Открытый урок. Тема: «Выпечка блинов».
Светлана Ломакина
Открытый урок. Тема: «Выпечка блинов».
• Формирование навыка приготовления блинного теста;
• Формирование навыка выпекания одинаковых по размеру и толщине блинов;
• Закрепление умения и навыка поведения за столом;
• Воспитание бережного отношения к оборудованию;
• Закрепление знаний по истории праздника Масленицы;
• Доведение до автоматизма соблюдения санитарно-гигиенических требований и техники безопасности;
• Развитие памяти, мышления и фантазии.
• Ёмкость для теста;
• Карточки для словарной работы.
Ход урока
1. Оргмомент. Сообщение темы урока.
2. Вводная часть. Вступительное слово учителя. Исторические сведения о Масленице.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
Ребята, мы с вами дома часто печём блины. На Руси есть такой праздник, который напрямую связан с блинами. Давайте подумаем, что это за праздник?
Поэтому и тема сегодняшнего урока: ВЫПЕЧКА БЛИНОВ.
Наша задача – научиться готовить тесто для блинов, познакомиться с технологией приготовления теста и научиться печь блины.
И постараемся приготовить для себя и наших гостей вкусные и румяные блины, которые будут ещё и скороспелыми, так как у нас не очень много времени. Вы узнаете основные правила выпечки, чтобы впоследствии смогли сотворить своё кулинарное произведение, Это умение бывает необходимо, когда приходится ориентироваться не по книжному рецепту, а по содержимому холодильника.
Наверное, некоторым из вас приходилось от ваших бабушек слышать такое выражение «пойду квашню творить!»
Какие основные требования предъявляют хозяйки к блинам?
1)Блины должны быть все одинаковые по форме, величине и толщине.
2)Они должны быть красивыми и румяными.
3)Блины должны быть пропеченными внутри.
3. Основная часть.
Составим технологическую карту приготовления блинов (раздаю каждому ученику с целью активизации памяти и читаю вслух).
В 800 мл тёплой воды
растворить 1 столовую ложку дрожжей,
3 столовые ложки сахара.
Дать дрожжам раствориться.
К растворённым дрожжам добавить 2 яйца,
1 чайную ложку соли,
2 столовые ложки растительного масла.
Муку просеять и всыпать в полученную смесь.
Блендером взбивать до получения однородной массы консистенции густой сметаны.
Влить тёплое молоко,
Ещё раз взбить блендером.
Сейчас я по этой технологической карте вместе с вами буду готовить тесто (помыв руки и надев косынку и фартук).
Прежде чем приступить к практической работе,
1)Нужно повторить правила техники безопасности при работе с электронагревательными приборами:
• Проверить исправность шнура;
• Включать и выключать электроприбор сухими руками и только за штепсельную вилку;
• Электроприбор устанавливать на огнеупорную подставку;
• Использовать диэлектрический коврик.
2)Повторить правила техники безопасности при работе с горячей сковородой:
• Брать сковороду с плиты только прихваткой;
• Переворачивать блины специальной лопаткой, придерживая сковороду прихваткой;
А сейчас, пока наше блинное тесто подходит, мы с вами поговорим о Масленице.
Праздник Масленицы на Руси отмечали и тогда, когда ещё не было христианства – в 988 году. Наши предки – язычники обожествляли природу и связывали праздник с проводами зимы и встречей весны. И по сей день этот праздник живёт как надежда на урожайный и сытый год. Поэтому и Масленица остаётся очень сытой и обильной.
После принятия христианства на Руси праздник Масленицы остался. Тем более он отмечается в последнюю неделю перед Великим Постом. Праздник отмечается широко, раздольно, с затеями и забавами.
С давних времён люди были уверены, что весна – начало новой жизни, а Солнце даёт жизнь и силы всему живому. Призывая Солнце, люди пекли круглые лепёшки золотистого цвета, а позже стали печь блины. Древние славяне верили, что съедая румяный блин, похожий на Солнце, они съедают частичку его тепла и могущества и приближают весну.
С тех пор так и повелось, что на Масленицу самое главное блюдо – блины. На Масленицу все веселились от души и развлечения были на любой вкус.
Стук в дверь – вбегают скоморохи!
1-й скоморох: О-ХО-ХО, А-ХА-ХА!
Смотри-ка, сколько кругом зевак собралось!
2-й скоморох: И чего народу дома не сидится, чего пришли?
1-й скоморох: Наверное, дома делать нечего, баклуши бить надоело. На печи бока отлежали. Вот они к нам на блины и набежали. Вон Светлана Вячеславовна с ребятами какие блины приготовила – круглые, румяные, с пылу-с жару, так в рот и просятся. Не знаешь, по какому случаю пир горой?
2-й скоморох: Понятия не имею, но пахнет здорово и на солнышко похожи.
Учитель: Я Вам подскажу, что народ здесь не просто так собрался, а Масленицу встречать — зиму провожать, веселиться и блины печь учиться.
1-й скоморох: Значит, Масленицу величаем,много чего обещаем:
Реки сметаны, горы блинов.
2-й скоморох:Только скорее б она приехала: весёлая, задорная, разгульная, а не смирная.
Душа моя – Масленица,
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Выезжала честная Масленица
На семидесяти семи санях
В широкой лодочке во велик город пировать.
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Просмотр ролика «Масленица на Руси» (7мин)
Учитель: А заканчивалась Масленица Прощёным воскресеньем. Все просили друг у друга прощения, с утра шли в церковь, а затем на центральной площади проходили народные гулянья, где все окончательно прощались с зимой и сжигали чучело Масленицы.
Ты прощай-прощай, широкая,
Ты не в среду и не в пятницу,
Ты в воскресенье –
Всю неделю веселье.
Ты пришла с блинами, пирогами да оладьями.
Думали, будет она семь годков,
А погостила всего семь деньков.
Масленица, воротись, в новый год покатись!
Ну вот мы и познакомились с Масленицей. А теперь перейдём к практической части нашего урока.
Итак, мука да какая-нибудь жидкость (молоко, вода, кефир) – вот основа любого теста.
Сахар и соль – придадут вкус и румяную корочку.
Масло, яйца, сметана – сдобность.
Сода, дрожжи, лимонная кислота – разрыхлят тесто, сделают его более лёгким и пышным.
А теперь посмотрим, как подошло наше тесто. Тесто готово! Можно приступать к выпечке блинов. Ещё раз прочитаем инструкционные карты (один ученик читает вслух).
Пока два ученика выпекают блины, соблюдая технику безопасности, остальные учащиеся накрывают стол к чаю.На столе: свежезаваренный чай, сахар, варенье, мёд, сгущенное молоко, сметана, блины с различными начинками.
Затем блины пекут два других ученика, а остальные отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Ребята, мы с вами уже знакомились с общепринятыми правилами поведения за столом, то есть с этикетом. А сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, как вести себя за столом. На каждый вопрос предлагается два варианта ответа, из которых нужно выбрать правильный.
Вопрос 1.Сидеть за столом надо:
• Прямо, слегка опираясь на спинку стула;
• Сидеть боком к столу. Положив ногу на ногу.
Вопрос 2.Как будете брать хлеб из хлебницы:
Вопрос 3. Если хотите попробовать кушанье, которое стоит далеко от вас,вы:
• Потянетенсь за ним сами;
• Попросите передать его вам.
Вопрос 4.Жевать пищу следует:
• Бесшумно, не торопясь;
• Быстро заглатывать, чавкая.
Вопрос 5.Из общего блюда надо брать:
• Крайний кусок, не выбирая;
Вопрос 6. Окончив трапезу,нужно:
• Облизать ложку и положить её на стол;
• Не облизывая ложку, положить её на тарелку.
Учитель: Молодцы! Умеете вести себя за столом, знаете правила, то есть этикет.
Завершение просмотра ролика «Масленица на Руси» (8 мин)
Пока ребята допекают румяные блинчики, давайте вспомним пословицы и поговорки о блинах и о Масленице:
1. Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
2. Не жизнь, а Масленица (о хорошей привольной жизни).
3. К тёще на блины.
4. Первый блин всегда комом.
Действительно, первый блин чаще всего получается комом – бледный, толстый, некрасивый. Нужно следить за тем, чтобы блин не подгорел. Для этого его нужно своевременно переворачивать.
5. Как на масляной неделе в потолок блины летели.
6. Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
Мы с тобой хвалились,
блины ели, веселились!
Наступил твой час, уходи от нас!
Все учащиеся хором:
До Поста довела, сама удрала.
Масленица, воротись, в новый год покажись!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Всем вам, ребята, спасибо за активное участие, старание, веселье, шутки и смех. И награда будет для всех! Садимся сами и приглашаем гостей на чай с блинами.
Угощайтесь, гости дорогие!
Вот блинчиков пора,
Ешьте с пылу, с жару!
Все красивы да румяны.
4. Подведение итогов урока.
Игра на развитие лексико-грамматического строя речи «Бывает ли?» «Бывает ли?» Цели: -закрепление навыка образования относительных прилагательных; -закрепление навыка согласования прилагательных с существительными.
«Лыжники» — поделка из пластилина и жёлудей поделка из пластилина природного материала. для изготовления поделки нам понадобится: пластилин вашего любимого цвета; желуди и их шляпки;.
Конспект по СБО. «Приготовление блинов 9 класс»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Краевое государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующее адаптированные основные образовательные программы «Школа – интернат № 4
Мастер класс по предмету домоводство в 9классе.
Тема: «Приготовление блинов».
Цель: Закрепить умение учащихся готовить блинное тесто и выпекать блины самостоятельно.
Коррекция и развитие познавательных процессов, мелкой и крупной моторики пальцев.
Воспитание положительного отношения к домашнему труду
Пословица Глаза боятся, а руки делают
От него — здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода. (Молоко)
Сообщение темы. «Приготовление блинов».
Тема: «Мода, стиль, назначение одежды. Как показать достоинства фигуры и скрыть её недостатки» .
МОДА ж. — ходящий обычай; временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах; обык. Ныне это в моде — в обычае, в обыке. Модная барыня. Она модно одевается — по моде. Модник, -ница — кто рядится по моде и ее следует. Модистка — швея уборов и торговка нарядами. Голодному не модничается. Жалкое модничанье.
(См. В.И.Даль. Толковый словарь русского языка совремнная версия м-ва. ЭКСМО)
Индивидуальность человека, которая проявляется во всех сферах
его жизни: поведения, внешности, одежде, общении?
Задание на карточке
Опережает моду, предполагает нетрадиционные материалы, сочетание несочетаемого, оригинальность в цвете (5)
Самый универсальный. Предполагает умеренную длину юбки, строгий покрой жакета, платья. Цвета подобраны в тон, изящные аксессуары. Не допускает небрежности прически, дешевых украшений (1)
Подходит людям высокого роста, стройной фигуры, всем, кто ведет активный образ жизни. Основная черта его — удобство и красота. Отличительная черта — отстрочка, молнии. Клапаны, низкий каблук (2)
Нарочитая старомодность, нежелание гнаться за модой. Цвета спокойные, красивая прическа и макияж. (3)
Основан на традициях национального костюма. Предполагает простой костюм и вышивку (4)
Введение в тему.
Мука — основной продукт в приготовлении теста. Пекут обычно из пшеничной и ржаной муки, реже из ячневой, гречневой и кукурузной (маисовой).
В муке содержатся практически все ценные питательные вещества. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными веществами.
Перед замешиванием теста муку обязательно просеивают через сито. При этом удаляются комочки и случайные примеси, а мука обогащается воздухом. Это значит, что тесто будет легче замешиваться и лучше подниматься.
Неплохо бы усвоить правило: не сыпать муку в жидкость, от этого она спекается в комки. Лучше понемногу подливать жидкость в углубление в лунке, замешивая до равномерной густоты получающуюся массу.
Мука, разведенная водой, образует клейкую массу, которая недостаточно хорошо пропекается и после выпечки становится очень грубой. Изделия из такого теста плохо усваиваются. Чтобы улучшить качество теста и придать ему соответствующую консистенцию, применяют разрыхлители, которые делают тесто пористым. В домашних условиях тесто разрыхляют, главным образом, с помощью дрожжей и пищевой соды. Иногда в качестве разрыхлителя используют кислое молоко и яичные белки.
Технология приготовления блинов.
1. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи.
Чтобы при приготовлении пищи в нее не попадали вредные для организма болезнетворные микробы и не вызывали пищевого отравления, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования, которые предъявляются
к лицам, приготавливающим пищу:
1.Готовить пищу надо в специальной одежде.
2.Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом, убрать волосы под шапочку (косынку). Ногти должны быть коротко острижены.
3.Если на пальцах есть царапины, то эти места нужно перевязать бинтом или надеть резиновый напальчник. На предприятиях общественного питания люди, непосредственно связанные с приготовлением пищи, проходят медицинский осмотр.
Правила техники безопасности при кулинарной работе .
При пользовании электронагревательными приборами:
1.Установи электронагревательный прибор на огнеупорную подставку.
2.Перед работой проверь исправность соединительного шнура.
3.Включай и выключай электроприбор сухими руками, при этом берись за корпус вилки.