- Шумоизоляция крыши автомобиля входит в комплекс действий по снижению шума в салоне
- Конструкция потолочной обшивки
- Количество материала
- Инструменты и материалы
- Порядок шумоизоляции потолка
- Первый этап
- Первый слой
- Второй слой
- Сборка крыши
- В заключение
- Как сделать в машине потише: опыт «За рулем»
- Шумы и вибрации
- Что и как делали
- А можно потолще?
- Сколько стоит?
- А если бюджетно?
- А если конкретно?
- Вот про музыку подробнее
- А как на заводе?
- Подводные камни есть?
- Итоги
- Результаты измерений «За рулем»
Шумоизоляция крыши автомобиля входит в комплекс действий по снижению шума в салоне
Установка автомобильной шумоизоляции на крыше авто внутри салона
Шумоизоляция автомобильной крыши часто упускаемый из виду элемент автомобиля, это единственный элемент в салоне, который с завода никогда не оснащается штатным поглотителем вибрации и шумоизоляцией. А когда потолок вообще не имеет собственных ребер жесткости, тогда он фактически является цельным листом металла, который великолепно проводит вибрации различные по силе.
От уличного шума защищает салон лишь заводская обшивка потолка, она приклеивается к крыше машины, носит больше декоративный характер, чем шумоизолирующий, поэтому эффект от шумоизоляции крыши такой обшивки практически нулевой.
Конструкция потолочной обшивки
Конструкция обшивки потолка представляет собой дуги выгнутые по профилю из стальной проволоки, эти дуги вставляются в специально сделанные карманы, далее:
- Концы этих дуг прикреплены к отверстиям в крыше машины по бокам кузова, сквозь пластиковые пистоны
- Развернуты дуги вверх выгнутой стороной, что обеспечивает и натяжение и прижатие потолка к крыше машины
- По периметру все края натяжного потолка закреплены при помощи специальных металлических скоб
- Подобной изоляцией оборудованы все отечественные автомобили, а так же многие иностранные
- С одной существенной разницей в качестве её установки и качестве материала для обшивки
- В российских машинах марки ВАЗ в качестве изоляционного материала (теплоизоляции) применяется ткань типа «синтепон», в иномарках чаще – войлок.
- Качество проклейки материала(см.Материалы для шумоизоляции автомобиля: рассмотрим все виды) на отечественных машинах как правило оставляет вам желать лучшего – изоляция приклеена местами и часто провисает
- В импортных авто качество приклеивания очень высокое, поэтому подобные недочеты отсутствуют
- Кроме этого этого, в отечественных машинах дуги зачастую изготовлены неточно
- Плюс сталь используется слишком мягкая, поэтому она плохо фиксируется в профиле потолка
- А при снятии дуги сыплются сами
- В иномарках дуги изготавливаются четко в размер профиля
- Сталь используется упругая, поэтому прочно фиксируется в профиле крыши
- При снятии и установке требует усилий
- Сам собой, напрашивается такой вывод, — при внешней схожести по качеству теплоизоляция отечественного авто сильно проигрывает обшивке в иномарке
- Именно поэтому, если вы пользуетесь российским автомобилем, вам лучше скорректировать его шумоизолирующие качества и начинать нужно с потолка
Доводы в пользу переделки штатной обшивки крыши:
- Многие владельцы замечают эффективность от выполненных работ по шумоизоляции, после них существенно снижается шум издаваемый проезжающим мимо транспортом, кроме этого стихает шум дождя и вой ветра
- Особенно большое значение «шумка» в крыше приобретает у любителей громкой музыки в салоне — применяя мощную аудиосистему, оснащенную савбуфером(см.Сабвуфер в запаску ставим сами), создает резонанс — «трясет» крышу в машине, заставляя её издавать резонирующие (вибрирующие) звуки металла, после ШВИ (шумовиброизоляции), такое явление исчезает
- Сделать шумоизоляцию стоит руководствуясь тем, что этот вид работ прост в применении, он не требует ни специальных навыков ни сложных инструментов
- Это наиболее простой вариант работы по изоляции шума, с ним может справиться новичок, при этом в довольно короткое время
- Ещё одним аргументом в пользу оклейки крыши автомобиля из области теплоизоляции
- Только представьте, что, при сравнительно небольшой площади утепления авто (без учета моторного щита), сквозь крышу вашей машины, площадью 2х2метра – летом в салон поступает зной, а зимой через неё уходит тепло
Поэтому, для вас уже решен вопрос –делать шумоизоляцию потолка нужно, иначе вам не понадобится эта статья. Поэтому если вы уже готовы идти в магазин за материалами -подождите еще несколько минут, мы поможем вам определить количество нужного материала, а так же какие инструменты вам могут пригодиться в работе.
Количество материала
Перед закупкой нужного материала чтобы не ошибиться с количеством, рекомендуем сначала измерить площадь потолка в машине:
- Или, вообще, можно демонтировать штатную теплоизоляцию, после чего расположившись на полу, замеряете ее площадь при помощи рулетки
- Имея точные размеры площади потолка, а так же размеры листов вибро- и шумоизолирующих материалов, уже можно рассчитать необходимое количество для выполнения работ своими руками
Совет: Как показала практика, лучше приобретать материал необходимо с небольшим запасом (чуть больше, на выкройку, подгонку, ребра, изгибы и ошибки).
Инструменты и материалы
Инструменты, которые нужны при шумоизоляции крыши машины:
- Строительный (тепловой) фен (Если применяемый материал требует нагрева при установке)
- Прокаточный валик
- Средство для обезжиривания
- Чистая ветошь (которая не оставляет после себя ворсинок)
- Нож (сапожный лучше)
- Ножницы
- Щетка, сметать мусор
- Рулетка
- Шпатель
Инструменты для снятия и прикрепления потолка:
- Набор отверток (чтоб присутствовали и шлицевые и плоские)
- Нить капроновая (длиной 5-6метров и диаметром 4миллиметра)
- Ремонтный комплект для потолка
- Саморезы автомобильные
- Акцент 10 мм
- Битопласт 5-10 мм
- Визомат МП
Порядок шумоизоляции потолка
Инструкция предписывает такой порядок действий:
- Первым действием вам нужно демонтировать потолок в машине, требуется снять все крепежные детали, которые перекрывают доступ к потолку салона машины, и с Вторым действием снимается заводская шумоизоляция, после чего зачистите остатки клея, и куски прилипшего материала
- Затем поверхность обезжиривается
- Следующем этапом наносится слой виброизоляции
- Затем наносится слой шумоизоляции
- После чего собирается крыша обратно
Первый этап
Сначала убираются все мешающие изнутри салона детали:
- Так с лобового стекла, например, снимаются все дополнительные аксессуары – сигнализация, видео регистратор, антенна и прочие
- Затем с потолка следует снять зеркало заднего обзора и солнцезащитные козырьки, потом плафон освещения
- С потолочной обшивки по периметру снимаются все пассажирские ручки, а так же пластиковые накладки, расположенные на передних стойках, потом накладки с боковых и задней стойки освобождаются в верхней части, приспускаются резиновые уплотнители на дверях, и верхней части кузова
- Зачастую автолюбители делают шумоизоляцию потолка не снимая стекол
- Другие считают, что подобная процедура практически нереальна
- Шумоизоляция крыши эффективно подразумевает снимать стекла
- Сняв лобовое стекло обнаруживаем доступ к обивке потолка в салоне автомобиля с передней стороны и к крепящим её металлическим скобам, держащим натяжной потолок в машине по периметру
- Сняв скобы по всему потолочному периметру часть дуг отвалится сразу, а остальные будет необходимо ослабить и вынуть крепления по бокам крыши из отверстий. Дальнейшая разборка не вызовет трудностей, поэтому переходим сразу к следующему этапу
- Теперь нам предстоит снимать заводскую шумоизоляцию, после неё зачищается поверхность
- Воспользоваться можно строительным шпателем, которым можно аккуратно содрать остатки клея, а так же остатки материала
- Затем протирается ветошью вся обрабатываемая площадь потолка, при этом удаляется пыль, и обрабатывается обезжиривателем поверхность
- Уайт-Спирит лучшее средство в качестве обезжиривателя
- Примечание: Всю обрабатываемую поверхность следует зачищать целиком и очень тщательно, иначе в плохо очищенном точке при оклейке вибропластом, получится воздушный пузырь
Первый слой
Рекомендуемые материалы на крышу первым слоем
С этим этапом у вас не должно возникнуть никаких затруднений:
- Первым слоем специалисты рекомендуют класть Визомат (фото вверху), он великолепно себя зарекомендовал для обработки именно таких плоских поверхностей
- Автолюбители применяют и другие вибродемпферы, например вибропласт Silver либо Gold
- Все равно материалом покрывается 80-100%площади всей свободной поверхности, находящейся между ребер жесткости
- На стыках листов материала надо клеить его внахлест
- Очень часто, поперечные ребра жесткости, при соприкосновении с металлом крыши, дают звонкий стук при движении по кочкам
- Чтобы устранить подобные звуки, их можно заклеить полосками из любого виброфильтра
Второй слой
Материал идущий вторым слоем
Со вторым этапом тоже всё просто:
- Из поглощающих шум материалов специалистами рекомендован Акцент 10миллиметров, вообще лучше брать потолще
- Акцентом оклеиваем все ровные участки
- Поперечные ребра жесткости, и те которые расположены по периметру, лучше оклеивать Битопластом 5 либо 10 миллиметров, тут все зависит от расстояния между ребрами и обивкой потолка
- Крепления ручек, места под плафоны и другие будет лучше проклеить Битопластом 5 миллиметров, иначе при установке на место и затягивании крепежа, обшивка на потолке может покоробиться
- Вообще технология обработки потолка очень схожа с обработкой салона
- Единственным отличительным условием является то, что наклейка шумопоглотителя осуществляется, после снятия защитной пленки, сразу прикатывается валиком
- При выполнении процедуры шумоизоляции желательно найти себе помощника
Сборка крыши
Последним этапом работы, собирается обратно потолок:
- Ваша задача заключается в восстановлении изначального вида потолка, как до разборки
- В процессе снятия вы уже получили некоторый практический опыт, поэтому сборка всех элементов потолка обратно должна пройти без особых затруднений
- Однако, установка некоторых элементов крыши может не получиться с первой попытки
- Например, у вас может возникнуть распространенная ситуация, зачастую дуги могут не фиксироваться в их вертикальном положении, поэтому при малейшем прикосновении начнут падать
- Подобную проблему возможно решить таким способом — уплотнить наклеив третий слой из остатков «шумки» вдоль крыши
- После этого, из-за более крепкого поджатия дополнительными слоями «шумки», ваши дуги будут намного прочнее крепиться в их рабочем положении
- Прежде чем закрепить потолок на авто, вам необходимо будет убедиться, что все отверстия крепежа зеркал заднего вида, а так же плафонов освещения, и солнцезащитных козырьков, ручек в натянутом потолке, совпадают с установочными отверстиями, сделанными в кузове
- Когда отверстия совпадают, ставьте металлические скобы, крепящие потолок, в такой последовательности: передняя часть, боковые стороны (двери передние, двери задние), и в конце задняя часть кузова
- После этого проверьте отсутствие волн и складок на натяжном потолке
- Затем возвращаем на места ветровое стекло и боковые окна
- Здесь вам тоже не обойтись без помощника
- Следует хорошо промыть резиновые уплотнители, затем ставить их на место
- Вставляется лобовое стекло обратно с помощью капронового шнура, лучше посмотреть видео этой процедуры
- При установке боковых стекол нужно усиленно использовать мыло, им стоит промазывать шнур, а так же резиновые уплотнители, и сам оконный проем
- Стекла так же вставляются с использованием капронового шнурка
В заключение
Теперь как сделать звукоизоляцию на крыше вы знаете сами, безусловно, очевидный вывод — польза от шумоизоляции крыши несомненно имеется:
- Весьма приятными плюсами от подобной процедуры есть ощутимое понижение уровня шума с улицы и заметное улучшение теплоизоляции внутри салона
- В изолированном от посторонних шумов автомобиле водитель испытывает ощущение настоящего комфорта, что очень ценится, теми водителями, которым приходится совершать поездки на длинные расстояния
- Конечно только вы решаете, так ли нужна изоляция вашему потолку, и цена в которую она вам обойдется
Желаем вам успехов и наслаждения тишиной в салоне.
Как сделать в машине потише: опыт «За рулем»
Когда-то владельцы Самар и «десяток» покупали что-то похожее на шумоизоляцию и сами клеили это на машины. Тогда казалось, что эффект был заметным. Сегодня откровенных «погремушек» не стало даже в бюджетном В‑классе. И по гаражам за самостоятельным тюнингом сидят единицы. А поскольку дело перешло на цивилизованные рельсы, нюансов стало больше: не всё так просто, как казалось «самоклейщикам» в девяностых годах.
Для доказательства эффективности современных технологий мы замерили на Дмитровском автополигоне шумы в двух седанах Toyota Camry. Машины новенькие, из салона, в одинаковых комплектациях и на одинаковых шинах. Первая — целиком в заводском варианте. Над второй два дня трудилась команда мастеров. Ее полностью обклеили вибро- и шумоизоляцией, включая даже капот и пол багажника. Процесс подготовки машины показан на фотографиях.
Шумы и вибрации
В салон проникают два вида шумов. Первые — структурные, их еще можно назвать ударными. Толчки выбоин по колесам передаются на элементы подвески и от них расходятся по кузовному железу. Воздушные или аэродинамические шумы идут от набегающего на машину воздуха и образующихся завихрений. Бороться с каждым типом нужно по-своему.
Структурные «помехи» убирает виброизоляция. Ее клеят первым слоем на голый металл кузова. Непосредственно с железом контактирует мастика. Некоторые модели матов имеют только мастику. Это полумера, позволяющая добиться минимального эффекта. Лучше мастично-битумная изоляция, и у нее есть разные варианты. Обычно к ней добавляют один слой фольги. Российский производитель Comfortmat в серии Extreme использует два.
Что и как делали
«Дубовую» изначально виброизоляцию нагревают в специальной печи примерно до 60˚С. Она становится мягкой, способной принять форму пола. Материал тщательно прикатывают валиком. Вот тут принципиально важна работа мастера! Прогонит халтуру, приклеит плохо — и даже самая крутая «шумка» сможет работать от силы процентов на двадцать от возможностей. Хорошие руки гарантируют 60–90% эффекта.
Мастика после остывания сохраняет микроподвижность, и низкочастотные шумы металла в ней частично вязнут. Затем слой фольги отражает свою долю шумов. Следующий за ним битумный слой после понижения температуры до комнатной затвердевает и играет роль панциря. Наконец, финальный аккорд — за наружной фольгой.
Такой пирог, по словам производителя, снимает до 50% шумового эффекта в салоне. Плюс попутно дает даже небольшое увеличение жесткости кузова за счет окаменевшего битума. Используется «экстремальный» уровень виброизоляции для пола салона и багажника, моторного щита и колесных арок. Это наиболее вибронагруженные места. И — самые низко расположенные.
А можно потолще?
На расположенные выше панели кузова столь тяжелые материалы не кладут. На дверях это может обернуться чрезмерной нагрузкой на петли, и, как следствие, провисанием створок. Для крыши нагрузка тоже может оказаться великоватой, хотя и не до такой степени, чтобы дать, к примеру, ухудшение управляемости. Да и надобности нет. Исключение — тюнинг под крутой автозвук. Тогда двери и потолок тоже пичкают по максимуму. Зачастую с использованием тяжелых битумных моделей.
Если приводить в пример материалы той же фирмы Comfortmat, то при толщине напольной «вибры» в 3,5–6 мм на остальные элементы будет достаточно 1,5–3 мм в зависимости от желаемого финального эффекта. Битумного слоя в них не предусмотрено, греть перед нанесением не нужно.
Вторым слоем кладется материал против средних и высоких частот. Принцип работы у материалов отличается: одни поглощают звук, другие отражают, третьи — с дополнительным термоэффектом, помогают удерживать тепло и прохладу в салоне. В составе встречаются войлок, резина, мембрана, фольга, мастики. Иногда кладут в два слоя разные по функционалу модели, чтобы они дополняли друг друга. Маты шумоизоляции легче, чем виброизолирующие, но при этом намного толще — до 15 мм.
Шумоизоляцию кладут на весь салон. Принцип: не пускать звук в салон, а не бороться с ним уже внутри. Хотя отделка интерьера сама «впитывает» часть шумов и помогает окончательно побороть прорвавшиеся раздражители. Ей можно помочь, проклеив изнутри дверную обивку еще и «шумкой» с противоскрипными свойствами. Таким образом, в дверях при максимально насыщенном варианте может оказаться до четырех слоев дополнительной защиты.
Утяжеление оказывается приличным. Полный комплект на бизнес-седан или среднеразмерный кроссовер весит 75–80 кг. Средний уровень — это 50–55 кг. Считайте, постоянно плюс один пассажир в салоне.
Сколько стоит?
Ждете универсальный рецепт? Его нет. Все индивидуально просчитывается в зависимости от модели машины и толщины кошелька. И не только.
Я неспроста привел выше толщину материалов. Отправная точка — сколько позволит упрятать под обшивку конкретный автомобиль. Мастера говорят вот что:
Сложнее всего с BMW: лезет не больше 8 мм. В среднем современные «немцы» позволяют уложить до 10 мм, старые — до 12 мм. Зато с «азиатами» раздолье, можно впихнуть до 20 мм! И лучше этой возможностью пользоваться. Заводская шумоизоляция «европейца» остается заметно лучше, чем «японца» или «корейца» сопоставимой ценовой категории.
Комплект топ-уровня с работой обойдется в 70–80 тысяч рублей. Это ценник не самой жадной специализированной мастерской. Для новой корейской или японской машины ценой 1,5–2 млн рублей такой тюнинг, являясь не слишком разорительным, даст очень заметный эффект.
А если бюджетно?
Бюджетные автомобили небесполезно «шУмить» частично. Потратите всего тысяч пятнадцать, но ощутите разницу с заводским исполнением. Если ограничены в бюджете, заказывайте только двери и колесные арки. С последними есть нюанс: обрабатывать нужно всё вокруг.
На сами арки кладется не меньше 4 мм виброизоляции, на подкрылки — шумоизолятор. Плюс «вибра» на внутреннюю поверхность передних крыльев. Дело в том, что они при езде дают резонанс по маршруту крыло — передняя стойка кузова — салон.
А если конкретно?
Лучше всего доработки проявляют себя на седанах. Перфекционисты могут потратиться на обработку задней полки. Диван служит хорошей преградой на пути звуков из багажника, а вот перемычка под задним стеклом с этой точки зрения чисто символическая.
Сложнее с пятидверками, им требуется больше шумопоглотителей. Опять же, в идеале, пол багажника и нишу запаски придется обработать — как и весь остальной пол. У седанов с багажником можно не заморачиваться.
Хуже всего с рамными внедорожниками. Без тяжелой и толстой виброизоляции кузова — никуда. Точечно работать с местами крепления кузова к раме бесполезно.
Что дает основной источник шума, думаю, подсказывать не нужно. Колесные арки! Даже на породистых «немцах». Про «бюджетников» и Азию даже не говорю: там всё слышно, словно окна открыты.
Вот про музыку подробнее
Немало аудиоинформации идет через двери. Профи говорят, что пользу почувствуешь от каждого вложенного рубля. Побочным эффектом станет лучшее звучание музыки (колонки-то у всех стоят в дверях). Если поработать особенно хорошо, может сложиться впечатление, что звук стал проникать в салон «этажом выше» — через стекла. Для них есть соответствующие шумопоглощающие пленки. Говорят, они могут сработать лучше, чем заводские двойные стеклопакеты!
Сильно резонирует на ходу пол. Его надо оклеивать целиком, причем для машин из Азии, как говорят мастера, это обязательная программа для достижения хорошего результата.
Крыша — тоже, но тут уже зависит от машины. Например, мои собеседники вспомнили про BMW X5 предыдущего поколения. У него, в отличие от одноклассников тех же лет, верхний лист кузова дрожал сильнее, а потому для достижения наилучшего результата требовал большей оклейки.
Капот почти не дает эффекта. Исключение — некоторые азиатские машины и дизельные модификации.
Не ожидал услышать рекомендацию «шУмить»… жабо под ветровым стеклом! Причем особенно полезна процедура для европейского премиума. Стеклоочистители порождают сильные завихрения воздуха, а пространство под нижней кромкой ветрового стекла обширное. Получается эффект звука в пещере, особенно заметный в непосредственной близости от салона. Туда кладут и вибро-, и шумоизоляцию.
Еще более удивительный факт: через стойку ремня безопасности в салон может проникать очень существенная доля шумов. Для борьбы с ними закладывают внутрь квадраты из поролона или войлока. Их иногда применяют и на заводах. «Закладки» снижают скорость потока воздуха в полостях. Для тех же целей применяется пена.
А как на заводе?
Не раз на презентациях инженеры ведущих автоконцернов хвалились: смотрите, материалы наклеены точечно, а не сплошным слоем, а машина стала тише. Выходит, тюнинг — это просто перерасход изоляции?
Действительно, мощь лабораторий и опыт спецов позволяют точно вычислить проблемные места и ликвидировать их. Однако эффект обычно достигается только на разрешенных, «сертификационных» скоростях. Ну или в строго нужных точках замеров. Нынче ведь всё несложно просчитать. А качественный тюнинг будет чувствоваться всегда. В том числе на автобанных скоростях. Или, к примеру, сумеет полностью забить гул от шипов зимой.
Не будем забывать о том, что автостроители ведут войну за каждый грамм массы и экономят на всем. Плюс особенности конвейерной сборки. Там тщательно прикатывать материал некогда, посему битумная «вибра» практически не используется, берут только мастичные материалы. Некоторые марки перешли на напыляемую защиту. Специалисты по тюнингу невысокого мнения о ее способностях, но рады тому, что перед доводкой машины заводской слой легко соскоблить.
Подводные камни есть?
На рецепт для конкретной машины влияет масса факторов. В первую очередь, изначальная конструктивная проработка. Или комплектация. В зависимости от уровня оснащения, бывает, отличается не только площадь матов под обивкой, но и одинаковые с виду узлы. Например, в одной и той же подвеске могут стоять или отсутствовать виброопоры рычагов и подрамника. А они сильно влияют на восприятие автомобиля в движении, с ними подвеска становится мягче и тише. Значит, и на дополнительную шумоизоляцию можно потратить чуть меньше.
Заранее не предскажешь, что и как сработает на незнакомой машине. Несколько примеров, которые вспомнили установщики.
На седане Infiniti Q50 эффект вдруг оказался выше, чем на массовом Hyundai Santa Fe с тем же комплектом материалов. На Мерседесе GLS после дорогого комплекса вдруг полез в салон звук дизеля. Кузов стал жестче, выросла вибронагруженность лонжеронов, и пошел резонанс. Пришлось добавить виброизоляции на лонжероны.
На Mitsubishi Pajero Sport нельзя клеить жесткие материалы на пол — начинается большая тряска от дизеля.
Вообще есть проблема: после качественной шумоизоляции могут проявиться звуки, которых прежде было не слышно. Чаще всего это «сверчки» в салоне. Поэтому пользуется спросом дополнительная антискрипная доработка. Тут никаких космических технологий, помогает клей — просто для проклейки или для крепления небольших кусочков поролона. А денег за это берут порой даже больше, чем за обильную шумоизоляцию! Ничего не попишешь: хирургическая, трудоемкая работа. Как в анекдоте про автослесаря: удар молотком — 100 рублей, а 5000 за то, что я знаю, куда нужно ударить.
Итоги
И вот — выезд на скоростное кольцо полигона. Микрофон шумомера «Ассистент» SIU V1 закрепили в районе головы водителя. На скоростях 60, 90 и 110 км/ч стандартная машина показала уровень шума в 66,7, 71,1 и 74,3 дБ соответственно. Могло быть и меньше, но асфальт на скоростном кольце шершавый и вдобавок изобилует дефектами. На каждый стук колеса прибор чутко реагирует. Поэтому даём ему минуту на накопление статистики, и затем уже акустик рассчитывает среднее значение.
Доработанная Camry на трех выбранных скоростных отметках оказалась тише на 2,8, 3,6 и 3,9 дБ соответственно. Эффект есть, и он растет с увеличением скорости. Для трассовой эксплуатации дополнительная «шумка» будет полезна. Для уха человека разница велика и без подтверждения прибором. Еще один важный плюс шумоизоляции: она не только снижает общий фон, но и эффективно ликвидирует пики, то есть особенно выделяющиеся звуки.
Результаты измерений «За рулем»
Общий уровень звукового давления в районе головы водителя, дБ