Русский язык. Литература
Рубрики
- «Человек есть то, что он читает» (63)
- 10 класс (356)
- 11 класс (508)
- 5 класс (571)
- Литература (250)
- Русский язык (184)
- 6 класс (418)
- 7 класс (434)
- 8 класс (547)
- 8. ОГЭ (2)
- 8″В». Мы (5)
- 9 класс (496)
- 9в. Доп (29)
- Temet nosce (Познай самого себя!) (9)
- Говорим грамотно (4)
- ЕГЭ (169)
- Занимаемся летом В 9 класс (20)
- Индивидуальные траектории (4)
- Концепция сайта (2)
- Критерии оценок (3)
- Л. ря 7 (5)
- Лично — разбор д.з. ЕГЭ (5)
- М.П. (3)
- Матвей (18)
- Метод.сундук (18)
- Москва (6)
- МХК (356)
- Научные исследования (5)
- Нннн (10)
- ОГЭ (56)
- Олимпиады (14)
- ПП (2)
- Программы и КТП (7)
- Проект Geroiskazok.ru (1)
- Проект Тихона Войтенко (2)
- Проект Фёдора Сопова (1)
- Проект Ютуб-канал 8 в. Егор и Севастьян (1)
- Проекты. Рефераты. Дипломы (44)
- Прочее (248)
- Мы были, видели, чувствовали.. (8)
- Разговор наедине 🙂 (родителям) (41)
- РКИ (9)
- Спецкурс (136)
- Список для чтения (15)
- Творческие работы (1)
- Участники, победители, призёры (1)
- Учебные программы (1)
- Философия. Иван Ильин (1)
- Цитата дня (26)
- Слова, которые меняют (7)
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Окт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
- Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
- Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (109 801)
- Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
- Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
- Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)
Peклaмa
Поиск
11. 16-25. СОЧИНЕНИЕ — обсуждаем!
Размещено 10.11.20 в рубрике 11 класс, ЕГЭ
Ко 2 заданию. Не уверен, знала. она обо мне.
Мы звонили ей, она. была уже далеко.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному
4) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
5) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и слышался скрип проржавевших качелей.
Задание 17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.
Задание 18
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль главным делом своей жизни считал (1) исключительно (2) создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в 18 лет.
Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И.Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
Задание 20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.
Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля. (2)Алтайский край является одним из самых красивых мест земного шара. (3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных – всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4)Этот край – территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. (6)Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно смотрящие в будущее. (7)Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постичь его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты-путеводители по туристическим маршрутам России.
↑ Задания 22 — 26: автор текста К.Г. Паустовский
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.
(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли.
(9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну.
(12)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.
(13)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (15)Я выбрал стихи Лермонтова.
(16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?
(18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. (20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям.
(21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22)Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.
(24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера.
(27)Один из верных признаков шедевров – они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. (28)И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.
(29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (30)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой.
(31)Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.
(32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю.
(35)Каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. (36)Она вызывает изумление и радость.
(37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии!
(40)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры.
(43)Я пишу всё это осенней ночью. (44)Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь ночные волнистые туманы.
(47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.
Задание 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) События, описанные в тексте, происходили во время путешествия рассказчика по Волге.
2) Рассказчик шёл по осеннему лесу и вдруг услышал курлыканье журавлей, улетающих в тёплые страны.
3) Настоящих шедевров немного, потому что это прорыв в блистающий мир человеческого гения.
4) Шедевры рождают в людях высокие стремления, вызывают изумление и радость.
5) Творения природы совершенны.
Задание 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1–4 представлено повествование.
2) В предложениях 16, 17 дано описание.
3) Предложение 25 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 24.
4) В предложении 40 представлено рассуждение.
5) Предложение 45 содержит элементы описания
Задание 24
Из предложений 32–34 выпишите слово, имеющее значение «исключительное по своим достоинствам произведение искусства».
Задание 25
Среди предложений 5–12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения, форм слова и контекстных синонимов. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Задание 26
«Изображая красоту родной природы, К.Г. Паустовский широко использует такой троп, как (А)_________ («величавый перелёт» в предложении 17, «волнистые туманы» в предложении 46). Синтаксическое средство – (Б)_________ (в предложениях 14, 33) – помогает передать философские размышления писателя. Эмоциональности повествованию придают троп – (В)_________ («жаром. души» в предложении 22, «в пустыне. одиночества» в предложении 23) и приём – (Г)_________ (предложения 41–42, 45–46)».
Список терминов:
1) лексический повтор
2) фразеологизм
3) эпитет
4) восклицательные предложения
5) вводные конструкции
6) противопоставление
7) метафора
8) парцелляция
9) градация
СОЧИНЕНИЕ К ТЕКСТУ
Какую роль в жизни людей играют шедевры? Именно эта проблема находится в центре внимания автора.
Размышляя над этим вопросом, Константин Георгиевич вспоминает произведения Лермонтова, каждую строчку которых так любят многие поколения. Писатель пытался донести, что шедевры способны жить в нас очень долго, передавая опыт накопленных лет. Чтобы доказать, что исключительные по своим достоинствам творения существуют не только в искусстве, но и в природе, классик отечественной литературы рассказывает о журавлях, клики и вид которых буквально заворожили его, заставив задуматься. Этим примером автор подтверждает свои слова о том, что каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. Таким образом, данными иллюстрациями Константину Паустовскому удалось раскрыть суть проблемы, донести ее до читателей.
Позиция писателя выражена ясно. Он говорит, что роль шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за подлинным создателем, осветлять нашу жизнь, рождать у нас самые высокие стремления.
Я согласна с мнением автора. Кроме того, шедевры в виде искусства вдохновляют на подвиги, воспитывают в людях нравственные ценности, помогают стать умнее, в то время как шедевры природы открывают миру множество талантов, старающихся изобразить хоть немного ее красоты на своих холстах.
Приведу пример из литературы. В произведении Джека Лондона «Мартин Иден» юноша влюбляется в девушку высокого социального статуса. Желая добиться сердца дамы, Иден изучал труды многих философов и ученых, читал книги, всячески развивался. Спустя время он стал одним из самых образованных людей того времени. Так, шедевры литературы изменили его, позволив ему впитать всю мудрость и все знания, содержавшиеся в них, обогатили его.
Мне хотелось бы выразить надежду на то, что еще долгое время мы будем вдохновляться искусством, природой, после чего создавать именно такие шедевры, которые навсегда останутся в памяти и перевернут многие судьбы.
4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Технология ВЫРАЩИВАНИЯ клубники имеет свои особенности.
Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.
Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки.
М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
Мне дорог и ПАМЯТЕН каждый уголок родного дома.
6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Главную суть своей книги учёный изложил на научной конференции.
7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
модных САПОГОВ около ШЕСТИСОТ рублей нет ТУФЕЛЬ ДЕВЯТЬЮСТАМИ отдыхающими уважаемые ПРОФЕССОРА
8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
- нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
- нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
- В марте те, кто достиг 18 лет, участвовали в выборах Президента Российской Федерации.
- Лингвист А.А. Шахматов известен в науке как редактор книги «Словаря современного русского языка».
- Токарь выточил деталь согласно нарисованного чертежа.
- Посмотрев фильм известного режиссёра, он очень понравился всем членам жюри.
- Нефтяные загрязнения являются угрозой всему живому в Мировом океане, возникающие при транспортировке нефти.
- М. Горький мудро заметил, что человек за всё в своей жизни платит сам.
- Когда комья снега временами срывались с высоких сосен, они нарушат тишину.
- Свернувшись на старом кресле и вздрагивая во сне, кот проспал весь день.
- Делегатов, собравшихся на съезде работников киноискусства, приветствовал министр культуры.
9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) выжигать, пожинать (плоды), возрастать
2) затворить (окно), блестяще, принимать
3) дезориентировать, гигиенический, избиратель
4) воссоединение, жестикулировать, горизонтальный
5) взаперти, отскочить, водоросли
10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..добрый, гостепр..имный, правопр..емник
2) н..дломить, поз..бросил, з..ночевать
3) бе..срочный, и..черченный, ра..пущенный
4) зав..южило, фамил..ярный, гнездов..е
5) вз..скание, без..нтересный, меж..нститутский
11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) яблон..вый, земл..ные (работы)
2) алюмини..вый, затм..вать
3) подразум..вая, налаж..вать
4) милост..вый, (улицы) обезлюд..ли
5) раскра..вать, болот..стая (местность)
12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) (пациенты) леч..тся, маяч..щий (вдали лес)
2) завис..шь, подстриж..нный
3) бор..шься, воспева..мый
4) проед..шься, необита..мый
5) верт..шься, обнаруж..нный
13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В экспозиции музея представлены как всемирно известные шедевры, так и (НЕ)ЗАВЕРШЁННЫЕ автором работы.
В Мещёрском крае можно встретить никогда (НЕ)КОШЕННЫЕ луга.
Всю ночь отряд шёл по ещё (НЕ)ИСХОЖЕННОМУ насту.
Вместо исчезнувших слов язык (НЕ)ПРЕМЕННО создаёт новые.
Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
(В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет М.В. Ломоносов занимался изучением русской истории, а ТАК(ЖЕ) точных наук.
(ВО)ВРЕМЯ путешествий мы (ЗА)ЧАСТУЮ бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родной земли.
Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.
Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.
Министр (НА)ВСТРЕЧУ не прибыл, (ЗА)ТО приехали губернаторы нескольких областей.
15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В кабинете великого поэта – книжные полки, почти до потолка плотно уставле(1)ые томами, письме(2)ый стол со знаменитой чернильницей с арапчонком и последней чита(3)ой им книгой.
16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Поезд с трудом прорывался через сырые потоки и безнадёжно опаздывал.
2) А над лугами шёл холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.
3) Переправляемся на пароме через Оку и за широкой полосой приокских лугов нас встречают Мещёрские леса.
4) Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.
5) Я вырывал в сене глубокую нору залезал в неё и всю ночь спал в стогу.
Комментарии
- Таланова Мария написал(а):
тире: 1) приложение; 27) БСП; 31) БСП; 34) пропуск; 35) подл и сказ; 40) приложение
запятая: 5) СПП; 6) однор члены предлож; 11) СПП; 13) СПП; 16) СПП; 19) прич оборот; 20) прич оборот , однородн члены предлож; 21) обособл дополн , приложение; 22) СПП; 23) СПП; 26) однород члены предл; 28) СПП; 29) однород члены предл; 30) СПП; 33) вводная конструкция; 32) СПП; 34) СПП , однород члены предл; 38) однород члены предл; 40) однород члены предл; 41) БСП; 44) БСП; 45) СПП , прич оборот; 46) прич оборот; 47) прич оборот , СПП , однород члены пред