Устройство пирога асфальтобетонного покрытия автодороги

Пирог асфальтового покрытия

Наиболее распространенной технологией укладки дороги является асфальтирование. Это связано с хорошими эксплуатационными и потребительскими свойствами асфальтового покрытия и простотой технологического процесса укладки асфальта. Чтобы качество дорожного покрытия соответствовало техническим требованиям и ГОСТу, необходимо соблюдать все требования по укладке пирога асфальта. В статье мы рассмотрим разрез дорожного пирога и особенности технологии укладки асфальта для проезжей дороги.

Состав дорожного пирога. Пирог асфальтового покрытия

Пирог дорожного покрытия любого типа автострады является многослойным основанием дорожной одежды, состоящим из нескольких слоев строительных материалов (грунт, песок, щебень). Основная функция дорожного основания — обеспечение безопасности транспортного движения, а также устойчивости автострады к механическому воздействию. От качественно уложенного слоя основания зависит долговечность дорожного полотна и комфорт автомобилистов: при несоблюдении технологического процесса его укладки в процессе эксплуатации дорога съедет вниз.

Структура дорожного пирога включает:

  • земляное корыто;
  • подушка из песка и крупной фракции щебня;
  • непосредственно основание — фундамент дороги;
  • слой из железобетона;
  • слой асфальта;
  • специальная пропитка для защиты от предполагаемых нагрузок;
  • пирог асфальтового покрытия.

Каждая дорога общего пользования является многослойным пирогом, составленным исходя из предполагаемых нагрузок и внешего воздействия.

Разрез дороги

Во время строительства дорог необходимо соблюдать все требования технологического процесса: от этого зависит состояние дорог и безопасность всех участников движения.

В завимости от предназначения и типа дороги разработаны специальные технологические требования к составу пирога.

Читайте также:  Пирог анны павловой с яблоками

Обычное асфальтирование

Используется при строительстве дороги на уже созданном основании дорожного полотна, для улучшения состояния плохих дорог. Толщина слоя асфальта составляет от 4 до 6 см, поверхность дороги обязательно обрабатывается битумом.

Экономичный вариант асфальтирования

На земляное полотно укладывается слой различных типов щебня (от 5 до 7 см), далее идет крупнозернистый асфальт. Эта технология укладки асфальта подойдет для обустройства тротуаров и придомовых территорий.

Вариант асфальтирования эконом плюс

Экономичный вариант строительства и технологии укладки асфальта с созданием многослойного дорожного пирога. Поверх дорожного основания застилает песок (до 15 см), далее идет крупная и мелкая фракция щебня (до 12 см), после этого укладывают асфальт. Эта технология застила автомобильной дороги обеспечивает высокую прочность и долговечность дорожной одежды.

Классический пирог дорожного полотна

Если в ходе проводимых дорожно-строительных мерприятий приняется эта технология, состав пирога включает:

  • песок (до 40 см) — застилается после уплотнения грунта;
  • щебень (до 20 см);
  • слой асфальтобетонного покрытия (5-6 см).

Такого пирога достатточно при строительстве дорог в крупных городах, а также для создания парковок, подъездных путей и т.д.

Грузовой вариант

Технология укладки асфальтового слоя для грузовых автотрасс:

  • в основание будущей дороги застилается песок (до 50 см);
  • на песчаное покрытие — щебень (от 20 до 25 см);
  • в первую очередь идет крупнозернистый асфальт (5-6 см);
  • в завершение дорожного пирога застилается слой мелкозернистого асфальта (5 см).

Данный вариант нанесения нового или обновления уже существующего асфальтобетонного покрытия подходит для интенсивного трафика грузовой и тяжелой техники.

Технология строительства дорожного пирога

Вне зависимости от характера работа (вы будете делать дорогу с нуля или просто чинить дорогу) необходимо соблюдать последовательность и технические требования по строительству дорожного пирога:

  • 1 этап — срезать плодородный слой почвы и вывезти весь мусор;
  • 2 этап — земляное полотно уплотняется и утрамбовывается специальной техникой;
  • 3 этап — на слой фундамента дороги наносится геотекстиль (от напрямую зависит прочность автострады к смещению и размыванию влагой);
  • 4 этап — формирование подушки из песка для уменьшения деформации дорожного полотна);
  • 5 этап — застил щебня;
  • 6 этап — закрепление дорожных покрытий эмульсией битума;
  • 7 этап — нанесение асфальтового покрытия несколькими слоями.

Технология укладки асфальта по ГОСТ

Характеристики дорожного и технические требования строительства новых трасс и осущесвление ремонта в процессе эксплуатации дорожного покрытия закреплены в ГОСТ. Согласно стандарту, этапы технологии укладки асфальта вкючают:

  • комплекс подготовительных мероприятий;
  • подготовка земляного полотна;
  • проведение необходимых коммуникаций и инженерых систем;
  • устройство оснований будущей дороги: застил песка, щебня или основания из железобетона;
  • асфальтирование или застил поверхности асфальтной крошкой;
  • благоустройство территории.

Процесс асфальтирования может осуществляться 2 способами:

  • Укладка холодного асфальта — в этом случае не требуется проведения масштабных мероприятий по утрамбовке и уплотнению. С помощью этой технологии можно чинить дорогу или улучшать щебеночные дороги, в том числе в дни с отрицательной температурой воздуха (до -10 градусов).
  • Технология укладки горячего асфальта предполагает приготовление специальной смеси из битума и мелкого гравия, которая укладывается исключительно в теплые дни без осадков. Качество дорожного полотна определяется температурой готовой смеси (от 100 до 160 градусов).

Смотрите также:

Технологии ремонта дорожного покрытия

Постоянно возрастающая интенсивность дорожного движения и агрессивные условия окружающей среды приводят к ухудшению состояния автострады. От качества трассы и ровного состояния поверхности дороги зависят комфорт и безопасность автомобилистов и пешеходов, возможность сохранения скоростного режима и т.д. Восстановление качества трассы осуществляется в ходе ремонтных работ. Мы рассмотрели основные технологии проведения ремонта дорожного полотна и рассказываем вам об их особенностях и специфике.

Источник

Устройство пирога асфальтобетонного покрытия автодороги

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 78.13330.2012 (с Изменением N 1) со СНиП 3.06.03-85 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2013-07-01

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ — ЗАО «СоюздорНИИ»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 78.13330.2011 «СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги»

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

Введение

Актуализация выполнена авторским коллективом: ЗАО «СоюздорНИИ» (кандидаты техн. наук В.М.Юмашев, Р.А.Коган, д-р техн. наук, проф. В.Д.Казарновский, кандидаты техн. наук Е.С.Пшеничникова, Г.Н.Кирюхин, Л.М.Гохман, Е.М.Гурарий, И.Ж.Хусаинов, В.И.Коршунов, инж. И.В.Басурманова, канд. техн. наук А.А.Матросов, инж. Ф.В.Панфилов, инж. Ю.А.Аливер, канд. техн. наук С.Г.Фурсов, инж. О.Б.Гопин, канд. техн. наук А.А.Пахомов).

Изменение N 1 подготовлено ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» совместно с авторским коллективом ФАУ «РОСДОРНИИ»: д-р техн. наук О.А.Красиков, д-р техн. наук А.М.Кулижников; кандидаты техн. наук А.М.Стрижевский, А.Е.Мерзликин, А.А.Домницкий, И.Ф.Живописцев, Б.Б.Анохин, А.П.Фомин, Л.А.Горелышева, Н.А.Лушников, П.А.Лушников, Р.А.Еремин, Н.Б.Сакута; инженеры Р.К.Бородин, А.В.Бобков, А.И.Босов, А.С.Козин, А.Б.Волков, В.Н.Гарманов, Ж.С.Сахно.

1 Область применения

Настоящий свод правил устанавливает правила производства и контроля качества работ и распространяется на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.

Требования настоящего свода правил не распространяются на временные дороги, испытательные дороги промышленных предприятий и автозимники.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил используются ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия

ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования

ГОСТ Р 55052-2012 Гранулят старого асфальтобетона. Технические условия

ГОСТ Р 55420-2013 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Технические условия

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 310.3-76 Цементы. Методы определения нормальной густоты, сроков схватывания и равномерности изменения объема

ГОСТ 310.4-81 Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии

ГОСТ 5180-2015 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия

ГОСТ 7802-81 Болты с увеличенной полукруглой головкой и квадратным подголовком класса точности С. Конструкция и размеры

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия

ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости

ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10181-2014 Смеси бетонные. Методы испытаний

ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия

ГОСТ 12730.0-78 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости

ГОСТ 12730.4-78 Бетоны. Методы определения показателей пористости

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 23467-79 Компрессоры воздушные для доменных печей и воздухоразделительных установок. Общие технические требования

ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия

ГОСТ 25458-82 Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия

ГОСТ 25459-82 Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия

ГОСТ 25584-90 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации

ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 27006-86 Бетоны. Правила подбора состава

ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий

ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 30459-2008 Добавки для бетонов и строительных растворов. Определение и оценка эффективности

ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 30740-2000 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги»

СП 45.13330.2012 «СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты»

СП 46.13330.2012 «СНиП 3.06.04-91 «Мосты и трубы»

СП 47.13330.2012 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

СП 48.13330.2011 «СНиП 12.01-2004 Организация строительства»

СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции»

Источник

Оцените статью