- Демоверсия МЦКО по русскому языку 11 класс 11 ноября 2021 вариант с ответами
- ПОДЕЛИТЬСЯ
- МЦКО по русскому языку 11 класс 11 ноября 2021 демоверсия с ответами:
- Творожная запеканка блестяще принимать выжигать егэ
- Общее понятие о корне как части слова
- 8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением
- 8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
- 8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием
Демоверсия МЦКО по русскому языку 11 класс 11 ноября 2021 вариант с ответами
ПОДЕЛИТЬСЯ
Демоверсия диагностической работы МЦКО 2021 по русскому языку для 11 класса вариант с ответами, официальная дата проведения диагностики в Москве 11.11.2021 (11 ноября 2021 года).
Ссылка для скачивания демоверсии: скачать
Ссылка для скачивания вариантов и ответов: скачать
Каждый вариант диагностической работы состоит из 22 заданий: из них одно задание с развёрнутым ответом, одно задание с выбором ответа и 20 заданий с кратким ответом. На выполнение всей работы отводится 60 минут.
МЦКО по русскому языку 11 класс 11 ноября 2021 демоверсия с ответами:
(1) Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих крыльев Запад и Восток. (2) Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лугов, ветреных и цветущих. (3) Россия – это бесконечные снега, над которыми поют серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники… (4) Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в её глухих недрах. (5) Россия – могучий хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времён в бездну времён, неохваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания… (6) Россия грандиозна. (7) Неповторима. (8) Россия – полярна. (9) Россия – мессия новых времён…
1)Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Обведите их номера.
- 1) Для текста характерны открытая оценочность и эмоциональность, ярко выраженная позиция автора (например: страна неслыханных, богатейших сокровищ; Россия грандиозна).
- 2) Цель автора текста – сообщение объективной информации, описание предмета речи (например: Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами).
- 3) В тексте часто используются такие изобразительно-выразительные средства языка, как сравнения (например: бесконечных лугов; нежными вёснами; могучий хрустальный водопад).
- 4) В тексте встречаются имена существительные в родительном падеже, употреблённые в роли несогласованных определений (например: Россия – это океан земель; щетина бесконечных лугов).
- 5) Основной функционально-смысловой тип речи текста – описание, так как автору важно передать впечатления о предмете, создать образ с помощью выделения признаков и деталей, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своём сознании (например: меховая щетина бесконечных лугов; ярки платки русских женщин; серебряные метели).
Ответ: 145
2)Продолжите фразу. Самостоятельно подберите термин, который должен стоять на месте пропуска. Запишите этот термин. Текст относится к стилю речи.
Ответ: публицистический
3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Укажите ответ, в котором приведено правильное значение слова. ЗЕМЛЯ, -и, ж. 1) (в терминологическом значении З прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. Земля – планета людей. 2) Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. 3) Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Как сквозь землю провалиться (исчезнуть неизвестно куда; разг.). 4) Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Земля с песком и глиной. 5) Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная земля. Русская земля. Чужие земли.
Ответ: 5
4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
- начАлся
- созЫв
- кУхонный
- углубИть
- партЕр
Ответ: начался
5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 1) ВРАЖЕСКАЯ пехота была уничтожена благодаря грамотному командованию и решительным действиям солдат. 2) Правила ДЕЛОВОЙ переписки требуют краткости, информативности, ясности, а также проявления уважительного отношения к партнёру. 3) ДЛИТЕЛЬНАЯ поездка пошла не на пользу больному. 4) Премьера в молодёжном театре имела огромный ЗРИТЕЛЬСКИЙ успех. 5) Во время обучения в консерватории наш сокурсник неоднократно становился лауреатом и ДИПЛОМАТОМ музыкальных конкурсов.
Ответ: дипломантом
6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Оркестр завершил своё выступление пьесой в весёлом мажоре, чтобы у публики осталось приподнятое настроение.
Ответ: весёлом
7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- нет САПОГ
- ИХ заслугами
- ПОДСТРИЧЬСЯ (в парикмахерской)
- известные ТРЕНЕРЫ
- ЖАРКИЙ Сочи
Ответ: постричься
8)Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ: 31524
9)Укажите все варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Обведите их номера.
- 1) выровнять, берёзовый, загорать
- 2) перила, постелить, озорной
- 3) прикоснуться, приложить, заросли
- 4) опираться, принимать, собирательство
- 5) поклониться, вскочить, пловчиха
Ответ: 345
10)Укажите все ряды, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква. Обведите их номера.
- 1) пр..добрый, пр..творить (дверь), пр..клонение (перед талантом)
- 2) чере..чур, и..подтишка, бе..конечный
- 3) пр..советский, непр..будный, нед..считаться
- 4) вз..скать, сверх..нтересный, пред..юльский
- 5) меж..языковой, с..езжая, под..ём
Ответ: 235
11)Укажите все ряды, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква. Обведите их номера.
- 1) никел..вый, забол..вать
- 2) доверч..вый, пристра..вать
- 3) кресл..це, пальт..цо
- 4) оранж..вый, дешёв..нький
- 5) утр..чко, нян..чка
Ответ: 1245
12)Укажите все ряды, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква. Обведите их номера.
- 1) засе..нный, пристрел..нное (ружьё)
- 2) ка..щийся, (они) наде..тся (на лучшее)
- 3) невид..мый (глазом), обвал..нный (в муке)
- 4) обезголос..ть, прикле..л
- 5) постро..вший, (рассвет) брезж..т
Ответ: 125
13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Часто для завершения начатого дела (НЕ)ДОСТАЁТ терпения. Ребятишки бегали босяком по ещё (НЕ)СКОШЕННОЙ траве. Я был НЕ(ГОТОВ) к этой встрече. В тарелке осталась никем (НЕ)ТРОНУТАЯ еда. Данный проект был (НЕ)ПОД силу одному человеку.
Ответ: недостаёт
14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Переговоры (НА)СЧЁТ продажи дома продолжались (В)ТЕЧЕНИЕ месяца. (В)ПОСЛЕДСТВИИ они часто встречались и общались (ПО)ПРИЯТЕЛЬСКИ. Если говорить (В)ОТКРЫТУЮ, то я на его месте поступил бы ТАК(ЖЕ). Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА обсуждая предстоящее торжество по вечерам. (ОТ)ТОГО здания до нашего дома (НА)ПРЯМУЮ полтора километра.
Ответ: вполголоса в тайне
15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Основные персонажи картины В.М. Васнецова «Богатыри» были написа(1)ы в соответствии с были(2)ыми образами. Позже картина была приобрете(3)а П.М. Третьяковым и выставле(4)а на всеобщее обозрение публике, восторже(5)о принявшей произведение живописи. Идеи, воплощё(6)ые в картине, – богатырская сила и величие русского народа.
Ответ: 256
16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Обведите их номера. 1) Трава и ёлочки и сосенки на первом плане картины как бы останавливают бег крупных наплывающих планов. 2) Пейзаж исполнен широкой кистью и редкие вкрапления подробно выписанных нежных полевых цветов вносят в его могучее дыхание лирическую ноту. 3) «Богатыри» стали не только своеобразным итогом творческой деятельности самого В.М. Васнецова но и выражением «главного тезиса» его «веры в искусство». 4) Было тихо темно и только на вершинах сосен дрожал яркий свет и переливал радугой в сетях паука. 5) Из окна поезда были видны засеянные пшеницей широкие поля.
Ответ: 23
17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Он(1) смеясь одними только глазами(2) рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке(3) выработанном долгими упражнениями в остроумии(4) и давно уже вошедшем у него в привычку.
Ответ: 123
18)Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Женя думала, что я, как художник, знаю очень многое и могу(1) будто бы(2) угадывать то, чего не знаю. Вероятно(3) ей хотелось, чтобы я ввёл её в область вечного и прекрасного, в этот высший свет, в котором(4) по её мнению(5) я был своим человеком, и она говорила со мной о боге, о вечной жизни, о чудесном.
Ответ: 345
19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Воздух за день так раскалился(1) что(2) когда наступила ночь(3) мы даже не почувствовали прохлады(4) наступившей после столь изнуряющего жарой дня.
Ответ: 1234
20)Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Куршская песчаная коса – узкая и длинная песчаная полоса суши (коса) саблевидной формы, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря. (2)Название косы происходит от названия древних племён куршей, живших здесь до колонизации Пруссии немцами. (3)Длина – 98 километров, ширина колеблется от 400 метров до 3,8 километров. (4)Куршская коса – уникальный природный ландшафт, территория исключительного эстетического значения – входит, наряду с Хельской и Вислинской, в балтийский комплекс песчаных кос, аналогов которому нет в мире. (5)Высокий уровень биологического разнообразия, обусловленный сочетанием различных ландшафтов – от пустынного до тундрового, – даёт представление о важных и длительных экологических и биологических процессах в эволюции. (6)Ежегодно весной и осенью над косой пролетает от 10 до 20 млн птиц, значительная часть которых останавливается здесь на отдых и кормёжку. (7)Благоприятные климатические условия позволяют отдыхать на Куршской косе в период с мая по ноябрь.
Ответ: 13
21)В приведённых ниже примерах даны различные способы развития мысли во фрагментах текстов. Укажите все примеры, в которых способом развития мысли является определение понятия. Обведите их номера.
- 1) Пение в хоре – коллективное творчество, способствующее выработке певческого дыхания, воспитанию гибкости голоса, всестороннему музыкальному развитию. А ещё, как установили учёные, пение в хоре улучшает настроение, укрепляет иммунную систему и даже помогает организму бороться с серьёзными болезнями.
- 2) Чтобы творить, то есть создавать что-то новое, человек должен иметь вдохновение – состояние душевного подъёма, сильной увлечённости. К.Г. Паустовский писал, что «вдохновение – состояние свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы». Вместе с тем вдохновение – это ещё и строгое рабочее состояние человека.
- 3) Шум моря подобен колыбельной песне, которая завораживает и дарит ощущение душевного покоя. Звуки морского прибоя можно сравнить с произведениями Моцарта, Шопена, Вивальди, Мендельсона, которые помогают снять эмоциональное напряжение, чувство тревоги и ощутить душевную радость и гармонию.
- 4) Здание Большого театра является образцом русской классической архитектуры. Оно представляет собой прямоугольное строение с двухскатной крышей и восьмиколонным портиком, выдвигающимся в сторону Театральной площади. Высота колонн портика – 15 метров. Пятиярусный зал Большого театра славится великолепной акустикой и вмещает в себя до 2150 человек.
- 5) Осень… Этимологически – «время жатвы»; по толкованию Даля, от «осенять» – затенять: наступление сумрака. «Унылая пора, очей очарование…» – так написал об осени А.С. Пушкин. «Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами», – а это уже слова из песни современного рок-музыканта.
Ответ: 25
22)Согласны ли вы с утверждением, что КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ ПОЛЕЗНЫ? Приведите один аргумент, который подтверждает вашу точку зрения. Аргумент должен содержать не только общее суждение, но и конкретный пример, факт, обращение к вашему личному опыту, авторитетному источнику и т. д. Ответ на задание 22 должен содержать не менее 20 слов.
Творожная запеканка блестяще принимать выжигать егэ
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) дистанционный, теснота, возрастать
2) предполагать, блестяще, принимать
3) дезориентировать, гигиенический, избиратель
4) воссоединение, жестикулировать, горизонтальный
5) взаперти, изложение, водоросли
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
1) дистанционный — НГ и ПГ, теснота — ПГ: те́сно, возрастать — ЧГ
2) предполагать, блестяще, принимать — ЧГ
3) дезориентировать — НГ, гигиенический — НГ и ПГ, избиратель — ЧГ
4) воссоединение — ПГ:( еди́ный) и НГ, жестикулировать — ПГ: же́ст, горизонтальный — ПГ: горизо́нт и НГ
5) взаперти, изложение, водоросли — ЧГ
Внимание!В слове «взаперти» чередующийся корень -пер-: вза пер ти — за пир ать.
ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
Общее понятие о корне как части слова
Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).
В задании 8 встречаются:
Для успешного выполнения задания необходимо:
— уметь определять тип корня;
— применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.
В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.
8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении ПГ
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Например: в корне слова пот. плело будет писаться буква е, так как в однокоренном слове тЁплый под ударением слышится и пишется ё (для проверки корней е и ё равнозначны); в корне слова прит. рм..зить будут писаться две буквы о, так как в однокоренных словах тОрмоз и затормОженный под ударением слышится и пишется о
Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
ПРИМЕЧАНИЯ
Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерять (ме́ра) костюм – примирять (мир) соседей; развевается (ве́ять) флаг – развивается (разви́тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).
Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний ( вёсны), гнездиться ( гнёзда)
Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а.
Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать. Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция — инъецировать, проекция —проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).
8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении НГ
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием
Краткое обозначение в пояснении ЧГ
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.
Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.