Стол для завтрака с ежевичным пирогом

Стол для завтрака с ежевичным пирогом

ВРЕМЯ В СТАРИННОМ НАТЮРМОРТЕ

Натюрморты XVII столетия предлагают внимательному зрителю проникнуть в чудесный мир , созданный живописцем из умело подобранных предметов.

Есть разные виды произведений этого жанра , представляющие цветы , фрукты , животных , а также убранство стола скромные голландские « завтраки», роскошную фламандскую снедь , либо меланхолические картины « Vanitas», посвященные размышлениям о быстротечности жизни.

Мастера натюрморта стремились передать в своих работах многообразие мира , в котором каждое создание , будь то и неодушевленный предмет , цветок или кисточка винограда — обладает неповторимыми свойствами , достойными быть запечатленными на холсте. Это стремление воплотилось в виртуозной передаче фактуры — хрупкого прозрачного стекла , румяных ноздреватых булочек , истекающего соком разрезанного лимона , запотелых виноградин. Впрочем , свойства предмета не ограничиваются его внешней формой , и живописцы XVII века , составляя композиции натюрмортов , часто сообщали им смысл , в котором отвлеченные понятия получали воплощение с помощью определенной расстановки вещей. Одно из самых неизобразимых понятий — время. Как его показать , изобразить? Старинные натюрморты позволяют судить о том , каким его представляли себе люди XVII столетия.

В большом « Натюрморте с фруктами», созданном голландским живописцем Балтазаром Ван дер Астом в 1630 году , представлены цветы в вазе , насекомые , птицы и груда рассыпанных по столу фруктов. Мастер предельно внимателен к каждой детали — тщательно выписан орнамент на вазочке , капли росы на листьях персика , прихотливый узор раковин и пятнышки порчи на фруктах. По замыслу автора , картина должна быть наделена не только достоверностью , но и жизнью , шумной и подвижной: по опрокинутой корзинке взбираются два попугая , над фруктами порхают бабочки и стрекозы. Более того , Ван дер Аст пожелал передать в натюрморте мгновение времени — один персик только что скатился со стола и падает: время здесь как бы остановилось.

Читайте также:  Пирог с творогом вареньем смородины

Позднее , в середине XVII века , немецкий мастер Абрахам Миньон тоже увлекался передачей остановленного мгновения. Он изобразил несколько опрокидывающихся ваз с цветами. На одной из картин — роскошный букет , гибнущий из-за неосторожности ручной белки: зверек , привязанный на цепочке , зацепил ею за ножку вазы , из которой плещет вода , разлетаясь множеством брызг , а стебли цветов в падающем букете , кажется , переламываются на глазах у зрителя.

Натюрморт голландского живописца Питера Класа « Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти» лишен яркого декоративного эффекта , однако и здесь присутствует течение времени. Предметы неустойчивы: опрокинуты серебряный стакан и большой металлический кувшин с откинутой крышкой , разбит стеклянный ремер — бокал для вина , разбросана скорлупа от орехов , небрежно брошены на стол щипцы для снятия нагара — из них на белую салфетку высыпается пепел , а рядом — погасшая свеча. Все подчинено замыслу художника передать бытие предметов в утекающем времени , размышления о вещи , постепенно изменяющейся и приходящей к концу: свеча сгорает , бокал разбивается , от орехов остается лишь скорлупа. Предметы в этом натюрморте приобретают роль символа — обозначения прошедшего времени. А рассыпающийся на глазах у зрителя пепел напоминает о бренности мира и человеческой жизни.

Тема непрочности мира особенно волновала людей того времени. На то были свои причины — многочисленные войны и самая длинная — Тридцатилетняя , частые эпидемии болезней. Размышления о тленности земного бытия пронизывают литературу и изобразительное искусство XVII столетия и соединяются с представлением о времени как о быстро утекающих минутах , днях , годах. Любой предмет в потоке времени изнашивается и разрушается это непостоянство и выражают старинные натюрморты. Но не исчезала надежда на спасение — рядом со знаками бренности по традиции помещали предметы , которые могли выражать уверенность в победе вечности над временем. «Вечность отменила время», — сказал нидерландский поэт Иеремиас де Деккер. В натюрмортах , посвященных теме бренности , такую надежду могло выражать изображение бокала с вином , иногда увитого виноградной лозой, — это напоминало о таинстве причастия , уповании на вечную жизнь души.

Читайте также:  Пирог по домашнему с фаршем

Разбитое стекло имело то же значение , что и пепел. Художники XVI — начала XVII века нередко представляли непостоянный земной мир в виде стеклянной сферы. В это же время большую популярность получили сборники эмблем. Каждая эмблема состояла из гравированного изображения , например , мифологического персонажа , какого-нибудь растения , животного , домашней утвари и так называемого « девиза», то есть краткого текста , тесно связанного с гравюрой , и пояснения , растолковывавшего иносказательный смысл эмблемы.

В 1617 году в Лейпциге был издан сборник Андреаса Бретшнайдера. На одной из гравюр в этой книге изображена любопытная сценка: в центре — большая стеклянная сфера с заключенным внутри пейзажем. Она символизирует бренный мир и катится под уклон , подгоняемая смертью скелетом со стрелой и песочными часами в руках. Обгоняя сферу , из нее вылетает крылатый Хронос , олицетворяющий время. В одной руке он сжимает косу , в другой , поднятой вверх , держит стеклянный бокал , тут же разлетающийся на части.

.В натюрморте Питера Класа тоже есть разбитый бокал-ремер. Не позаимствовал ли художник эту деталь из эмблемы Бретшнайдера? Во всяком случае , значение разбитого бокала у обоих художников одинаково. Изображение ремера , который будто только что упал и частью рассыпался на осколки , встречается и в других натюрмортах , например , в «Завтраке с ежевичным пирогом» голландского мастера Виллема Класа Хеды.

В отличие от эмблемы Бретшнайдера , у Питера Класа и Виллема Хеды время невидимо , но , проходя , оно оставляет вполне зримые следы рассыпанный пепел , оплывший воск погасшей свечи , осколки разбитого бокала.

Эмблема — метафора , наоборот , позволяла увидеть время , обретавшее облик мифологического персонажа Хроноса. Изображение из сборника Бретшнайдера сопровождает пояснительный текст , перекликающийся со строками стихотворения: «Любезное Время улетает из мира. » Старинные стихотворцы нередко обращались к времени как к вполне зримому персонажу , умоляя его замедлить ход:

Мельканье дней , движенье лет…
Как будто бы крылаты,
Летят — и удержу им нет.
Эй , Время , стой! Куда ты?

Старые мастера изображали повседневные предметы , принадлежащие реальному миру , поэтому в их картинах нет фантастических фигур вроде крылатого Хроноса. Но все-таки и в натюрморте время можно представить зримо — в виде часов. На картине Хеды « Завтрак с ежевичным пирогом» справа помещены карманные часы , воплотившие в себе неостановимый ход времени. В «Натюрморте с золотым бокалом» П. Класа часы лежат на столе рядом с традиционными символами бренности раковинами , представляющими пустую мертвую скорлупу , из которой давно ушла жизнь , и драгоценным кубком. В «Натюрморте с часами», ранее считавшемся работой испанского мастера Антонио Переды , часам отведена главная роль. Картина , мрачная даже по срав-нению с другими натюрмортами « Vanitas», трактующими тему краткости жизни , наделена особым драматизмом. Здесь также присутствуют раковины , изъеденные червями орехи , хрупкие стеклянные и керамические сосуды. В центре настольные часы на ножке , сделанной в виде фигурки фантастического персонажа — сатира.

Каждая деталь тщательно выписана , но особое внимание живописец уделил часам. Единственным живым существом в застывшем мире , заполненном неподвижными мертвыми вещами , кажется этот маленький сатир: он упал на колено и склоняется под тяжестью большого круглого циферблата , едва удерживая часы на плечах. Этот словно неожиданно оживший персонаж напоминает фигуры из сборников эмблем , такие , как Хронос или Смерть в виде скелета на гравюре Бретшнайдера.

В эпоху христианства многие античные персонажи получали иное истолкование , более соответствовавшее запросам времени. Это коснулось и сатира — фантастического существа с человеческими головой , руками , туловищем и козлиными ногами. Получеловек-полуживотное , он был уподоблен дьяволу и смертному греху. Похожее значение сохранилось и в «Натюрморте с часами»: тяжелый циферблат — воплощенное время — неумолимо давит на плечи фигурки сатира , как на неисправимого грешника , склоняющегося к земле. Изображение часов здесь приобретает значение сложного иносказания — аллегории , смысл которой был хорошо понятен современникам:

И все ж не сторонись
Тревожных откровений циферблата, —
В них тайну каждодневного заката
Нам повторяет жизнь:
Всю вереницу суток , солнц , орбит
Считает смерть , а время лишь растит.

( Франсиско де Кеведо)

Мир натюрморта XVII века скрывают от нас традиции позднего времени , отказавшегося от сложного старинного иносказания. Для того чтобы найти вход в этот мир , часто недостаточно одного лишь созерцания картины ключ к разгадке хранят сборники эмблем , строки поэтов XVII столетия , получившего название « золотого века» натюрморта. Проникнув в замысел картины , мы увидим воплощенную в красках мысль художника о бытии предмета в неостановимом потоке времени , возведенную до мысли о человеке и его судьбе.

Источник

АРТ-Интерьер

воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Виллем Клас Хеда (1594-1680) — кухонные натюрморты

Виллем Клас Хеда — один из первых мастеров голландского натюрморта XVII в. Испытал влияние П. Класа. В ранний период творчества писал картины на религиозные сюжеты и портреты, но позднее — только натюрморты, которые высоко ценились его современниками. Имел много учеников и последователей. Первый датированный 1621 натюрморт Хеды (Гаага, собрание Бредиуса) посвящен теме Vanitas (аллегория бренности); в других его картинах предметы нередко имеют также иносказательный смысл.

Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины. С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, однако излюбленный жанр натюрмортов Хеды — т. н. «завтраки»: накрытые столы со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари, организованных в небольшие горизонтальные композиции с единым мягким освещением, нейтральным фоном и тонкими градациями серебристо-серых, коричнево-зеленоватых тонов; сдержанная цветовая гамма обусловила их название «монохромные завтраки». Хеда многократно повторял в своих работах отдельные мотивы, но при этом находил в расстановке и противопоставлении предметов новые и свежие решения, словно сохраняя на них прикосновения человеческих рук.

Вreakfast table with blackberry pie (1631)
Завтрак с ежевичным пирогом
Виллем Клас Хеда / Heda Willem Claesz
Заказать копию картины в Москве

Каждый из предметов расположен так, представлен с таких точек зрения, что зритель может воспринять его фактуру, объем, мельчайшие детали. Хеда многократно повторял отдельные мотивы, находя в расстановке и сочетании предметов новые и свежие решения. Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631). Но произведения Хеды и мастеров его круга не создают впечатления старательных копий натуры, они одухотворены любовным и бережным отношением живописца к миру вещей, к повседневному обиходу.

Человек как будто секунду назад встал из-за стола, изображенного на картине: тарелка неустойчиво поставлена на самый край стола и вот-вот упадет, скомканная салфетка брошена рядом, опрокинут бокал, лежит недочищенный лимон.

Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности. В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира.

Источник

Виллем Клас Хеда: художник-натюрморт 3 679 Раздел в процессе наполнения и корректировки

Текст ещё не готов

Виллем Клас ХедаВанитас Натюрморт с кусочками завтрака (Онтбийт). ГЛАВНЫЙ А-Я ИНДЕКС

Завтрак краба (1648) Эрмитаж, Санкт-Петербург.Автор Виллем Клас Хеда, один изведущих художников-натюрмортов ontbijtjes (предметы для завтрака) из Харлемской школы.

Содержание Биография • Ранняя жизнь • Натюрморт: зрелый стиль • Репутация и открытие • Другие голландские художники-реалисты

Краткое описание искусства Золотого века Голландииможно найти в: «Голландская живопись 17 века (1600-80)».

Натюрморт с пирогом, серебряным кувшином и крабом (1658) Виллема Класа Хеда.Музей Франса Халса, Харлем.

МИРОВЫЕ ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ Лучшие художники-практики см.:Лучшие художники всех времен.

биография Виллем Клаэссоон Хеда, член харлемской школы голландского реализма , внес важный вклад в создание натюрмортов vanitas 17 века. В частности, он известен своим мастерством в жанре, известном как «кусочки завтрака» ( ontbijt или ontbijtjes ), разновидности протестантского искусства реформации , которое не одобряло человеческого обжорства и чувственного удовольствия. Сегодня Хеда и его современник Питер Клас (1597-1660) считаются наиболее влиятельными представителями этого жанра живописи Ванитас и стоят рядом с другими старыми мастерами, участвовавшими в «банкетных картинах » ( pronkstilleven ), такие как Хармен ван Стенвик (1612-56) из Делфтской школы; Виллем Кальф (1619-93) и Рэйчел Рюйш (1664-1750) из Амстердама; Ян Давидс де Хем (1606-83) из Утрехтской школы; и Франс Снайдерс (1579–1657) из антверпенской школы. Вот некоторые из его лучших работ: « Стол для завтрака с ежевичным пирогом» (1631 г., Старая галерея Gemaldegalerie); Натюрморт с устрицами, роммером, лимоном и серебряной чашей (1634, Рейксмузеум, Амстердам); Натюрморт с оливками (1634, Музей изящных искусств, Гент); Натюрморт с позолоченным кубком (1635, Музей Боймана ван Бёнингена, Роттердам); Натюрморт с устрицами, серебряной таззой и стеклянной посудой (1635, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); Завтрак краба (1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург); Ветчина и столовое серебро (1649, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва); и « Натюрморт с пирогом, серебряным кувшином и крабом» (1658, Музей Франса Халса, Харлем).

Ранние годы Родился в Харлеме в семье городского архитектора Клаэса Питерса, братом которого был художник Корнелис Клас Хеда. Мало что известно о ранней жизни Хеды и с того периода не сохранилось ни одной картины, хотя считается, что он начал свою карьеру живописца примерно в 1615 году. Во всяком случае, он присоединился к Харлемской гильдии Святого Луки, в которой он стал активным участником. член в течение 1620-х гг. Хотя теперь он потерян для нас, его ранний стиль живописи Ванитаса, похоже, был хорошо известен в городе, завоевав похвалы местных сановников Харлема, таких как голландский министр и поэт Самуэль Ампцинг. Он также произвел ряд ontbijtjes (кусочки для завтрака), которые значительно отличались от произведений его современников из-за баланса и гармонии их композиции, а также содержащихся в них специальных эффектов. Кроме того, они были выполнены в монохромном стиле (серо-зеленые или коричневатые тона), который вскоре стал его визитной карточкой.

Натюрморт: зрелый стиль Хеда достиг своей художественной зрелости в 1630-х годах с такими произведениями, как « Стол для завтрака с ежевичным пирогом» (1631, Gemaldegalerie Alte Meister) и « Натюрморт с устрицами, серебряной таззой и стеклянной посудой» (1635, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Известные своим натурализмом, который исходит из идеально обработанной драпированной ткани и набора серебряных столовых приборов, кубков и прекрасного стекла, а также их гармонично расположенной еды, они также демонстрируют его мастерство света и цвета, а также тонкость его маневра.

Зрелый стиль Хеды продолжал развиваться с добавлением новых функций, таких как сморщенная салфетка и перевернутые вазы, к его демонстрации предметов. Что касается продуктов, он предпочитал показывать мясной пирог, ветчину и устрицы. И по какой-то странной причине он никогда не включал изображение сельди в свои картины после 1629 года. В конце 50-х годов Хеда начал включать более широкую цветовую схему в свои натюрморты. Вдобавок он начал включать в свои работы больше фруктов и скрученных листьев и меньше стекла и металла: это изменение сделало его работы более мягкими.

Источник

Оцените статью