Праздник осетинских пирогов когда

Легенда об осетинских пирогах

Неотъемлемым атрибутом при обращении осетин к Создателю и высшим силам являются три осетинских пирога. На праздничный стол в осетинском доме подаются три таких пирога, сложенные друг на друга. Они символизируют древо жизни, где корни – это подземелье, ствол – земля и воздух, а крона – небеса. Для молитвы дома пекутся пироги круглой формы, для молитвы на святом месте готовят пироги треугольной формы. В погребальной и поминальной обрядности используются два пирога, это означает нахождение тела умершего в земле, а души — с богами.

Наличие осетинских пирогов позволяет перевести ритуал из профанного, бытового измерения в сакральное. Пироги выполняют функцию древа жизни, потому что на их приготовление идет мука, то есть перемолотое зерно. Используемый для начинки сыр символизирует «жизненные соки», которые протекают по стволу этого дерева. Сам процесс изготовления сыра иллюстрирует такой важный для мифа первотворения мотив, как возникновение из вод океана Мировой горы. Многие из нас наблюдали, как в процессе сквашивания молока из жидкого состояния получается твердая сырная масса. Эти же смыслы несет в себе и ритуальная чаша с пивом, которую держит в руках старший моления.

Ритуальные пироги у осетин бывают трех форм: круглые, треугольные и овальные. Круглые пироги пекутся при обращении основной молитвы к Создателю, Абсолюту — Хуыцау, в честь Мады Майрам (покровительницы женщин) и Сафа (покровителя домашнего очага). Треугольные пироги посвящаются конкретным дзуарам — духам-покровителям (Уастырджи, Уацилла, Аларды и др.). Овальный пирог (гуыл), как правило, печется в единственном числе из остатков теста для ритуальных пирогов в качестве гостинца ребенку, молодой невестке. В этих случаях он не освящается молитвой. Но, например в с. Нар Дигорского ущелья, на праздник Сослана для основной молитвы приготовляется девять пирогов: три круглых, три треугольных и три овальных. Один большой круглый пирог — Артхурон (Огонь Солнцевич) — печется на Новый год.

Читайте также:  Хочу испечь яблочный пирог

Треугольные и овальные пироги никогда не разрезаются ножом, а разламываются руками на произвольные части. Артхурон делится по числу членов семейства и только ритуальные круглые пироги (три или два) разрезаются ножом по определенному правилу в том случае, если они посвящаются Хуыцау. Пироги круглой формы, посвященные Мады Майрам и Сафа, также разламываются руками. Конечной фигурой разрезанных крутых пирогов, посвященных Создателю, является восьмисегментный круг.

Источник

Первый международный фестиваль осетинских пирогов собрал более 50 участников

Во Владикавказе в честь празднования 229-летия Владикавказа 8 июня впервые прошел международный фестиваль осетинских пирогов. О своем желании принять участии в фестивале заявили более 100 человек. Жюри отобрало около 50 конкурсантов, самому юному частнику фестиваля было всего 12 лет.

Во Владикавказе 8 июня в честь празднования 229-летия города впервые прошел международный фестиваль осетинских пирогов. Фоторепортаж корреспондента «Кавказского узла» Эммы Марзоевой.

Как сообщал «Кавказский узел», организаторы первого фестиваля осетинских пирогов решили не ограничиваться лишь Владикавказом и разослали приглашения в районы Северной Осетии.

В столице Северной Осетии с утра лил дождь и организаторы хотели перенести мероприятие на другой день, все-таки решили не откладывать фестиваль. Погода не повлияла на зрительский интерес, на фестиваль приехали не только жители республики, но и гости столицы. Было организовано театрализованное представление, где показаны обычаи предков — например, сцена празднества по случаю рождения наследника в осетинской семье. Перед собравшимися выступили самодеятельные коллективы.

«Сегодня День города и первый раз проводится фестиваль наших национальных традиционных пирогов. Для нас это особенный праздник, исторический. Сегодня здесь очень смелые участники, они приехали со всех сел и аулов республики. Посмотрите, какие здесь экстремальные условия, но они все с радостью и гордостью готовят и угощают гостей», — сказал председатель жюри, гендиректор Центра ресторанного бизнеса и сервиса «Гастроном» Валерий Абиев.

На набережной реки Терек были установлены палатки, в которых готовили участники фестиваля. Для желающих был организован мастер-класс по приготовлению традиционных осетинских пирогов.

По его словам Абиева, среди критериев отбора важную роль также играют быстрота, качество и новизна рецепта.

Судьбу участников решало как компетентное жюри, так и горожане. В одной из палаток были установлены коробочки для голосования.

«Поступило более сотни заявок на участие в фестивале, конкурсный отбор прошли более пятидесяти. На конкурс, прежде всего, мы приглашали обычных жителей республики. Пироги нравятся всем, и туристы, которые сегодня попали на наш праздник, должны это понимать. Вкус — это хорошо, но мы еще придерживаемся сакральных традиций и ценностей», — отметил председатель жюри.

Участие в фестивале приняли не только женщины, но мужчины.

Самый юный участник фестиваля 12-летний Заур Гаджинов из села Батакаюрт рассказал, что печет пироги с десяти лет. Этому его научила мама, которая также присутствовала на мероприятии.

«Больше всего я люблю делать пироги из листьев свеклы. Я пеку их с десяти лет. Мама помогает, когда мне бывает тяжело что-то поднять. Конечно, я хочу выиграть, но пусть победит тот, кто этого заслуживает», — сказал Заур Гаджинов.

Участнице фестиваля Рите Дзампаевой 55 лет. По ее слова, она печет пироги с четвертого класса. «Все хорошо, только дождь немного помешал. Сегодня я пеку пироги с сыром, с листьями свеклы и с мясом. Очень хороший и добрый праздник. Спасибо всем, кто организовал это мероприятие», — сказала Рита Дзампаева.

Любой, кто пришел на фестиваль, мог отведать бесплатно пирогов, а также поесть плов и другие блюда, в том числе национальной осетинской кухни. Одновременно с фестивалем пирогов проходил и конкурс сыра.

«Я считаю, что нужно сделать это мероприятие традиционным, чтобы повысить качество продукции и чтобы была здоровая конкурентоспособность и среди сыра, и среди пирогов. Есть много разных кафе, изготавливающих пироги, и некоторые оставляют желать лучшего. Поэтому надо проводить такие конкурсы, чтобы выявить лучших. Я люблю разные пироги: с сыром, с листьями свеклы, с мясом», — рассказала жительница Владикавказа Тамара Баскаева, которая пришла на фестиваль вместе с семьей.

Дамир Козаев пришел на праздник вместе с другом и сказал, что погода не имеет значения, когда проходит такое мероприятие. «Осетинские традиции без пирогов не должны существовать. Каждый печет их по-своему. Для меня самое главное в пирогах — качество начинки и чем ее больше, тем лучше», — сказал Дамир Козаев.

Вошедшая в состав жюри член женского комитета «Стыр ныхаса» (Высший совет осетин) Зоя Байматова рассказала, что определяли победителей путем дегустации продукции, эксперты оценивали и умение конкурсантов преподнести пироги, некоторые даже разыгрывали настоящие спектакли.

«Тесто у пирогов должно быть тонкое, важную роль играет начинка и внешний вид. Люди работали в экстремальных условиях. Вы видели, какой ливень был, но у всех был оптимистических настрой. Хорошее начало положено. Осетины отошли от своих традиций, от своих обычаев и национальных корней. Нам надо возвращать все это», — сказала Зоя Байматова.

Приз зрительских симпатий получила Рита Зампаева, ей вручили диплом и пылесос. Третье место досталось Заре Цагараевой. За участие в фестивале ей вручили диплом и пылесос. Второе место, диплом «За сохранение традиций в выпечке осетинских пирогов» и телевизор завоевала Мира Баева-Хекилаева.

Победителем фестиваля была признана Лиана Хубаева из Алагира, она получила диплом «За лучшие вкусовые качества осетинских пирогов» и телевизор.

Остальные участники также не остались без подарков, им вручили мясорубки.

Глава Собрания представителей Владикавказа Бэлла Икоева сказала, что этот фестиваль станет традиционным.

«Для нас три пирога — это символ жизни, радости. Я думаю, что со временем это станет брендом Осетии. Но я предлагаю еще несколько брендов — это дзыка (дзыкка относится к блюдам осетинской кухни. Она напоминает кашу желтоватого цвета и варится из сметаны (иногда сливок) и пшеничной или кукурузной муки. Некоторые добавляли в сметану ещё и свежий осетинский сыр и осетинское пиво). Я думаю, что у нас получится», — сказал Икоева.

Напомним, конкурсы осетинского пива и сыра проводятся во Владикавказе с 2010 года.

Автор: Эмма Марзоева источник: корреспондент «Кавказского узла»

Источник

Во Владикавказе пройдет всероссийский фестиваль осетинских пирогов

ВЛАДИКАВКАЗ, 11 сентября. /ТАСС/. Всероссийский фестиваль осетинских пирогов и сыра пройдет во Владикавказе 21 сентября. Об этом сообщила журналистам пресс-служба комитета по делам печати и массовых коммуникаций Северной Осетии.

«21 сентября 2019 года во Владикавказе в рамках празднования Дня города и Дня республики пройдет фестиваль осетинских пирогов. Фестиваль осетинских пирогов проводится уже шестой раз, мероприятие традиционно проходит на набережной реки Терек», — говорится в сообщении.

В статусе всероссийского фестиваль пройдет впервые в этом году. Гости праздника смогут не только отведать осетинские пироги, но и узнать об истории и традициях осетинского народа. Для них также будут организованы мастер-классы. В рамках фестиваля пройдет конкурс, где свое мастерство в приготовлении главного осетинского блюда продемонстрируют участники со всей Осетии.

Вместе с фестивалем осетинских пирогов на набережной Терека также пройдет фестиваль осетинского сыра. Кроме того, 2018 года к фестивалю присоединился и конкурс осетинского пива «Ирон баганы», который тоже пройдет в рамках праздничных мероприятий в этом году. Городской этап конкурса состоится 21 сентября, а финал намечен на 4 октября. Ранее фестивали-конкурсы традиционного осетинского напитка прошли во Франции и Турции.

Организатором фестиваля осетинских пирогов является директор Владикавказского торгово-экономического техникума Валерий Абиев при поддержке администрации местного самоуправления Владикавказа.

Источник

Комитет по делам печати и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания официальный сайт

21 сентября 2019 во Владикавказе в рамках празднования Дня города и Дня Республики пройдёт Фестиваль осетинских пирогов. Фестиваль осетинских пирогов проводится уже шестой раз, мероприятие традиционно проводится на набережной реки Терек по ул.К.Кесаева.⠀

В этом году Фестиваль впервые пройдёт в статусе всероссийского. Его можно назвать визитной карточкой праздничных мероприятий, так как он всегда собирает большое количество людей, в том числе гостей города, привлекая событийных туристов со всей России. Организатором фестиваля выступает директор Владикавказского торгово-экономического техникума Валерий Абиев при поддержке АМС г.Владикавказа.

В ходе празднования гостям предлагается не только отведать осетинские пироги, но и узнать об истории и традициях осетинского народа. А в ходе мастер-классов на фестивале каждый желающий сможет попробовать себя в готовке осетинских пирогов. В рамках фестиваля пройдет конкурс, где своё мастерство в приготовлении главного осетинского блюда продемонстрируют участники со всей Осетии.

Вместе с фестивалем осетинских пирогов на этой же площадке пройдет фестиваль осетинского сыра. Заявки на участие в фестивале-конкурсе осетинских пирогов и осетинского сыра можно подать по номеру телефона +7(918)823-8368 (Ирина).

Всем участникам организаторы предоставят необходимые условия: палатки и столы. Помимо этого, участникам фестиваля осетинских пирогов будут заготовлено сырье и печки, а при необходимости в помощь будут выделены волонтеры.

С 2018 года к фестивалю присоединился конкурс осетинского пива «Ирон баганы», который пройдет в рамках праздничных мероприятий и в этом году. 21 сентября состоится городской этап конкурса, а финал намечен на 4 октября. Ранее, в августе, фестивали-конкурсы осетинского пива прошли во Франции и Турции, что подтверждает высокий интерес к традиционному осетинского напитку во всем мире. Для участия в городском этапе конкурса можно обратиться по номеру телефона +7(960)401-2693 (Лариса).

Источник

Как поделить пирог

Сам же фестиваль, организованный мэрией и Владикавказским торгово-экономическим техникумом, приобрел большой размах — его посетило более шести тысяч человек, были даже гости из Турции. Кроме дегустации любимых блюд любой желающий мог под руководством опытных кулинаров сам испечь пирог и тут же угостить им друзей.

— На мой взгляд, уникальность этого события в том, что на одной площадке собирается вся республика: предприниматели, фермеры, преподаватели и студенты вузов, местные жители. Они приходят не только отдохнуть, но и узнать что-то новое об осетинских кулинарных традициях, — говорит руководитель техникума и один из организаторов мероприятия Валерий Абиев.

По словам экспертов, именно приобретение фестивалем федерального статуса даст толчок тому, чтобы специально созданный союз предпринимателей республики (он назван «Алания продукт») наконец-то получил патент на бренд «Осетинские пироги». По уставу в организацию могут входить только те бизнесмены, которые работают на территории Северной Осетии. Речь идет в первую очередь о лицензии на производство продукта с закрепленным наименованием места происхождения товара.

В Союз производителей «Алания продукт» вошло уже восемь компаний, но данный список, вероятно, будет стремительно расширяться. Здесь занимаются подготовкой документации, необходимых условий и требований для регистрации бренда «Осетинские пироги».

— Создание продуктов с закрепленным наименованием места происхождения товара — это часть федеральной политики, направленной на популяризацию и защиту региональных брендов, — поясняет омбудсмен по защите прав предпринимателей Северной Осетии Тимур Медоев. — Примеры существования таких продуктов в России есть, и они хорошо известны: «Вологодское масло», «Тульский пряник» и «Адыгейский сыр». В РСО — Алания предприниматели уже пытались получить патент на бренд «Осетинские пироги», которые являются традиционным национальным блюдом. Для этого требуется заключение минсельхоза России. Однако с его выдачей возникли сложности. Дело в том, что сами по себе осетинские пироги стали массовым продуктом, который успешно производят во многих регионах. Соответственно предприниматели данных территорий выступают против создания закрепленного наименования места происхождения товара, потому что в таком случае они не смогут им пользоваться. Мы же считаем, что этот бренд должен принадлежать именно Северной Осетии. И его получение позволит не только увеличить выпуск такой продукции, но и приведет к росту гастрономического туризма.

Специалисты уверены, что за обладание брендом «Осетинские пироги» развернется жесткая схватка, поскольку явно просматривается конфликт интересов между бизнесменами РСО — Алания и предпринимателями других субъектов, где национальное блюдо республики стало сегодня весьма популярным у местных жителей.

Стоит отметить, что РСО — Алания уже практически одобрила патенты на другие, хотя и менее востребованные бренды — «Осетинский сыр» и «Осетинское пиво». Их получение, понятно, вызвало меньше проблем. Однако при дележе бренда «Осетинские пироги» невольно напрашивается аналогия с «Адыгейским сыром», где после долгих споров и судебных разбирательств бренд все же остался за Республикой Адыгея, принося ей миллионные прибыли.

Руслан Цагараев, руководитель Союза производителей «Алания продукт»:

— Мы пошли по пути Адыгеи, где недавно был зарегистрирован бренд «Адыгейский сыр». В результате республика из соседнего федерального округа получила право на производство продуктов именно с закрепленным наименованием места происхождения товара. Сейчас при нашем участии разрабатываются ГОСТы производства осетинских пирогов — это национальное блюдо имеет многовековую историю, а никаких правил по его изготовлению никогда не создавалось. В скором времени этот пробел будет ликвидирован, и до конца года мы планируем подать заявку на получение бренда.

— Осетинске пироги для аланов наполнены массой символов, — рассказал корреспонденту «РГ» член координационного совета общественного движения «Высший совет осетин» Руслан Дзодзиев. — Рецепт знаменитых пирогов появился примерно 600 лет назад, когда практически сформировалась культура осетин-аланов. На все праздничные события (дни рождения, встречу гостей, дружеские застолья) сегодня принято приносить три пирога. Есть несколько объяснений этому. Одно из самых распространенных — пироги олицетворяют три мира: верхний, где находятся небожители, в среднем живут обычные люди, а нижний предназначен для «темных сил». Нередко приводится и такая версия: если поставить три пирога на традиционный круглый осетинский стол фынг, то они становятся похожи на знаменитое «Знамя Мира» Николая Рериха — три круга в окружности, что означает прошлое, настоящее и будущее в кольце вечности. Сейчас три пирога стали для многих обычным блюдом, но изначально у него был сакральный смысл — ставя пироги на стол, человек стремился сохранить гармонию в окружающем мире.

Источник

Оцените статью