- Занятия в старшей группе на тему: устное народное творчество «Старинные посиделки»
- Ход занятия:
- «Блины –национальное русское кушанье» Цели : 1.Познакомиться с историей блинов. 2. Узнать, какое место в русской культуре занимают блины в настоящее время. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » «Блины –национальное русское кушанье» Цели : 1.Познакомиться с историей блинов. 2. Узнать, какое место в русской культуре занимают блины в настоящее время.» — Транскрипт:
Занятия в старшей группе на тему: устное народное творчество «Старинные посиделки»
Галина Дрожжина
Занятия в старшей группе на тему: устное народное творчество «Старинные посиделки»
1. продолжить знакомить детей с фольклорными произведениями. Передавать яркие, светлые чувства при встрече с любимыми персонажами.
2. закрепить знания детей о том, как жили на Руси, чем питались, на чём готовили еду. Чем занимались в свободное от работы время.
Рассказать о характере русского человека.
3. рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении, связи с фольклором (сочинялись небылицы, сказки, загадки, считалки). Расширить словарный запас детей. Познакомить с предметами старины.
4. формировать у детей первоначальное представление об истоках народной культуры,используя элементы фольклора: колыбельные, считалки, хороводы. Продолжать знакомить детей с историей и бытом русского народа: одеждой, жилищем, предметами обихода, осветительными приборами, предметами рукоделия. Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.
Ход занятия:
Восп. : Дорогие ребята. Сегодня на нашем занятии, мы попробуем побывать в прошлом. Ведь сейчас, в это время, мы с вами стали смотреть на многие вещи, по- и ному, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего народа.
Мы, мало уделяем внимания народной культуре. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало и что тревожило? Как они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?
И вот сейчас, мы с вами, перенесёмся, туда в то время, вы готовы? Ну, тогда вперёд.
Ведущий: На завалинках, в светелке,
Иль на брёвнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине мы сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели,
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши
Словом, эти посиделки,
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Посмеялся старый мир.
Нынче все мы «по сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
Входят дети парами, тройками и рассаживаются на лавочки.
Выходят девочка и мальчик в русских костюмах. В руках у них поднос с хлебом.
Мальчик: Собрались мы позабавиться да потешиться. Андрей Д.
Пошутить, поиграть, посмеяться.
Смех вам да веселье!
Восп. :Просим на избу: Юля К.
А хлеб-соль по-старинному,
За хлебом, солью
Всякая шутка хороша
Где потеснее, там и веселее.
Надоела нам зима,
1 реб-к: Жаворонки прилетайте Маша Ш.
Холодную зиму уносите,
Теплую весну приносите.
Нам зима-то недокучила,
Без хлебушка замучила.
3 реб-к: Весна! Весна красная! Софья А.
Приди, весна с радостью,
С великою милостью!
С львом высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными,
С весенними ливнями.
4 реб-к: Входи, Весна, в каждый дом! Никита С.
Тебе, Весна, все рады!
Весна: Я — Весна – красна! Алина И.
Вам в подарок принесла
Листья на дубочек
Много-много вешних вод,
Да веселый хоровод.
Это только присказка
А что будет впереди,
Приготовься и гляди.
Восп. : Вдоль улицы, во конец,
Шел удалый молодец,
Не товар продавать
Себя людям показать.
Входит мальчик «корабейник», раздает девочкам павловские платки, кланяется и уходит.
Танец с платками «Во поле берёзка стояла…»
Восп. : Под малиновым кусточком
Шелка травушка растет,
Под рябиновым кусточком
Цветник розовый цветет,
Под калиновым кусточком,
Наша Катя платье шьет.
Девочка: Иголка, иголка Влада Б.
Ты тонка и колка,
Не коли мне пальчик
Мальчик: В народе говорили: «Какова пряха, такова на ней и рубаха»
Восп. : А вот какие игрушки из дерева вытачивали — матрешки.
Мальчик: Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрешки.
Мы матрешки хоть куда Маша Л.
Щёчки будто яблоки
С нами издавна знаком
Весь народ из Садика
Мы матрешки барыни Катя С.
Всех на свете краше,
А Беловские ребята
В сарафанах наших пестрых Даша Н.
Да в платочках ярких
Мы гуляем парами,
Мы игрушки знатные Юля К.
Сладкие да ладные
Мы повсюду славимся
Мы и вам понравимся.
Мы игрушки расписные Лера Х,
Мы пропели вам сейчас
Восп. : Посылали молодицу,
Под горушку по водицу,
А водица далеко
А ведерко велико.
Инсценировка песни «Аннушка»
Восп. : Как Аннушка для Демьяна,
92 блина, 2 корыта киселя
50 пирогов, не найти едаков.
Не красна изба углами,
А красна пирогами
Аннушка и Демьян пьют чай.
Демьян: Эх, возьму я в руки балалайку, Никита С.
Да потешу я свою хозяйку.
Эй, Тимоха и Тальян
Николай, Семен, Иван.
Сядем, братцы, все рядком,
Да частушки пропоем.
Восп. : Красны девицы, да добры молодцы
На гулянье отправляйтесь.
Аннушка: Станем девицы рядком Даша Н.
Да частушки пропоем.
Демьян: Да и мы, пожалуй, встанем Никита С.
От подружек не отстанем.
Все: Мы частушек много знаем Рома Г.
И хороших и плохих
Хорошо тому послушать
Кто не знает ни каких.
Мальчики: Девочки — беляночки Андрей Д.
Где вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили Юля К.
Мальчики: Вы, послушайте, девчата Артём С.
Нескладуху буду петь,
Не дубу свинья посётся
В бане парится медведь.
Девочки: А у нас на сарафанах Лера Х.
Сами мы не косолапы,
Мальчики: Запрягу я, кошку в дрожки Влад Л.
А котенка в тарантас
Поведу свою подружку
Всем соседям напоказ.
Девочки: Мы с Егорушкой сидели, Катя С.
У куста малинова
Сверху ягода упала,
Мальчики: На горе стоит телега Влад В.
Слезы капают с дуги,
Под горой стоит корова
Девочки: По деревне я пошла Даша С.
Под кустом сидел и плакал,
Все: Мы Беловские ребята Андрей Д.
Мы нигде не пропадем
Если надо мы станцуем,
Если надо пропоем.
Восп. :: Кто с платочками пляшет,
Да на балалаечке играет —
Тому скучно не бывает.
Ай да молодцы! Славно у вас получается.
Я для вас, ребятки,
Знаю, знаю наперед
Вы смекалистый народ.
Без нее мы как без рук,
На досуге веселушка,
И накормит всех вокруг
Кашу носит прямо в рот,
И обжечься не дает.
Восп. : У кого там хмурый вид,
Снова музыка звучит,
Собирайся детвора
Ждет вас русская игра.
Игра «Бабка — Ежка»
В центре зала стоит Б. Яга в руках у нее веточка. Дети движутся по кругу и приговаривают
Дети: Бабка — Ежка, костяная ножка
С печки упала, ножку сломала.
А потом и говорит:
«У меня нога болит»,
Пошла на улицу — раздавила курицу.
Вышла на базар — раздавила самовар.
Дети разбегаются, а Баба Яга прыгая на одной ножке, пытается осалить детей веточкой.
Восп. :Так уж повелось на русской сторонке: парня называть соколом, а девицу — лебедушкой.
— Вдоль по берегу лебедушка плывет
Выше бережка головушку несет,
Она крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
В круг входит «лебедушка».
Дети ходят по кругу и поют.
Не летай ясный сокол высоко,
Не маши, да ты крылами высоко
Лебедь белая совсем недалеко.
В круг входит «сокол» кланяясь «лебедушке», поет.
— Ты, лебедушка, лучше всех Дима Б.
Ты, лебедушка, краше всех
Я возьму тебя за белое крыло
За собою поведу, да далеко.
Дети: -Ты её дружок, поймай, а потом и забирай.
«Сокол» ловит «лебедушку» за руки и ведет, дети стоят полукругом и поют.
— Вдоль, по мелкой травушке,
По зеленой по муравушке,
Ведет сокол лебедушку,
Ведет белую головушку,
Да по чистому по полюшку,
Прямо к синему морюшку,
Ой -ли, ой -моли, ой -моли,
Прямо к синему морюшку.
Восп. : Красна песня ладом,
А сказка -складом,
А кто слушал молодец.
И надо бы каждому молодцу,
С огорода по огурцу,
Да пока сказку слушали,
Огурцы на огороде
Все: Вот вам и не досталось.
Восп. : Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то,
Наших прадедов работе.
Песня «Ромашковая Русь».
В конце занятия Анна и Демьян угощают ребят пирогами.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Устное народное творчество» Цель: приобщать детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству, развивать речь детей средствами фольклора. Задачи: 1.
Лэпбук «Устное народное творчество» Добрый день уважаемые коллеги мне очень понравилось такая форма работы как интерактивная папка. Во-первых: представлен большой объём информации,.
Открытое занятие в средней группе на тему: «Устное народное творчество» Дети заходят в группу под русскую народную песню. Воспитатель встречает их в русском национальном костюме. Воспитатель. Детушки мои, проходите.
Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».
Проект «Устное народное творчество (потешки, прибаутки, колыбельные песни») во второй младшей группе Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является недостаточное использование современными родителями потешек, прибауток.
Проект «Устное народное творчество-загадки во второй младшей группе». Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является редкое использование родителями загадок в младшем дошкольном возрасте.
Устное народное творчество. Конспект занятия старшая-подготовительная группа устное народное творчество Старшая — подготовительная группа воспитатель: Неклюдова Е. А. Цель: Познакомить детей с жанром легенд и преданий.
Устное народное творчество в формировании личности дошкольника Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют простотой слова,.
Устное народное творчество в нравственном воспитании детей. Вопрос: как сделать ребёнка добрее, отзывчивее беспокоит не одно поколение родителей. Один из возможных путей эмоционально – нравственного.
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.
«Блины –национальное русское кушанье» Цели : 1.Познакомиться с историей блинов. 2. Узнать, какое место в русской культуре занимают блины в настоящее время. — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемТамара Филина
Похожие презентации
Презентация на тему: » «Блины –национальное русское кушанье» Цели : 1.Познакомиться с историей блинов. 2. Узнать, какое место в русской культуре занимают блины в настоящее время.» — Транскрипт:
1 «Блины –национальное русское кушанье» Цели : 1.Познакомиться с историей блинов. 2. Узнать, какое место в русской культуре занимают блины в настоящее время.
2 Задачи проекта: 1. Узнать, когда появился блин в русской кухне. 2. Выяснить, что стало предтечей появления блина. 3. Познакомиться с национальными обрядами и праздниками, в которых применяют блины 4. Найти рецепты приготовления блинов.
3 Блины – национальное кушанье. Круглый, горячий блин – символ яркого солнца. По результатам исследований русских историков, дрожжевой блин появился на рубеже годов. Поэтому в 2006 году русскому блину исполнилось 1000 лет.
4 Предтечей современного блина был овсяный кисель, который кто-то решил подогреть на огне. Человек этот, видимо, зазевался, кисельная гуща поджарилась, подрумянилась и получился готовый блин.
5 Пеки блины с гречкой, Чтоб не развалилась печка! Напеки блинов с припёком Не будет жизнь к тебе жестока. На Руси испокон веков пекли блины не только из овсяной муки, но и пшеничные, ржаные, гречневые, гречнево — пшеничные. В русской домашней кухне были очень популярны блины с припёками, луком, мясом, рыбой, грибами, яйцами, в качестве начинки также использовали творог или лесные ягоды.
6 Процесс приготовления блинов был настоящим таинством. Накануне Масленицы хозяйки готовили опару, соблюдая особые ритуалы. Дождавшись, когда на небе появятся звёзды, они выходили к водоёму или колодцу и уже там замешивали тесто. После чего ставили опару на окошко, приговаривая: Месяц ты месяц, Золотые твои рожки, Взгляни в окошко, Подуй на опару.
7 Блин для наших предков – не просто излюбленное блюдо, это полноправный участник множества обрядов и ритуалов.
8 Но в первую очередь блины, безусловно, ассоциируются с Масленицей. Недаром говорят: «Без блина – не Масляна».
11 Устное народное творчество о блинах Масленичные загадки: Маслянисты и румяны, жить не могут без сметаны. Ароматны и вкусны ноздреватые…(блины). Кто таков – Иван Громоков, Сел на конь и поехал в огонь? (Блины на сковороде). На плешивого капну, по плешивому шлёпну, Плешь обдеру да опять наведу. (Выпечка блинов). Пословицы и поговорки: Блин маслом не испортишь. Первый блин комом. Блин не клин, брюха не расколет. Где блины, там и мы, где с маслом каша, там и место наше.