Писатель умерший от блинов

Писатель умерший от блинов

Иван Андреевич Крылов. Легенда о блинах

На протяжении долгого времени считалось, что знаменитый баснописец Иван Андреевич Крылов умер от того, что объелся блинами. Эта причина смерти указывается во многих биографиях поэта. Между тем это не более чем миф, а причина смерти Крылова иная. Вообще, Крылова можно назвать человеком-загадкой. Его биография довольно противоречива. О нем еще при жизни ходило множество легенд, некоторые из которых литератор поддерживал сам. Причем легенды, как ни странно, рисуют его не с лучшей стороны, между тем как многое, что описывалось в них, как выяснилось, не совсем соответствовало действительности.

Так можно ли разобраться, что являлось правдой, а что вымыслом, и от чего в действительности умер Крылов?

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве. Его отец был военным, офицером, выслужившимся из солдат. Детство мальчика прошло на Урале и в Твери. В 1774 году отец вышел в отставку и некоторое время занимал должность председателя губернского магистрата.

После того как отец умер, мать переехала в Петербург в надежде добиться пенсии, но это ей не удалось. Оставшись почти без средств к существованию, она была вынуждена сама зарабатывать на хлеб себе и содержать сына, поэтому нанималась на поденную работу в богатые дома. Для того чтобы свести концы с концами, мать устроила мальчика на службу. Он получил должность писца в канцелярии в Казенной палате. К тому времени Ивану еще не исполнилось и 15 лет.

Читайте также:  Сковорода с формами для блинов

Об образовании Крылова также ходит немало легенд. Где он получил образование и каким оно было? Он умел читать и писать, раз его взяли на должность писца. Когда речь заходит о том, где и чему он учился, приводятся противоречивые сведения. В некоторых биографиях указывается, что он был ленив, учился очень плохо, не проявлял способностей ни к какой науке. Упоминается, правда, что он научился говорить по-итальянски и играть на скрипке. Однако в других источниках говорится, что он прекрасно владел четырьмя иностранными языками и, хотя из-за службы не мог посвящать достаточно времени учению, был очень способным молодым человеком, много читал и с настойчивостью и упорством занимался самообразованием.

Литературным творчеством Крылов начал заниматься довольно рано. Уже в 1782 году он написал комическую оперу «Кофейница», а в период с 1786 по 1788 увидели свет комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники», трагедия «Филомена». Автору в то время еще не исполнилось 20 лет. Поэтому нет ничего удивительного, что первые сочинения Крылова постигла неудача: их не печатали и не ставили в театре.

В 20 лет молодой человек уже издавал собственный журнал под названием «Почта духов». Такое странное, на первый взгляд, название, было выбрано потому, что журнал был построен в виде своеобразной переписки волшебника с духами.

Вскоре журнал был закрыт, по одной из версий – цензурой за чрезмерно радикальную направленность, по другой – сам закрылся из-за того, что у него оказалось всего-навсего 80 подписчиков. Однако, прежде чем закрыться, журнал просуществовал 8 месяцев, а Крылов приобрел ценный опыт, который пригодился ему в будущем.

Неудача не обескуражила начинающего литератора. Он продолжал пробовать свои силы в литературе. Примерно в то же время появились его первые басни. Но и они прошли незамеченными.

В 1792 году Крылов совместно с А. И. Клушиным, И. А. Дмитриевым и П. А. Плавильщиковым основал журнал «Зритель», но и он просуществовал всего несколько месяцев, возможно, из-за событий тех лет, происходящих в Европе, в частности, революции во Франции. Многие журналы и газеты в Российской империи были признаны вредными и запрещены. В типографии «Зрителя» произвели обыск, за самим Крыловым пристально наблюдала полиция.

Журнал действительно имел политическую направленность, в нем обсуждались наиболее актуальные темы, иначе его просто не стали бы читать. А читателей у «Зрителя» было несколько больше, чем у «Почты духов». Но, опасаясь ссылки, Крылов был вынужден подчиниться и закрыть журнал. А так как он являлся владельцем типографии, которая была практически его единственным источником средств к существованию, он вскоре возобновил выпуск журнала, переименовав его в «Санкт-Петербургский Меркурий». Против этого издания цензура уже не возражала.

Все это время Крылов не переставал писать, но его сочинения практически не публиковались. Наконец Крылов принял решение закрыть журнал и отправился путешествовать. Несколько лет он ездил по провинциальным городам, побывал в Саратове, Тамбове, Нижнем Новгороде, затем направился на Украину. На что же он жил все это время? Те, кто знал его хорошо, утверждали, что он увлекся картами, начал играть, и ему стало неожиданно везти в игре настолько, что он выиграл крупную сумму, достаточную для путешествия. Он действительно играл и практически никогда не оставался в проигрыше. Так прошло несколько лет.

Новая страница его жизни началась после того, как он познакомился с князем С. Голицыным, который взял Крылова к себе на службу сначала в качестве личного секретаря, а вскоре назначил учителем своих детей. Крылов преподавал своим ученикам основы русской словесности, иностранные языки и игру на музыкальных инструментах, а в свободное время продолжал писать. В этот период из-под его пера выходили в основном пьесы, которые настолько нравились Голицыну, что по его приказу ставились в его домашнем театре. Наибольший успех имела пьеса «Триумф, или Подщипа», высмеивавшая чрезмерное увлечение императора Павла I прусской культурой, модой и методами ведения войны. Крылов сам сыграл в ней главную роль.

После дворцового переворота 1801 года, когда к власти пришел Александр I, положение Голицына изменилось. Князь был назначен на должность генерал-губернатора Лифляндии (так называли местность, располагавшуюся на территории современных северной Латвии и южной Эстонии и в то время относящуюся к Германии), и Крылов в качестве личного секретаря и правителя канцелярии в течение 2 лет служил в Риге, после чего вышел в отставку.

К этому времени в Петербурге наконец-то была поставлена одна из многочисленных пьес Крылова под названием «Пирог», которая имела успех. Ободренный этим, Крылов переехал из Серпухова, где он жил у своего брата, Льва Андреевича Крылова, офицера Орловского мушкетерского полка, в Петербург и решил все время посвятить литературной деятельности. В этот период он написал еще 2 пьесы – «Модная лавка» и «Лентяй». Но подлинного успеха на литературном поприще он все же достиг благодаря своим басням.

Серьезно Крылов стал заниматься баснями еще тогда, когда служил учителем у Голицына, сделав перевод нескольких басен Лафонтена. Переехав в столицу, он показал две из них – «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста» – Ивану Ивановичу Дмитриеву, поэту и баснописцу, уже добившемуся признания. Дмитриев высоко оценил перевод и заявил, что Крылову нужно писать именно басни, а не пьесы. Однако сам Крылов в то время не обратил на совет никакого внимания – он все еще был увлечен театром. Но именно тогда и состоялось рождение Крылова-баснописца. Ему было в то время 37 лет.

Крылов продолжал писать пьесы, в которых высмеивал приверженность аристократии теперь уже к французской культуре, языку и слепое подражание парижской моде и манерам поведения («Модная лавка» и др.). Эти пьесы имели успех, ставились в столичных театрах, даже при дворе. Однако одновременно он начал писать и басни, которые с удовольствием публиковали, так как Крылов был уже довольно известен.

В 1809 году вышел первый сборник басен Крылова, благодаря чему автор за очень короткое время стал невероятно популярным. К тому времени он уже перестал писать пьесы для театра и сам поверил в то, что именно басни являются его настоящим призванием.

Поначалу он только переводил произведения Лафонтена («Стрекоза и муравей», «Волк и ягненок» и др.), но со временем стал находить и собственные темы для произведений, в основном на злобу дня («Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк на псарне»). За всю жизнь он создал более 200 басен.

Крылов достиг славы и богатства, но продолжал писать до последних дней жизни. Он был окружен всеобщим уважением, его творчеством восхищались, а книги расходились огромными тиражами. В. Г. Белинский, один из самых авторитетных критиков того времени, утверждал, что в русской литературе имеется лишь четыре классика: Державин, Пушкин, Грибоедов и Крылов.

В силу того, что о раннем периоде жизни Крылова было известно очень мало, о его жизни стали рождаться самые различные слухи, которые Крылов не только не опровергал, но иногда даже поддерживал. Так, он говорил, что очень ленив (что едва ли было правдой) и неряшлив.

Несмотря на официальное признание, он продолжал работать: с 1810 года он служил помощником библиотекаря, а затем и библиотекарем в Императорской публичной библиотеке. Кроме того, Крылов был избран членом Российской академии и получил золотую медаль за литературные заслуги. Его произведения неоднократно переиздавались, каждый раз все большим тиражом. Наконец, в 1830 году, после того как вышло восьмитомное собрание его сочинений, Николай I произвел его в статские советники. Значительная пенсия позволяла ему безбедно жить до конца своих дней.

Во второй половине жизни главным удовольствием Крылова стали изысканные лакомства. Из-за невоздержанности в еде у него были серьезные проблемы со здоровьем. Он сильно растолстел, даже обрюзг, и превратился в того Крылова, портрет которого знаком каждому русскому человеку с детства. Однако мало кто внимательно рассматривал его лицо, а между тем, внимательно изучив портрет, можно сделать вывод, что жизнь этого человека не всегда протекала спокойно, у него случались взлеты и падения, он также познал разочарования и, возможно, увлекался не только игрой и обжорством, но был подвержен и другим страстям.

Как бы то ни было, несмотря на проблемы со здоровьем, Крылов прожил 75 лет. Он умер не от обжорства, а от воспаления легких, что подтвердил его лечащий врач Ф. Галлер.

Узнав о смерти Крылова, великий князь Н. М. Романов заявил, что баснописец, вероятно, «сделался жертвою обычной неумеренности в еде», что и послужило причиной появления легенды о блинах.

Перед смертью Крылов приказал раздать всем, кто придет на его похороны, по экземпляру его нового издания басен на память, что и было исполнено.

Источник

Нелепые причины смерти известных писателей

Приступы смеха, раствор для чистки эполет и загадочный колпачок от глазных капель

Судьбы творческих людей нередко трагичны и могут служить основой для сюжета нового романа. Однако есть в биографиях известных писателей и откровенно курьезные страницы, иногда нелепой может оказаться даже смерть автора. Мы решили вспомнить трагикомичные случаи ухода из жизни.

Хрисипп (281/278 до н. э. — 208/205 до н. э.)

На самом деле этот древнегреческий старец — видный философ, преемник Клеанфа, систематизировавший принципы школы стоиков, но многим современным читателям он известен только благодаря легенде о своей смерти. Даже двум.

Согласно первой версии Хрисипп выпил неразбавленное вино после занятий, почувствовал себя плохо и «на пятый день расстался с жизнью». Хрупкими созданиями были эти древние греки.

Вторая версия еще занимательнее. Она гласит о том, что ученый муж то ли увидел пьяного осла, то ли предложил дать ослу вино, чтобы «прочистить глотку» (тут версии расходятся), и умер от припадка неконтролируемого смеха.

Пьетро Аретино (1492 — 1556)

То, что смеяться не всегда полезно, доказал и знаменитый итальянский писатель эпохи Позднего Ренессанса. Сегодня Пьетро Аретино называют «отцом журналистики», а современники величали его «бичом государей». Драматург, публицист и сатирик, он мог довести до слез отчаяния или смеха своих читателей, но для него самого веселье оказалось смертельным.

Аретино жил на широкую ногу в собственном дворце, окруженный учениками, нахлебниками и любовницами, не скупился на пиры и, хоть и называл себя верующим человеком, заготовил колкости для каждого из святых. Писатель не хулил разве что Бога, да и то, только потому что «они не общались друг с другом», как считали его знакомые. Умер Аретино столь же экстравагантно, как и жил. Услышав на очередной попойке непристойную шутку, он так рассмеялся, что упал и разбил себе голову о каменный пол.

Александр Радищев (1749 — 1802)

В список странных смертей можно отнести и кончину Александра Радищева, автора знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». В официальных документах сказано, что перенесший сибирскую ссылку Радищев, слабый и больной, «умер чахоткую», однако долгое время бытовала версия о его самоубийстве. Едва ли он покончил с собой, поскольку писателя похоронили по православному обычаю, а вот версия с несчастным случаем кажется состоятельной. Радищев умер скоропостижно и, по свидетельству сыновей, в страшных муках. Скорее всего, он по ошибке выпил «царскую водку» — специальный раствор, приготовленный для чистки эполет старшего сына.

Шервуд Андерсон (1876 — 1941)

Как видите, жертвами нелепых смертей могут оказаться даже уважаемые благоразумные люди. Так, писатель Шервуд Андерсон, чье творчество повлияло на Уильяма Фолкнера, Томаса Вулфа, Джона Стейнбека и Рэя Брэдбери, умер от перитонита, причиной которого стала зубочистка! Видимо, Андерсон увлекся оливковыми коктейлями, которые подавали на корабле, плывущем в Южную Америку, и не заметил, как съел оливку с деревянной палочкой внутри.

Теннесси Уильямс (1911 — 1983)

Еще одной жертвой обстоятельств стал легендарный американский драматург, обладатель Пулитцеровской премии Теннесси Уильямс. Согласно заключению судмедэксперта, писатель умер после попадания в дыхательные пути колпачка от глазных капель. Это и стало официальной версией кончины. Однако талантливый драматург в последние годы жизни терпел все больше творческих неудач и заливал горе алкоголем и наркотиками. Возможно, Уильямс умер от передозировки, а версия с колпачком — не более чем забавная легенда.

Источник

Крылов умер от обжорства: правда ли это

Реальный прототип Обломова – баснописец Крылов был наделён изрядной порцией таланта, большой долей лени и зверским аппетитом, все рассказы о котором являются правдой.

Единственное, что было преувеличением, так это легенда о том, что литератор скончался от обжорства, получив заворот кишок при переедании то ли блинов, то ли рябчиков. В действительности причиной его смерти на 75 году жизни стало банальное двустороннее воспаление лёгких.

Чревоугодие

Миф об экзотической кончине Крылова впервые вырвался из уст великого князя Романова, который, узнав печальную весть, предположил, что баснописец «сделался жертвою обычной неумеренности в еде».

Оснований делать такие выводы было предостаточно, поскольку Иван Андреевич, не стесняясь, никогда и нигде не скрывал своей страсти к еде, о чём красноречиво свидетельствовало его тучное телосложение.

Комфортно вжившись в образ обжоры, он поглощал огромные порции пищи, съедая один столько же, сколько несколько его сотрапезников вместе.

Ожидая к званому ужину Крылова, хозяева заранее продумывали меню с дополнительными блюдами, а он, прежде чем приступить к поглощению яств, озирал стол взглядом и томительно приговаривал: «Не могу… Не могу оскорбить вас отказом!».

Всю жизнь он строго придерживался одного вредного правила – плотно обедать и ужинать, что, конечно, привело к проблемам со здоровьем, к которому Крылов относился весьма легкомысленно.

Заурядное меню

Не имевший ни жены, ни детей, баснописец предпочитал обедать у друзей или в Английском клубе, где вкушал любимые блюда русской кухни: щи, ботвинью, поросёнка под хреновым соусом, гуся с грибами, жирные пирожки, кулебяку, сиг с яйцами, иногда дополняя их устрицами в количестве от 80 до 100 штук. Всё вышеперечисленное съедалось за один присест.

Каждое воскресенье Иван Андреевич ходил обедать к своему товарищу, а по совместительству президенту Академии художеств и министру народного просвещения Оленину, в доме которых все прекрасно знали о львином аппетите гостя и всегда были готовы удовлетворить его.

Однажды на масленицу специально для Крылова они испекли полугречневые блины толщиной в палец и величиной с тарелку, которые он живенько обмазал икрой, съев так сразу 30 штук.

Штрафные макароны

Знакомые Крылова, желая удивить его гастрономический вкус, наказывали своим поварам готовить необычные кушанья, к числу которых в то время относились итальянские макароны.

Как-то отведать их баснописца пригласил граф Пушкин, и Крылов согласился, но перепутав час встречи, опоздал к началу застолья. Явившись к моменту, когда гости за столом угощались уже третьим блюдом, которым, кстати, и были макароны, он был встречен восторженными криками, о том, что ему как опоздавшему, а значит провинившемуся, положена штрафная порция.

Не моргнув глазом запыхавшийся литератор проглотил поданные в глубокой тарелке макароны, а затем начал навёрстывать упущенное в обеде, который по обычаю начинался с супа. Дойдя до третьего, коим оказались опять- таки макароны Крылов снова съел их, приговаривая: «Да что мне сделается! Я хоть теперь же ещё готов провиниться».

Тургеневский обед

Традиционным для Крылова был обед раз в неделю в семье хлебосольного главы медицинского департамента Тургенева, чья повариха исключительно для почётного визитёра готовила всё в четырехкратном размере.

Не любивший разговаривать во время сладостного приёма пищи, писатель с вожделением уплетал жирные и сытные яства, среди которых значились гигантские порции ухи с расстегаями, пироги с разными начинками, наваристая гурьевская каша, огромные телячьи отбивные, сочная жареная индейка и всякая мелочь из солёных огурцов и мочёных фруктов и ягод.

Царское застолье

Обласканный властью, Крылов был постоянным участником официальных царских застолий, однако они очень огорчали страдавшего объедением баснописца. Сокрушавшийся, что на столе куда больше сервировки, чем еды, он был всегда не доволен крохотными порциями.

Налитый в тарелке суп ему казался лужицей, обычные пирожки — орешком, гатчинская форель – мелюзгой, а жульен с трюфелями – какой-то несытной французской финтифлюшкой.

Однажды, взяв по этикету ближайшую к нему ножку индейки, он в одну секунду объел её и, не насытившись, сидел с потухшим взглядом. Заметившая это императрица Мария Фёдоровна велела слугам ещё раз поднести к Крылову птицу, и воодушевленный писатель, дабы не рисковать, взял с подноса всю неразделанную тушку.

Повеселев, он попробовал новомодный апельсиновый десерт с желе, но, не распробовав его вкуса, проглотил фрукт вместе с кожурой.

После этого случая Крылов, являясь на правительственный прием, сразу же усаживался за стол и самостоятельно обслуживал себя, перекладывая в тарелку необходимое ему количество еды.

Однажды на этот счёт ему сделал замечание Жуковский, шепнув на ухо: «Да пропусти хоть одно блюдо, чтобы императрица могла попотчевать тебя!», на что увлеченный писатель парировал фразой: «А вдруг не попотчует?».

Даже несмотря на это Крылов всегда возвращался с царского застолья голодным, и если дома миска квашеной капусты с чёрным хлебом не насыщала его, он непременно отправлялся в Английский клуб.

Английский клуб

Не любивший менять привычек и вообще что-либо преобразовывать в своей жизни, Иван Андреевич на протяжении 35 лет был завсегдатаем Английского клуба, где за ним числилось постоянное место.

Удобно расположившись, он приступал к грандиозной трапезе, а, закончив, вставал, перекрещивался и с довольным голосом констатировал: «Много ли надо человеку?». Затем, имевший обыкновение вздремнуть после сытного обеда Крылов, прислонял голову к стене и засыпал.

Этот ритуал повторялся изо дня в день, из года в год и за это время на стене Английского клуба появилось потёртое пятно, на фоне которого после смерти писателя планировали установить его бюст, но по каким-то причинам не поставили.

Юбилей

Самое большое разочарование в жизни, по словам самого Крылова, он испытал от празднования своего 70-летнего юбилея. Из-за того, что ему постоянно приходилось выслушивать поздравления, кланяться и принимать подарки от многочисленных гостей, он так и не смог полноценно поесть и оценить качество гастрономии.

Раздосадованный этим фактом он целых три года не мог забыть горестного события, сетуя на распорядителей торжества, которые, по его мнению, заметив, что он мало поел, должны были догадаться прислать ему не откушенные блюда на дом.

Источник

Оцените статью