- Зачем умерших людей поминают едой
- Откуда у ритуала ноги растут
- Почему нужно есть кутью, блины и кисель
- Зачем раздавать сладости
- Поминки почему едят блины с медом
- Блины – это не символ солнца, а поминальное блюдо
- Поминальная еда: почему блины являются обрядовым блюдом? (2 фото)
- Блины как элемент свадебного обряда
Зачем умерших людей поминают едой
Поминки – важный обряд не только для живых, но и для мертвых.
Похороны в православии сопровождаются специальными обрядами, одним из которых являются поминки. Их ключевой момент – коллективная трапеза, которую родственники умершего устраивают на кладбище или в доме покойного.
Откуда у ритуала ноги растут
Этот ритуал берет начало со времен Византии, и до наших дней он дошел практически без изменений. Поминки совершаются первый раз сразу после погребения и затем еще трижды: на 9 день после смерти, на сороковой день и на годовщину. Прийти на поминальную трапезу могут все, кто хочет отдать дань уважения усопшему. Далее поминки проходят ежегодно в день смерти человека в семейном кругу после посещения могилы.
Почему нужно есть кутью, блины и кисель
Далеко не в каждой культуре поминальный обряд связан с едой, но в православии принято именно так. Не стоит думать, что поминки – обычная трапеза. Ее цель – отдать дань уважения умершему, вспомнить все хорошее, что было с ним связано и помолиться об упокоении его души. Меню поминальной трапезы достаточно специфичное: кутья, блины с медом и кисель. Кутья – это каша из риса или цельных зерен пшеницы, заправленная изюмом и медом. Поскольку традиция восходит к раннему христианству, то зерна символизируют Воскресение, а мед и изюм – радостную жизнь праведников на небесах. Именно поэтому кутью обязан попробовать каждый, присутствующий на поминках. Также зернами питаются птицы, и у древних славян считалось, что душа умершего сможет вернуться на землю в птичьем образе. Кисель, который также должен выпить каждый, подается в завершении поминок перед уходом. Остальная еда должна быть простой, не праздничной. По церковным правилам нельзя поминать усопшего водкой и крепкими алкогольными напитками, но в современной практике этого мало кто придерживается. Оставшуюся от поминок еду дают с собой уходящим, с просьбой помянуть усопшего еще раз дома или относят в церковь с той же целью.
Зачем раздавать сладости
Иногда родственники раздают на кладбище различные сладости. Этот ритуал также пришел из глубины веков, когда сладкое было редкостью и ценилось высоко. Таким образом люди просили окружающих помолиться за помин души умершего. Очередные поминки совершаются на 9 день в честь 9 ангельских чинов, которые ходатайствуют о помиловании умершего перед Господом. В этот день на поминальную трапезу приглашаются только близкие умершего. Очень важны поминки на 40 день. Они призваны «загладить» грехи усопшего, поэтому на них приглашают всех, кто готов за трапезой помолиться о его душе.
Поминая усопших, не забывайте, что их душам нужна не еда, а молитва и наша память.
Поминки почему едят блины с медом
короче, посмотрел я тут. посмеялся заодно :))) конечно! кутья из риса, да еще и сладкая. рис, он же испокон на российских полях колосится. )))))))) могу сказать, что на самом деле из язычества это. оно успешно ассимилировало с православием. идет еще с тех времен, когда на руси не было блинов и не было хлеба в том понимании какой он сейчас. тогда делали хлЁбово. отсюда и потомка его, хлеба, такое название. блины появились в культуре позже. между ллёбовом и тонкими блинами были как раз каравай и лепешки. но на поминки всегда выкладывали самое лучшее что есть в доме, чтобы поминали добрым словом. а блины, далеко не постное блюдо. это очень богатое угощение. в общем, ноги оттуда. а кутья из РИСА и прочее подобное пришло ясное дело со стороны ну, и плюс, христианство со своими канонами. про огромную площадь заселённую славянскими племенами и своими РАЗНЫМИ обычаями наполненную я вам говорить не буду. это вы точно понимаете :)))
спасибо за развернутый ответ. вы как всегда информативны
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта) , которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма) . По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.Блины это отголоски язычества,первый на окно,второй нищим.
спасибо, очень интересно!
При соблюдении православных традиций обязательны на поминках кутья и блины, которые являются обрядовыми блюдами Блин , как вы пишите,- символ солнца, предполагалось, что в загробном мире усопшему будет светить солнце. Первый блин обычно кладут на окно — для покойного. Второй блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули.Сейчас в ритуале поминок остались только блины и кутья, да и то далеко не все это делают.
Собственно, это не важно. Важно, чтобы друзья и родственники пришли помянуть усопшего и поддержали его семью в горе.
Блины – это не символ солнца, а поминальное блюдо
Спросите любого человека, какой символ Масленицы он знает, – и он непременно вспомнит блины. (Между тем у белорусов и украинцев главным атрибутом Масленицы были вареники со сметаной, да и у русских блины прочно связались с Масленицей лишь в XX веке.) Спросите: «Почему блин – символ Масленицы?», он наверняка ответит что-то вроде: «Блины – символ солнца, а на Масленицу мы пробуждаем весну и солнышко после зимней спячки».
А почему блин – символ солнца? Потому что он кругленький и жёлтенький, а когда только со сковороды – ещё и жаром пышет?
И только-то? Как-то несерьёзно.
Можете мне не верить, но образ блина как символа солнца возник и сформировался в массовом сознании только в XIX веке, благодаря так называемой мифологической школе. Кто не в курсе, это такое направление в этнографии и фольклористике, зародившееся в Германии конца XVIII века с целью объяснить религиозные обряды европейцев. В нём главенствовала солярная теория, согласно которой большинство богов представляют собой олицетворение солнца, да и вообще основное внимание уделяется природным стихиям. Представители данного направления опирались (и это роднит его с так называемой кабинетной мифологией ), в основном, на догадки, потому что на тот момент наука не располагала достаточным количеством материала для исследований.
А в советские годы идею о блинах как символе солнца подхватил небезызвестный академик Борис Александрович Рыбаков – натура увлекающаяся:
Давно уже высказано мнение, что блины являются символом солнца и их изготовление и коллективное поедание отмечало победу дня над ночью, света над тьмой. В русских деревнях IX–X вв. известны круглые глиняные сковородки с зубчатыми краями и с прочерченным ещё по сырой глине крестом, знаком солнца. Вероятно, они делались для выпечки масленичных блинов. Вся небольшая сковорода (диаметр 20 см) с её лучистыми краями являлась как бы моделью солнца.
Ключевые слова здесь: высказано мнение (высказано, не доказано) и вероятно .
В том, что блины – поминальная еда, среди учёной братии, похоже, особых сомнений не было.
Фольклорист Всеволод Фёдорович Миллер прямо писал:
Специальное кушанье масленицы – блины, как известно, – один из специальных атрибутов поминок.
А этнограф Дмитрий Константинович Зеленин в своё время делал вывод о Масленице как о поминальном изначально празднике, основываясь именно на блинах как поминальном блюде:
Масленица была когда-то, как и святки, поминальным праздником. За это, без сомнения, говорит обычная ритуальная еда – блины.
Другой этнограф, Александр Власьевич Терещенко, отмечал:
Набожные женщины едят первый масленичный блин за упокой усопших.
Да и сам я, собственно, сделал однажды любопытное для себя наблюдение. На поминках родственников я бывал не сказать, чтобы редко (и как-то так получилось, что в одном и том же кафе; наверное, в нашем городе традиция такая – заказывать проведение поминок именно там), и всякий раз на этом невесёлом мероприятии подавали блины. Я как-то раз удивился: мол, символ солнца, масленичный атрибут (тогда я думал, что Масленица – чисто солярный праздник) – и на поминках. Возмутился, наверное, даже где-то в глубине души немного – уж как-то не вяжется солнечная атрибутика с душами мёртвых.
Хотите верьте, хотите нет, но введите в строку любого поисковика всего три слова: «Блин – поминальное блюдо» – и система выдаст вам кучу информации от рецептов обрядовой кухни сей направленности до рассуждений на эту тему. А ещё лучше почитайте книгу В. К. Соколовой «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов».
Филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп объясняет использование блинов в качестве поминального блюда их исключительной архаичностью.
Кстати, само слово блин происходит от древнерусского млинъ , обозначавшего еду из перемолотой муки.
Поминальная еда: почему блины являются обрядовым блюдом? (2 фото)
О том, почему блины на поминках подают в обязательном порядке, задумывались многие, кому пришлось побывать на этом печальном мероприятии.
У славян поминки покойного представляли собой своего рода милостыню для души. Тризны на могилах почивших близких устраивались с глубокой древности, еще до прихода христианства.
Обязательными элементами поминального стола также являются кутья (коливо, канун) и кисель. Раньше кутью готовили из ячменя или пшеницы. Сейчас ее варят из риса, добавляя мед и изюм. Зерна символизируют собой воскрешение и вечную жизнь: попадая в землю, они дают всходы и новые растения. Так и душа умершего после захоронения тела снова возрождается к вечной жизни. Сладкая составляющая – мед, изюм выражает собой сладость духовную, которая ожидает в Царствии небесном.
Наши предки отдавали первые блины на помин души нищим, странникам, то есть пришедшим извне. Такие люди считались посредниками, проводниками между реальным и загробным миром. Блин помимо прочего считается символом смерти и загробного мира, пищей, которой можно символически накормить души усопших.
Что касается киселя, то он у славян отличался от привычного нам напитка. Он был сытным, и именно пищей, а не питьем, как сейчас. Основой киселя была специальная закваска на муке. Если вспомнить народные сказки, то их герои нередко упоминают удивительные земли (тот свет), где среди кисельных берегов текут молочные реки.
Блины как элемент свадебного обряда
О том, что блины являются главным символом Масленицы, знают все. Но эта выпечка использовалась славянами не только как элемент поминок, но и свадебных обрядов. Но их отсылка опять-таки поминальная, поскольку невеста «умирала» для своей семьи, как девушка, а потом «воскресала» уже в новой, возрождалась в ином качестве – жены и матери в последующем.
Новобрачных было принято кормить блинами после первой брачной ночи. Еще старинной традицией было угощение блинами новоиспеченного зятя тещей. А молодая жена в шутку должна была пытаться отобрать первый блин, чтобы стать главой семьи. В некоторых местностях невеста сама пекла блины и угощала ими гостей.
Как правильно есть блины)))
Николай Лесков «Железная воля»:
«– Да зачем его жевать, блин что хлопочек: сам лезет; ты вон гляди, как их отец Флавиан кушает, видишь? Что? И смотреть-то небось так хорошо! Вот возьми его за краечки, обмокни хорошенько в сметанку, а потом сверни конвертиком, да как есть, целенький, толкни его языком и спусти вниз, в свое место.
– Этак нездорово.
.
Отец Флавиан спускал конвертиками один блин за другим, и горя ему не было; а Гуго то краснел, то бледнел и все-таки не мог с отцом Флавианом сравняться. А свидетели сидели, смотрели да подогревали его азарт и приводили дело в такое положение, что Пекторалису давно лучше бы схватить в охапку кушак да шапку; но он, видно, не знал, что «бежка не хвалят, а с ним хорошо». Он все ел и ел до тех пор, пока вдруг сунулся вниз под стол и захрапел.Дьякон Савва нагнулся за ним и тянет его назад.
– Не притворяйся-ка, – говорит, – братец, не притворяйся, а вставай да ешь, пока отец Флавиан кушает.
Но Гуго не вставал. Полезли его поднимать, а он и не шевелится. Дьякон, первый убедясь в том, что немец уже не притворяется, громко хлопнул себя по ляжкам и вскричал:
– Скажите на милость, знал, надо как здорόво есть, а умер!
– Неужли помер? – вскричали все в один голос.А отец Флавиан перекрестился, вздохнул и, прошептав «с нами бог», подвинул к себе новую кучку горячих блинков.»
Была такая книга (в старину, 16 век — первое издание), Домострой называлась.
Домострой стал одной из первых книг, посвященных быту и регламентировал жизнь старообрядцев, городских купцов и зажиточных крестьян и других сословий. По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи.
Супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно». Жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.
Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца.
Это для тех, кто вообще не помнит и не знает своих традиций:
Масленица – самый яркий и неожиданный праздник. Его отмечают все славянские народы. И всегда – блинами и киселё . Те, кто рос не в огромном городе-монстре, где всё пропадает в бетоне, шуме и спешке, знает, что блины и кисель – это пища тризная, поминальная. Хороня кого-то из близких, хозяева обязательно жарят блины и варят кисель. Получается, что Масленицей мы провожаем покойника.
Кто же умирает в этот день? Исследователи утверждают – «зима», Мара. Но это значение лежит на поверхности. Чтоб ответить на этот вопрос, давайте вспомним, как жили предки в наших северных широтах. Всю долгую зиму питались тем, что удалось заготовить стремительным северным летом. Магазинов ещё не было, не было и больниц с новейшим оборудованием. Так что зима собирала свою печальную жатву. Очень многие не доживали до весны. Вот всех их, зимних покойников, провожали с миром в первые дни Масленицы.
Пели поминальные песни, пекли блины, варили кисель. Ходили друг к другу в гости, чтоб помянуть других, узнать, кто ушёл из жизни.
Масленица раньше праздновалась не менее двух недель, это потом, когда появилась трудовая повинность, праздник всё сокращали и сокращали. Сегодня уже мы гуляем только три дня.
Важным элементом масленичных гуляний был именно Калинов мост. Его отголоски остались в бое мешками с сеном на бревне. Сегодня сражаются на бревне два человека, а раньше человек старался победить нечистую силу – ряженых. Тот, кому удавалось сбить нечисть, объявлялся масленичным князем. Конечно, таких князей вполне могло быть несколько, поэтому возникало небольшое соревнование между ними. Полный победитель становился князем, остальные – воеводами.
Пока мужчины выясняли, кто сильнее, женщины создавали Мару – куклу из соломы и тряпок. Не просто из ветоши, для чучела использовалась часть одежды умерших этой зимой людей. Всех их женщины оплакивали поимённо, о каждом вспоминали, трудясь над масленичным чучелом.