Идея общечеловеческого воспитания и проекта школьной реформы в Н.Н. Пирогова
Н.И. Пирогов родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет Московского университета. Профессорствовал в Дерптском Университете, Петербургской медико-хирургической академии. Основатель новой школы в хирургии, Пирогов одновременно сделался крупным общественным педагогическим деятелем.
В педагогическом наследии Пирогова особое место занимают идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Эти идеи представлены в статьях «Вопросы жизни», «Быть и казаться», в других работах Пирогова, в речи на торжественном акте в Ришельевском лицее (1857).
Редкий человек, считал Пирогов, осознанно ставит перед собой жизненные цели. Между тем каждый должен задать себе вопрос, в чем смысл, предназначение и призвание его жизни. Ответ на них должно дать воспитание. Воспитание позволяет при решении «роковых вопросов» самопознания «созреть и окрепнуть внутреннему человеку».
Идеал нравственного воспитания Пирогов видел в христианской религии. Общественное бытие в значительной мере препятствует становлению отдельной личности в духе такого идеала, ибо в обществе нет «ни малейшего следа» помощи человеку в течение его земного существования, направленной на то, чтобы он приблизился к будущей загробной жизни. Воспитание должно исправить такое положение.
Пирогов выделял два рода воспитания — общечеловеческое и специальное. До определенного жизненного рубежа, когда в каждом обнаруживаются склонности и призвание, все люди должны пользоваться плодами одного и того же общечеловеческого воспитания. Специальное воспитание, следовательно, наступает после общечеловеческого. Первостепенная цель воспитания, подчеркивал Пирогов, — научить «быть человеком». Таким образом, главное — это нравственное воспитание. Осуществлять его предлагалось в ходе целостного педагогического воздействия и собственно при обучении. Под нравственным воспитанием понимались, во-первых, помощь ребенку в осознании окружающего мира и общественной среды, во-вторых,— превращение «добрых инстинктов» в сознательную тягу к идеалам добра и правды, в-третьих, — формирование характера и убеждений.
Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взглядов Пирогова на принципы школьной системы. Он считал правильным создание внесословного, бесплатного и обязательного на начальной ступени образования. Такая система должна сочетать общечеловеческое воспитание и образование.
Пирогов разработал проект школьной системы. Первая ступень — 2-летняя элементарная школа с традиционным набором дисциплин: Закон Божий, чтение, письмо, счет. Предлагалось обучать во все времена года, широко применяя наглядность и по возможности соединяя обучение с ремесленной подготовкой. Планировалось построить на фундаменте начальной школы две ветви среднего образования — реальную и классическую. Каждая ветвь должна была состоять из двух звеньев: прогимназии и гимназии. Срок обучения в реальной прогимназии составлял 4 года. Программа включала Закон Божий, русский язык, арифметику, алгебру, геометрию, 2 новых языка, географию, историю, естествознание, черчение и другие предметы из области современных знаний. В реальную прогимназию предполагалось принимать без испытаний; ее выпускникам открывался путь в практическую жизнь, реальную гимназию, классическую прогимназию. Классическая прогимназия должна была состоять из четырех классов. В дополнение к программе реальной прогимназии добавлялись древние языки. Назначение классической прогимназии определялось как подготовка в классическую гимназию и далее в университет. Возвышавшиеся над прогимназиями реальная и классическая гимназии должны были иметь особые отличия в программах. В реальной гимназии предлагалось выбор дисциплин «как можно более сообразовывать с местными потребностями»; ее выпускники могли идти в высшие технические заведения. Программа классической гимназии должна была включать небольшое число тщательно и глубоко-изучаемых предметов; ее выпускники шли в университет.
Пирогов являлся поборником расширения женского образования и возражал против дискриминации женщин. По его мнению, женщинам не дано служить в армии, государственном аппарате, претендовать на получение других профессий, считающихся мужскими. Пирогов видел главное предназначение женщины в том, чтобы «услаждать сочувствием жизнь мужчины», быть воспитательницей юного поколения.
Еще по теме:
Специфика формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
Сущность системы нравственного воспитания заключается в том, что в центре находится личность и индивидуальность ребенка, совершающая долгий и сложный путь внутреннего содержательного художественно-эстетического и нравственного становления. Нравственное и эстетическое воспитание должно осуществлятьс .
Способы создания проблемных ситуаций
На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых зна .
Общая характеристика дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Повышается дифференцированно .
Педагогика как наука
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.
Педагогическая деятельность и взгляды Н. И. Пирогова
Николай Иванович Пирогов родился в 1810 году в Москве. Окончив медицинский факультет Московского университета, он готовился к защите диссертации доктора медицины в Дерпте, а после защиты отправился на два года в Германию усовершенствовать свои знания. В 26 лет он стал профессором хирургии и работал сначала в Дерпском университете, а потом в Петербургской Медико-хирургической академии. Во время осады Севастополя в 1854 по личной инициативе во главе общины «сестер милосердия» отправился на фронт, где провел тысячи операций. Теоретические работы Пирогова по хирургии и практическая деятельность в этой сфере принесли ему славу отца военной хирургии и великого ученого.
В 1856 вышла статья Николая Ивановича «Вопросы жизни», в которой освещались важные вопросы воспитания. Передовые идеи об общечеловеческом воспитании, изложенные в статье, обратили на себя общественное внимание и принесли имени автора широкую известность. В этом же году Пирогова назначают попечителем Одесского учебного округа. Отношение Александра ІІ к Пирогову было резко отрицательным, по той причине, что царь считал его «красным» (на самом деле он был либералом), но назначение на этот пост создавало видимость заботы правительства об образовании народа. На этой должности Пирогов находился два года, во время которых старался повысить значение педагогических советов в гимназиях, вселял педагогам мысль о гуманном отношении к ученикам, подготовил открытие Одесского университета. Из-за либеральной деятельность Пирогова генерал-губернатор Одессы заподозрил его в подрыве авторитета власти и свободомыслии, поэтому его перевели на аналогичную должность в Киев. Здесь он не переставал улучшать работу школ, поощрял методические изыскания преподавателей, рекомендовал им посещать уроки коллег, реализовал в гимназиях внеклассные литературные беседы и всячески способствовал открытию одной из первых школ воскресного обучения для взрослых.
В 1861 он был уволен с должности попечителя Киевского учебного округа и назначен на должность руководителя студентов, готовящихся к профессуре заграницей. В 1866 правительство лишает его и этой должности и Пирогов отправляется в свое имение на Украине, где великий педагог, хирург, общественный деятель и крупнейший ученый скончался в 1881году.
Содержание Свернуть
Педагогические взгляды Пирогова
В своих работах Пирогов критиковал сословную школу и раннюю утилитарно-профессиональную выучку, которую царское правительство стремилось ввести за счет снижения уровня общего образования. Официальному курсу образования он противопоставил идею общечеловеческого воспитания, предполагающего подготовку к жизни в обществе высоконравственного человека, имеющего широкий умственный кругозор. Он писал, что главным результатом воспитания должно стать «быть человеком», а для этого до определенного возраста все должны руководствоваться плодами единого нравственно-научного просвещения. Пирогов выступал против ранней специализации детей, сужающей их кругозор и тормозящей их нравственное развитие. Он указывал на необходимость широкого общего образования как основы профессионального обучения.
Главной идеей статьи «Вопросы жизни» было защитить общечеловеческое образование, она вызвала ряд откликов со стороны педагогической общественности и положительную оценку либеральной, демократической и революционно-демократической прессы. Однако последние сопоставляли понятие высоконравственного человека с понятием стойкого революционера, борца с царизмом, а в понимании Пирогова идеал человека наделен чертами абстрактного гуманизма.
Николай Иванович подготовил новый проект школьной системы, направленность которого заключалась в противостоянии сословной школе. По его мнению, двухлетняя начальная школа должна была стать основой школьной системы, после ее окончания каждому открывался доступ в среднюю школу. Школьную систему Пирогов строил согласно принципу единой школы. Она должна была состоять из нескольких ступеней, на каждой из которых предполагался сравнительно короткий срок обучения – два года начальной школы, четыре года неполной средней школы (прогимназии) двух типов, трех- и пятилетнее обучение в гимназии двух типов и высшая школа (высшие специальные учебные заведения и университеты). Пирогов основное место в системе средней школы отводил греческому и латинскому языкам, русской литературе и языку, истории и математике. Реальной средней школе он предпочитал классическую. В классической гимназии обучение проходило на два года дольше, учебный план имел общеобразовательный характер, а в реальной преобладали прикладные предметы. Первые два класса обеих гимназий предполагали практически одинаковый курс обучения. Выпускники реальной гимназии могли поступать в высшие специальные учебные заведения, а выпускник классической имели возможность поступить и в университет. Также Пирогов предлагал снизить плату за обучение, чтобы предоставить возможность получить высшее образование неимущим.
Работа школ и гимназий
Во время работы в учебных округах Пирогов призывал учителей отбросить устаревшие догматические способы преподавания и внедрять новые методы. Он обращал внимание на необходимость развивать умственные способности учащихся, будить их мысли, прививать навыки самостоятельности в работе. Самым главным для успешности обучения, по мнению Пирогова, было возбуждение внимания и развитие интереса учащихся к учебному материалу. Он выделял несколько основных дидактических принципов – активность, осмысленность обучения и наглядность.
В работе педагогических советов гимназий с подачи Пирогова появились значительные улучшения – расширилось содержание обсуждаемых вопросов, в систему были введены обмен мнениями и доклады по дидактическим вопросам, поощрялись методические искания учителей. Он требовал, чтобы руководители гимназий и учителя изучали самих учащихся и их успеваемость. Перевод из класса в класс Пирогов предлагал осуществлять согласно результатам годовой успеваемости, а отношение к экзаменам по переводу в следующий класс у него было негативное, т.к. в них он видел значительный элемент формализма и случайности.
Что касается преподавания в высшей школе, то Пирогов рекомендовал профессорам чаще проводить беседы со студентами, семинары, практические занятия, развивать у них навыки самостоятельной работы, привлекать крупных ученых.
Дисциплина учащихся
По мнению Пирогова, хорошая дисциплина – одно из самых важных условий нравственного воспитания и успешного обучения. Присущие школам того времени казарменный режим и произвол он осуждал и требовал при поддержании дисциплины сменить бездушное отношение к ученикам на сердечность и гуманность. Если у ученика случался проступок, педагог должен был учитывать все обстоятельства, при которых он его совершил, оценить его беспристрастно, довести до сознания ребенка его вину и то, что наказание за проступок справедливо.
В опубликованной в 1858 году статье «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?», являвшейся откликом на отчет директора одной из гимназий, Пирогов резко осудил телесное наказание ребенка и доказывал, что это антипедагогично и развращает детей, уничтожает в них стыд, поэтому их розги следует отменить.
В 1859 году в опубликованном циркуляре автор продолжил рассматривать вопрос о наказаниях учеников, но не был в нем до конца последовательным. Так, принципиально отвергая розгу, он все же считал, что на практике без нее обойтись нельзя, поэтому применять ее следует лишь в исключительных случаях и по постановлению педагогического совета. Когда со справедливой критикой такой двойственности выступил Н. А. Добролюбов, Пирогов опубликовал отчет о правилах наказания проступков учеников, в котором сослался на то, что правила выработали директора Киевского округа на совещании, а он не имеет права исправлять коллегиальное решение. При этом Пирогов сообщил, что нововведенные правила за год значительно снизили количество применений телесных наказаний.
Педагогические идеи Пирогова — источник практической деятельности и научного творчества для многих. До сегодня они остаются близки преподавателям актуальностью своих проблем – единство жизни, школы, педагогической науки и практики, воспитание личности и гуманный подход к каждому.