Нет хлеба подавай пироги

Русские пословицы и поговорки (48 стр.)

X

ХАЛАТНОСТЬ

Делать как-нибудь, так никак и не будет.

Лучше сидеть сложа руки, чем делать спустя рукава.

Сквозь пальцы смотреть.

У халатности три брата: один — «авось», другой — «небось», третий — «как-нибудь».

ХАРАКТЕР

Каков характер, таковы и поступки.

С виду тих, да характером лих.

Слово сказал, как узлом завязал.

Характер закаляется в труде.

Человек без твердого характера, что пружина без закалки.

ХВАЛИТЬ

Безмерная хвала чести вредит.

В хваленой капусте много гнилых кочанов.

За добрые дела всегда живет похвала.

С похвал голова вскружилась.

Хвалят — не гордись, учат — не сердись.

ХВАЛИТЬСЯ

Не годится худым хвалиться.

Не тот дурак, кого люди хвалят, тот дурак, который сам хвалится.

Не хвались, как идешь в поле, а хвались, как идешь с поля.

Не хвались хорошей работой, ее и так заметят.

Тому хвалиться, кто на коня садится, а не тому, кто и коня не видывал.

Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.

Хвалится, а из рук все валится.

Чем хвалишься, на том и провалишься.

ХВАСТОВСТВО

В мелких словах и большое дело утопить можно.

Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.

Наговорил, что наварил, а глядь — и нет ничего.

Начал за здравие, а свел за упокой.

Не хвастайся силой, не хвались умом.

Полно мотать, пора узел вязать.

Пусть хвастун брешет, от этого ему не будет легче.

Хвастать — не колеса мазать.

Хвастливое слово гнило.

Хвастовства — полный мешок, а в мешке пусто.

Хвастун и правду скажет — ему никто не поверит.

ХВАТАТЬ

За свое вступайся, а за чужое не хватайся.

Много хватать — свое потерять.

Хватил шилом патоки.

ХВАТИТЬСЯ

Хватился, как с горы скатился.

Хватился монах, когда смерть в головах.

Хватился шапки, как головы не стало.

ХВОСТ

Была бы голова, а хвост будет.

Лиса хвостом след заметает.

От своего хвоста не уйдешь.

На то и хвост дан кобыле, чтобы мух отгонять.

Хвост лисий, да рот волчий.

ХИЛЫЙ

На хилое дерево и козы скачут.

Пока трава растет, хилая лошадь околеет с голоду.

Тощ, как хвощ, живет тоненько да помаленьку.

ХИТРЕЦ

Как ни хитри, а дурака не перехитришь.

Мягок и ковок, кто хитер и ловок.

На семи сидел, а десять вывел.

С хитрецом водиться — в оба глаза глядеть.

Хитрого не поймешь, упрямого не доймешь.

Хитро сколотил ведро; клепки под лавку, а обручи в печь — и не будет течь.

ХЛЕБ

Без соли, без хлеба — половина обеда.

Без соли и хлеб не естся.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Без соли стол кривой.

Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.

Без хлеба все приестся.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Без хлеба и у воды жить худо.

Без хлеба куска везде тоска.

Без хлеба сыт не будешь.

Блюди хлеб на обед, а слово — на ответ.

Будет день — будет и хлеб.

Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

Был бы хлеб, а каша будет.

Был бы хлеб, а пирог даром.

Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.

Вода вымоет, хлеб выкормит.

Голодной куме все хлеб на уме.

Горькая работа, зато сладок хлеб.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Дешев хлеб, коли деньги есть.

Добра соль, а переложишь — рот воротит.

Доплясались, что без хлеба остались.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Ешь пироги, а хлеб вперед береги!

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

И пес перед хлебом смиряется.

Из одной муки хлеба не испечешь.

Как хлеб да квас, так и все у нас.

Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.

Как хлеба кусок, так разинул роток.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.

Матушка рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка — по выбору.

На соль пьется, на хлеб спится.

Надо хлеба и на после обеда.

Не давай голодному хлеб резать.

Не от хлеба ходят, а ко хлебу.

Не хлебом единым жив человек.

Нет хлеба — клади зубы на полку.

Около хлеба и мыши водятся.

От хлеба-соли не отказываются.

От хлеба хлеба не ищут.

Покуда есть хлеб да вода — все не беда.

Пот по спине — так и хлеб на столе.

Ржаной хлебушко — калачу дедушка.

Рыба не хлеб, сыт не будешь.

Свой хлеб сытнее.

Свой хлеб хоть ночью ешь.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

У кого хлебушко, у того и счастье.

У хлеба не без крох.

Умный детина: знает, что хлеб — не мякина.

Хлеб — батюшко, вода — матушка.

Хлеб в пути — не тягость.

Хлеб в человеке — воин.

Хлеб — всему голова.

Хлеб вскормит, вода вспоит.

Хлеб да вода — молодецкая еда.

Хлеб да вода — то наша дворянская еда.

Хлеб да соль — и обед пошел.

Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.

Хлеб на стол, и стол — престол.

Хлеба ни куска, и стол — доска.

Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.

Хлеб ногами топтать — народу голодать.

Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.

Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

Хлебом люди не шутят.

Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить.

Хотя палата бела, да без хлеба скучна.

Чья земля, того и хлеб.

ХЛЕБОСОЛЬСТВО

Аппетит приходит во время еды.

Беда бедой, а еда едой.

Без блина — не масленица, без пирога — не именины.

Без капусты щи не густы.

Без обеда не красна беседа.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без ужина подушка в головах вертится.

Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.

Блин не клин, брюха не расколет.

Больному помогает врач, а голодному — калач.

Большому куску рот радуется.

Борщ без каши вдовец, каша без борща — вдова.

Брюхо болит: на краюху глядит.

Брюхо — глухо, словом не уймешь: что ни говори, а корми.

Брюхо не лукошко: под лавку не сунешь.

Будет день — будет и пища.

Будут голодные — съедят и холодное.

Был бы пирог, найдется и едок.

Был бы обед, а ложка сыщется.

Были бы быки, а говядина будет.

В день на год не наешься.

В дороге хлеб не помеха.

В лесу дров много, да хлеба мало.

В меду и подметку съешь.

Вари не вари, а масло поверху.

Воздух сколько ни глотай, сыт не будешь.

Возьмет голод, явится и голос.

Воду жалеть — и каши не сварить.

Все полезно, что в рот полезло.

Всякому нужен и обед, и ужин.

Выпей чайку — забудешь тоску.

Глаза страшатся, а рот радуется.

Гляденьем сыт не будешь.

Голой кости и собака не гложет.

Горе наше — гречневая каша: есть не хочется, а оставить — жаль.

Горе наше — гречневая каша: поел бы такой, да нет никакой.

Горох да репа — животу не укрепа.

Горох — не рябина, а все едино.

Горького не едать — и сладкого не видать.

Дешева рыба на чужом блюде.

Если ложкой не наелся, языком не налижешься.

Если много съешь, то и мед горьким покажется.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Ест и пьет — так и поет.

Ехать бы обедать, да не зовут.

Жирок да сахарок сделают пирожок.

Изба красна углами, обед — пирогами.

Иной пирожок и корова не ест.

К обеду — не к делу: все готовы.

Как медведь, лапы сосать не станешь.

Как пирог с крупою, так всяк с рукою: а как плеть с узлом, так и прочь с кузовом.

Как сел да поел, так и ужин не нужен.

Каков корм, такова и работа.

Каково испечешь, таково и съешь.

Каша-то густа, да чаша-то пуста.

Кашу маслом не испортишь.

Киселем брюха не испортить.

Кисель зубам не порча.

Кисель ноги подъел.

Киселю да царю всегда место есть.

Когда я ем, я глух и нем.

Красиво — да животу тоскливо.

Крупинка за крупинкой гоняется с дубинкой.

Кто каков ни есть, хочет также есть.

Кто кормит, тот и кормилец.

Кто по горькому скучает, тому сладкое нипочем.

Лакомый кусочек скорее в роточек.

Любимая весть, как скажут, что пора есть.

Мельница сильна водой, а человек едой.

Мило не мило — купил, так ешь.

Много ерша и на деньгу, да столько не съешь, сколько расплюешь.

Много есть — не велика честь, не велика стать — и не евши спать.

Мы люди не гордые: нету хлеба — подавай пироги.

Источник

Что значит поговорка: Мы люди не гордые: нету хлеба, подавай пироги?

По-видимому, это вариант одной более известной поговорки: «Бывают в жизни огорченья: вместо хлеба ешь печенье».

Однако попробуем растолковать и её:

(1) Есть люди простые, не гордые, которые едят простой хлеб.

(2) Есть люди гордые, которые едят пироги.

А в этой поговорке смешанный вариант.

Получается, что тут (3) люди сами не гордые, а рассчитывают всё-таки на пироги.

Так что логически из сказанного вытекает следующий смысл:

Как хорошо, что нам (людям не гордым) так здорово повезло (будем с пирогами!)

Так что это поговорка может употребляться в разговорной речи в ситуации, когда какие-то обстоятельства вдруг меняется к лучшему или говорящий рассчитывает на везение.

Но чаще всего это высказывание переворачивается нами наоборот, превращаясь в шутку, в надуманные жалобы: «Вот, мол, беда — такое огорчение, невезение (хлеба нету), так что (к сожалению, некуда деваться) приходится есть пироги!».

Смысл в том, что не гордые, не откажемся от дорогого и должными себя чувствовать не будем. Гордый откажется, чтобы не возник долг, который потом надо вернуть, а возможности может не возникнуть.

Смысл поговорки в том, что если человек голоден, он съест все что угодно.

Все таки человека определяют по его делам, образу жизни, но никак не по его материальному положению.

Если же люди оценили человека как товар, причём самый дешёвый, то не бедность в этом виновата, а сам человек, который обесценил себя своими поступками.

Быть бедным и быть дешёвым совсем не одно и тоже, потому что не все люди не имеющие нормального достатка станут ради этого богатства жертвовать своим именем, достоинством, точно так же и не все богатые люди станут разменивать свою репутацию.

Если человека назвали дешёвым, значит ему не только дали цену, но и определили, что его можно купить задаром, такие люди могут быть, как среди бедных, так и среди богатых.

Отсутствие денег у человека, вовсе не значит, что ради них он станет на всё согласным и побежит по первому зову исполнять чьи-то сомнительные желания.

Когда человек горд, он сам знает себе цену и поэтому никто не сможет назвать его дешёвым.

Дешёвыми люди становятся не от бедности, а от непорядочности.

Я думаю, пословицы и философия принадлежат к разным областям человеческой культуры, даже древней. Чтобы не вдаваться в длительный анализ, я укажу на одно из главных, на мой взгляд, отличий.

Пословица — народная мудрость, основана на опыте поколений. Старшие люди нам как бы говорят: делай то-то и то-то, а этого не делай. Просто поступай таким образом, не спрашивай почему, поверь нашему опыту. Так ты избежишь неприятностей, даже если ничего не поймешь.

Философия же говорит: у этого явления такая природа, а у этого — такая. Это происходит по такой причине, а это — по другой причине. Вот тебе метод, с помощью которого ты сможешь понять мир. Следуя методу, ты его поймешь, но это не спасет тебя от неприятностей. Как говорится, истина дороже)))

На самом деле сам вопрос возник от того, что человек оторвался от природы.

Человек допускает существование на планете Земля двух природ. Природу фауны и флоры, и отдельно, природу бытия человека. Ясно, что вторая природа ошибочна. Но человек упорно ставит именно ее на первое место. Это то, что в религии называют гордыней. При этом человек напоминает тцыпленка, который оборачивается к скорлупе, из которого только что вылупился, со словами: «фу, как воняет»! А ведь он сам неотъемлемая часть природы!И, если снять все прикрасы и всю поэтичность,- все банально. Остаётся один «пшик». Человек, как хищник, преследует жертву, цель, («хлеб» и власть), и одновременно, как жертва убегающая от хищника,стремится сохранить подольше не только саму свою жизнь, но так же достаток, комфорт.То есть, все очень просто. Человек все ещё остаётся в поле главного закона природы. Закона единства и борьбы противоположностей. Отсюда вывод. Жизнь человеческая есть борьба за существование. У одних это борьба за комфорт, у других за само выживание.

Русичи (будем так именовать предков русских людей) вряд ли были бы довольны такому выбору князя Владимира. Справедливости ради надо сказать, что и христианство было принято населением княжества не без противления, о чем можно судить по сохранившимся до нашего времени языческим славянским праздникам и древнейшим русским именам.

Владимир, если верить Повести временных лет, при выборе религии для своего молодого государства колебался между исламом и православием. Обе конфессии привлекали его одинаково, решающим же аргументом против ислама стал запрет на употребление хмельных напитков, что не понравилось князю. Хорошо зная нрав своих подданных, Владимир мог предвидеть тот резонанс, который бы повлекло за собой его решение сделать свое государство мусульманским.

Что тогда, что сейчас спиртные напитки играют важную роль для русской нации, без них невозможно представить ни одного знаменательного события в нашей жизни.

Только если издалека и не очень приглядываться. Тогда можно найти сходства, которые связаны с количеством муравьёв в муравейнике и людей на Земле.

В муравейнике есть чёткая система, в которой всё выстроено так, чтобы каждый член этой системы работал на её благо, каждое решение расширяло и укрепляло муравейное общество. Только на первый взгляд муравьи копошатся хаотично, но на деле у каждого есть своя задача, хоть и достаточно примитивная — найти еду, принести в муравейник, разжевать и накормить личинок, защитить муравейник от врагов и плохой погоды.

Общество же на Земле хаотично. Этот «муравейник» не стремится к собственному процветанию, к расширению и устойчивости системы. Он разделён на страны, которые враждуют друг с другом, соперничают за ресурсы и катится к взаимному уничтожению. Ну а на защиту от внешних угроз в виде катастроф и климата ему вообще плевать.

Муравейник гораздо организованнее, чем человеческое общество.

Источник

Читайте также:  Тесто для домашнего пирога с фаршем
Оцените статью