которыми нет никаких указаний.

Только с течением времени, когда в нашей церкви, под влиянием христианской веры, стали являться лица и события, заслуживавшие церковного прославления и чествования, церковь стала вносить их в свои месяцесловы, и в них таким образом стали заполняться указанные пробелы. Так, например, видим, что с

XI в. в древнерусские церковные месяцесловы в число чтимых нашей церковью угодников вносятся: Владимир великий, князь русский, Борис-Роман и Глеб-Давид 1015 г., преподобный Моисей Угрин Печерский 1041 г., Демян пресвитер Печерский 1071 г., Анастасий преподобный Печерский 1073 г., Феодосии Печерский 1074 г. и т. д.

С XI же века в русских церковных месяцесловах являются и церковные празднества, например, освящение храма Великомученика Георгия в Киеве 1037 г., перенесение мощей свв. Бориса и Глеба 1072 г. и др. При этом нельзя не заметить, что на развитие древнерусского церковного месяцеслова имело довольно важное влияние состояние письменности у наших предков. В южной Руси, где письменное искусство распространялось успешнее и где вообще было более грамотных писцов, церковные месяцесловы распространялись в большом количестве и по своему содержанию были гораздо полнее и обстоятельнее севернорусских. Первые довольно полные славяно-русские месяцесловы на юге были напечатаны уже в конце XVI столетия, как, например, при Острожском издании Библии 1581 г., в 1591 г. при Краковском часослове Святополка Фиола, при Цетинской Псалтири 1595 г. и других важнейших церковно-богослужебных книгах.

По своему содержанию печатавшиеся в это время на Руси месяцесловы, как на юге, так и на севере, не всегда были однообразны: напротив того, они сильно отличались от месяцесловов греческих, которые служили для них образцами.

В южнорусских месяцесловах святые были показаны в днях и даже месяцах совершенно иных, чем они отмечались по греческим и московским месяцесловам; в них же встречались такие святые, каких не было ни в греческих, ни в московских святцах; нередко случалось – особенно это нужно сказать о частных изданиях церковного месяцеслова южной и северной Руси, – что в них попадались и такие святые, которых нельзя было найти ни в московских, ни в малороссийских месяцесловах. Понятно, что причиной этого разнообразия послужило раздробление древнерусской жизни вследствие удельной системы. Отделяя древнерусские области одну от другой и обособляя их между собою в гражданском отношении, удельная система способствовала разъединению их и в церковно-народной жизни.

Источник

Рецензии на произведение «Блинов объесться. »

Корону лучше иногда снять)
И объедаться нинада!)
У королев тоже бывают депры, но и они проходят.

*у меня же прошла)).
**задумчиво глядя на снятую корону)))

Всё проходит, Катюш.
Короны — не самый удобный аксессуар, но красиво и величественно.
Объедаться не бум, бум смаковать поманеньку.
Спасибо!

Блинов, потом с капустой пирога —
Растянется на талии пусть свитер
Икорка нынче стала дорога,
Селёдки малосольной не хотите?
🙂

Тоже превосходно пойдёт под блинцы. Тут главное — настрой.
Стишок-то докризисный. Вот оне — экономические вехи и санкции. Всюду проникают.
Рада Вам, Надежда!

К столу, Весна, девчоночка больная,
поешь блинов с икрою лососЯ,
и сразу станешь — я-то точно знаю! —
здоровая. И розовая вся!

Хороший рецепт, Андрей. Без фанатизма, конечно.
Спасибо!

а мне сдается, даже с беленой блинчики расходились бы на ура))

Вполне возможно, Павел, правда, последствия.

Нууууууууууу, блины-белена — кому что нравится. Но, думается мне, под икру лососёвых и стакашек Red Label первое идёт горааааааздо лучше.

Истинная правда, милая Ирина. Спасибо!

Анна, я даже запах Ваш чую!

А то, милый Руднев! Подозреваю, что это сила моего слова.
Спасибо,
Анна

Ах, про балетную-то девочку-весну здОрово как!
Анна, спасибо.
С теплом, Тали.

Спасибо, милая Тали. Она у нас пока именно такая — жалконькая, слабенькая, но всё-таки.

А всё-таки, Анютик!
Знаешь, как не могла стих открыть, блиннн, такое название ужасное, ну как тут не напечь блинов. Еще и слово-то «объестся» Ужос! Ну как похудеть-то, елкам-палкам?))) Ругаюсь вот)))

Надюш, ешь на здоровье. Твоей красоте ничего не угрожает. Всего неделька же!
Спасибо, моя дорогая.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Не объестся бы блинов

Здесь содержатся видео, аудио и прочие материалы для подготовки масленичной программы.

История и значение Масленицы

Масленица — это праздник который еще называется как масленичкая (сырная) неделя.

Один из смыслов праздника в том, что все имеет конец: конец зимы, конец года, конец жизни (зима всегда была аллегорией старости) — и одновременно сливается в бесконечность — все возрождается к новому движению.

В образе Масленицы «Переломной» заключены конец и начало года, конец одного и начало другого этапа жизни людей, тесно связано с природой, ее законами.

Русский народ называл встречу весны — встречей Масленицы, изгнание зимы — сожжением Масленицы или её проводами.

В старину эта неделя перед Великим постом была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрадовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. В древности масленица продолжалась две недели и приходилась на март. В 1698 году, патриарх сократил время этого праздника до одной недели. Так, что после этого, праздник приобрел своё новое «расписание». Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения:
Понедельник — «встреча»

Понедельник — встреча, закликания весны.

В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны. Да вот, например:
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали.
Вторник — «заигрыш»

Вторник — заигрыши, появлялись скоморохи и гусляры.

С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение — катание с обледенелых гор.
Среда — «лакомка», «разгул», «перелом»

Среда — активное блиноедение, хождение в гости.

Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг — «разгуляй-четверток», «широкий»;

Четверг — «запивание» блинов, кулачные бои.

На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (помните пословицу «лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить ниже пояса (поговорка есть: удар ниже пояса) или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» (опять поговорка) или «один на один» (как у французов тет-а-тет — «с глазу на глаз»). Велись и «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.
Пятница — «тёщины вечера&quo

Источник

Время блинов

Неделя с 28 февраля по 6 марта легкой не покажется. Особенно для тех, кто хранит «привычки милой старины»: придется играть в игры, петь частушки, шататься по гостям и кататься на санках. Но главное – объедаться блинами!

Неделя с 28 февраля по 6 марта легкой не покажется. Особенно для тех, кто хранит «привычки милой старины»: придется играть в игры, петь частушки, шататься по гостям и кататься на санках. Но главное – объедаться блинами!


Иностранцы уверены, что блины с икрой – наша повседневная еда. Ошибаются, а жаль.

А х, эти солнцеподобные творения умелых рук человеческих! Сколько восторженных эпитетов в свой адрес слышали они из уст едоков, в том числе – весьма знаменитых. Почему бы не вспомнить об этом накануне одного из самых веселых и брутальных наших праздников – Масленицы? Читайте, на ус мотайте да блины печь не забывайте!

Александр Пушкин, «Евгений Онегин».
“ Они хранили в жизни мирной привычки милой старины: у них на масленице жирной водились русские блины.

4,5 ст. пшеничной муки, 4 ст. молока, 25 г дрожжей, 25 г сливочного масла, 100 г сливок, 2 яйца, 2 ч. л. сахара, 1 ч. л. соли.

Половину муки, дрожжи, масло растворить в молоке, дать подойти. Тесто взбить, добавить остальную муку, соль, желтки, растертые с сахаром, вновь взбить, ввести взбитые белки и сливки, дать подойти и затем печь.

Антон Чехов , «Торжество победителя».
“ Блины были такие великолепные, что выразить вам не могу, милостивый государь: пухленькие, рыхленькие, румяненькие. Возьмешь один, черт его знает, обмакнешь его в горячее масло, съешь – другой сам в рот лезет. Деталями, орнаментами и комментариями были: сметана, свежая икра, семга, тертый сыр.

Гречневая и пшеничная мука – по 2 ст., 4 ст. молока, 3 яйца, 100 г сливок, 1 ст. л. сахара, 2 ст. л. сливочного масла, 20-25 г дрожжей, соль по вкусу.

В стеклянную посуду всыпать гречневую муку, влить 2 ст. теплого молока с разведенными дрожжами. Размешать, поставить в теплое место. Когда тесто поднимется, влить остальное молоко, всыпать муку, размешать и поставить в теплое место. Когда подойдет, добавить яичные желтки, растертые с двумя столовыми ложками мягкого сливочного масла, сахаром и солью. Все перемешать. Взбить сливки, добавить к ним яичные белки и еще раз взбить. Размешать в тесте и поставить в теплое место на 15-20 минут.

Антон Чехов , «Блины».
“ Я не знаю, в чем состоит процесс печения блинов, но таинственность и торжественность, которыми женщина обставила это священнодействие, мне несколько известны. Тут много мистического, фантастического и даже спиритического. Глядя на женщину, пекущую блины, можно подумать, что она вызывает духов или добывает из теста философский камень.

1 стакан промытого пшена сварить в 3 ст. воды (или молока) до готовности. Слегка остудить, всыпать 3 ст. манной курпы, ввести опару. Готовить ее надо так: 1/4 маленькой пачки дрожжей замочить в воде, добавив 1 ч. л. муки и 2 чайные ложки сахара. Поставить в теплое место для подъема. Смесь поставить в теплое место на ночь. Утром добавить 3 яйца, сахар, соль, 150 г растительного масла, 200 г горячего молока. Когда тесто поднимется, можно печь блины. Выпекать на чугунной сковороде при слабом огне под крышкой. Должно получиться 12 блинов.

Александр Куприн , «Юнкера».
“ . Удельное княжество Москва! Она ест блины горячими, как огонь, ест с маслом, со сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с селедками всех сортов, с кильками, шпротами, сардинами, с семужкой и с сижком, с балычком осетровым и с белорыбьим.

2 ст. пшеничной муки, 5 яиц, 100 г сливочного масла, 2,5 ст. кислого молока или кефира, соль, сахар по вкусу.

Вылить в кастрюлю яичные желтки и, добавив к ним соль и сахар, хорошо растереть. Затем всыпать муку, добавить сливочное масло, молоко и замесить довольно жидкое тесто. Тесто нужно очень хорошо взбить! Для этого можно использовать кулинарный венчик или блендер. Выпекать блины обычным способом, то есть на раскаленной чистой сковороде, смазанной растительным маслом.

VIP-Масленица
«Золото партии»

Говорят, в советское время такие блинные пироги подавались «кремлевским старцам».


Такой блинный торт очень вкусный и очень сытный!

8-20 блинов, 200-300 г малосольной семги или форели, 150-200 г красной икры, сыр «Филадельфия», сыр творожный «Альметте», 1 авокадо, 300 г креветок, 200 г сливочного масла, маринованные огурцы, зелень.

Испечь блины, лосось нарезать ломтиками, огурцы – кружочками, авокадо очистить, измельчить в блендере с солью и лимонным соком. Креветки отварить, очистить, разрезать вдоль. Сливочное масло размягчить. На круглое блюдо положить блинчик, смазать его размягченным маслом и накрыть блином. На него – ломтики лосося, накрыть блинчиком, смазать толстым слоем сыра «Филадельфия» и опять положить блин. Сверху – лосось, блин, сливочное масло, блин. Смазать блин красной икрой, накрыть блином, смазать сыром «Альметте», выложить поверх огурчики, накрыть блином. Смазать пастой из авокадо, накрыть блином и смазать «Филадельфией». По бокам украсить пирог креветками и кружками огурчиков. Сверху по центру положить горку икры, креветки, зелень, косичку из зеленого лука. Поставить пирог в холодильник на сутки.

Владимир Ульянов (партпсевдоним Ленин) познакомился с будущей супругой Надеждой Крупской на масленой неделе. Они оба присутствовали на марксистской вечеринке у инженера Классона, где не только говорили о политике, но и с аппетитом ели блины.

Большим любителем блинов был баснописец Крылов. На Масленицу он ходил обедать к президенту Академии художеств Оленину, где за один присест съедал до 30 полугречневых блинков величиной с тарелку и толщиной в палец. Приправлял он это все сливочным маслом и икрой.


на правах рекламы


на правах рекламы

Источник

Оцените статью